|
|
Предисловие |
ОТДЕЛ 1-й. Греческий эпос Гомер Гесиод |
| I. | Значение греческой цивилизации и литературы . -- Влияние
греческой литературы на новую европейскую. -- Общечеловеческое
значение греческой литературы Влияние географических
условий на образование греческого характера: изрезанность греческих
берегов, скудость почвы, красота пейзажей и климат. -- Основные
черты греческого характера. -- Особенности греческой
религии, философии, науки, искусства и литературы. -- Догомеровская
литература. -- Вопрос об авторе "Илиады" и "Одиссеи",
о времени и месте их возникновения. -- Сюжет "Илиады". -- Сюжет
"Одиссеи" |
| II. | Аристократическая тенденция гомеровских поэм. -- Черты
гомеровской аристократии: несдержанность, алчность, дух утилитаризма,
разгула, роскоши, эпикуреизма, патриархальный быт,
культурность обращения, этикет, уважение к искусству и к певцам,
красота и героизм. -- Изображение низших классов у Гомера. -- Его отношение к народной массе. -- Совет и народное собрание. -- Типы из низших классов: Терсит и Эвмей. -- Типы героев:
Ахиллес и Одиссей. -- Типы женщин: Пенелопа. -- Значение гомеровского
эпоса |
| III. | Гомер и Гесиод, как идеологи различных классов. -- Сведения
о личности Гесиода и его родине Настроение, господствующее
в поэме "Труды и дни" . -- Миф о Пандоре и легенда о пяти
веках. -- Пессимизм в моральных и исторических воззрениях Гесиода. -- Дух протеста. -- Жизнь и идеал земледельческого рабочего
класса по Трудам и дням". -- "Теогония" и прочие произведения
эпической поэзии . -- Комический эпос . -- "Война мышей и лягушек". -- "Маргит". -- Зародыши будущих идей в эпосе |
ОТДЕЛ II-й. Лирическая поэзия и начало драмы. Архилох. Тиртей. Солон. Феогнид. Алкей. Сапфо. Анакреон. Симонид. Пиндар. Эсхил |
| IV. | Падение аристократии в греческих городах в VII и VI веках. -- Успехи демократии. -- Тирания. -- Законы Солона и Клисфена. -- Влияние новых вкусов и требование на литературу. -- Новые
поэтические формы. -- Элегическая, ямбическая, мелическая
и хоровая песня Начало лирической поэзии. -- Архилох и сатирическая
лирика. -- Воинственная лирика: Тиртей. -- Социально. -- политическая
лирика: Солон. -- Аристократически-реакционное направление
в греческой лирике: Феогнид |
| V. | Эпикурейское и эротическое направление в греческой
лирике. -- Остров Лесбос. -- Алкей. -- Сапфо и художественные особенности
ее лирики. -- Анакреон. -- Персидские войны, их политические
и экономические следствия для Греции. -- Возвышение
Афин и торжество демократии. -- Подъем национального самосознания. -- Симонид и Пиндар как первые общегреческие лирики. -- Симонид
как новый тип поэта. -- Его патриотические песни. -- Пиндар. -- Значение олимпийских празднеств. -- Разбор первой
олимпийской оды Пиндара |
| VI. | Начало драматического искусства. -- Теспис. -- Устройство
греческого театра. -- Артисты. -- Публика. -- Декорации, маски, костюмы. -- Хор. -- Эсхил. -- Его трагедии. -- "Персы". -- "Семеро против
Фив". -- "Просительницы". -- "Скованный Прометей". -- Значение
этой трагедии и "Прометей" Шелли. -- Трилогия "Орестейя". -- Заключение |
ОТДЕЛ III-й. Расцвет драматического искусства. Софокл. Эврипид. Аристофан. Аристотель |
| VII. | Софокл. -- Его жизнь и личность. -- Реформа драматического
искусства. -- Трагедии: "Эдип. -- царь" и "Эдип в Колонне": Характер Эдипа в первой и второй трагедии. -- Нравственные
воззрения Софокла и его взгляд на судьбу. -- "Антигона". -- Женщина
в эпоху Перикла. -- Электра и Деянира. -- "Аякс" и "Филоктета.-- Общая характеристика творчества Софокла |
| VII. | I Эврипид. -- Эпоха упадка демократии. -- Настроение демоса. -- Гетерии. -- Просветители. -- Религиозные процессы. -- Софисты. -- Произведения Эврипида: -- Алкеста" и особенности Эврипидовского
творчества, сказывающиеся в ней. -- "Медея". -- Мрачная тенденция
этой трагедии. -- Характеры Язона и Медеи. -- "Ипполит"Патриотическая
тенденция в трагедиях Эврипида: "Гераклиды",
"Ион", "Просительницы" и "Неистовый Геракл". -- "Электра",
"Ифигения" и остальные произведения Эврипида |
| IX. | Комедия. -- Предшественники и современники Аристофана. -- Аристофан. -- Протест против шовинизма: "Ахарняне" Протест
против демагогов и их приемов: "Всадники". -- Сатира на софистическую
философию: "Облака". -- Сатира на сутяг: "Осы" Злободневные
пьесы с фантастическими сюжетами: "Мир" и "Птицы". -- Женщины в комедиях Аристофана: "Лисистрата", "Женщины
на празднике Тесмофорий" и "Женщины в народном собрании". -- Литературная
критика и полемика в аристофановской комедии:
"Лягушки". -- Драматическая теория: "Поэтика" Аристотеля. -- Заключение |
Предисловие к первому изданию
В настоящих "Очерках по истории древних литератур"
я старался следовать тому же плану, как и в вышедших уже
двух томах "Очерков по истории западно-европейских литератур".
К сожалению, скудные остатки, дошедшие до нас
от некогда богатой и сложной греческой литературы, не позволяли
быть разборчивым. Для характеристики эпохи и воззрений
общества приходилось брать не наиболее яркое, а то, что
сохранило беспощадное время. Но всюду, где было возможно,
я старался установить преемственную связь идей и настроений,
которыми жил народ, стоявший у колыбели европейской
цивилизации, и не на меня одного падает вина в тех случаях,
когда мне не удавалось этого достигнуть. В этой книге я ограничил
свою задачу обзором художественного творчества греков,
не касаясь памятников, относящихся к области философии,
истории и ораторского искусства. Второй том будет посвящен
обзору художественной литературы римского народа.
Все источники, которыми я пользовался, указаны мною
в подстрочных примечаниях.
1907 г.
П. К.
Коган Петр Семенович Российский историк литературы, критик, переводчик. Профессор Московского государственного университета, президент Государственной академии художественных наук. Окончил гимназию в Могилеве, историко-философский факультет Московского университета. В студенческие годы увлекся марксистскими идеями. Преподавал в Москве, в том числе в училище Московского филармонического общества. В 1909 г. переехал в Санкт-Петербург. C 1913 г. — приват-доцент Санкт-Петербургского университета. Автор переводов книг Дж. Рёскина, И. Тэна и других. Печатался в «Книговедении», «Русской мысли», «Русском слове», «Курьере» и других изданиях. Автор статей в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона и в первом издании Большой советской энциклопедии.
Работы П. С. Когана сыграли значительную роль в русском литературоведении в связи со спором с эстетствующей критикой и попыткой установить тесную связь мировой литературы с наукой, философией, экономикой и общественно-политическими идеями эпохи. В 1903 г. вышли его «Очерки по истории западноевропейской литературы». Книга эта, переиздававшаяся 12 раз, явилась почти первым русскоязычным обзором всей западноевропейской литературы, которая рассматривалась автором в тесной связи с современными ей социально-политическими и научными течениями. П. С. Коган — прекрасный популяризатор, книги его написаны простым, четким языком, не лишенным публицистической заостренности.
|
|
|
|