URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Коган П.С. Очерки по истории древнегреческой литературы
Id: 293086
539 р.

Очерки по истории древнегреческой литературы Изд. стереотип.

URSS. 2022. 256 с. ISBN 978-5-9710-6656-9.
Типографская бумага

Аннотация

В настоящей книге, написанным известным критиком и историком литературы П.С.Коганом, дается обзор памятников греческого литературного творчества. Книга состоит из трех частей, в первой из которых исследуются эпические поэмы, в том числе творения Гомера и Гесиода; во второй части разбираются различные направления греческой лирической поэзии; третья часть посвящена греческому драматическому искусству. Автор не только изучает дошедшие до нашего... (Подробнее)


Оглавление
top
Предисловие
ОТДЕЛ 1-й. Греческий эпос Гомер Гесиод
 I.Значение греческой цивилизации и литературы . -- Влияние греческой литературы на новую европейскую. -- Общечеловеческое значение греческой литературы Влияние географических условий на образование греческого характера: изрезанность греческих берегов, скудость почвы, красота пейзажей и климат. -- Основные черты греческого характера. -- Особенности греческой религии, философии, науки, искусства и литературы. -- Догомеровская литература. -- Вопрос об авторе "Илиады" и "Одиссеи", о времени и месте их возникновения. -- Сюжет "Илиады". -- Сюжет "Одиссеи"
 II.Аристократическая тенденция гомеровских поэм. -- Черты гомеровской аристократии: несдержанность, алчность, дух утилитаризма, разгула, роскоши, эпикуреизма, патриархальный быт, культурность обращения, этикет, уважение к искусству и к певцам, красота и героизм. -- Изображение низших классов у Гомера. -- Его отношение к народной массе. -- Совет и народное собрание. -- Типы из низших классов: Терсит и Эвмей. -- Типы героев: Ахиллес и Одиссей. -- Типы женщин: Пенелопа. -- Значение гомеровского эпоса
 III.Гомер и Гесиод, как идеологи различных классов. -- Сведения о личности Гесиода и его родине Настроение, господствующее в поэме "Труды и дни" . -- Миф о Пандоре и легенда о пяти веках. -- Пессимизм в моральных и исторических воззрениях Гесиода. -- Дух протеста. -- Жизнь и идеал земледельческого рабочего класса по Трудам и дням". -- "Теогония" и прочие произведения эпической поэзии . -- Комический эпос . -- "Война мышей и лягушек". -- "Маргит". -- Зародыши будущих идей в эпосе
ОТДЕЛ II-й. Лирическая поэзия и начало драмы. Архилох. Тиртей. Солон. Феогнид. Алкей. Сапфо. Анакреон. Симонид. Пиндар. Эсхил
 IV.Падение аристократии в греческих городах в VII и VI веках. -- Успехи демократии. -- Тирания. -- Законы Солона и Клисфена. -- Влияние новых вкусов и требование на литературу. -- Новые поэтические формы. -- Элегическая, ямбическая, мелическая и хоровая песня Начало лирической поэзии. -- Архилох и сатирическая лирика. -- Воинственная лирика: Тиртей. -- Социально. -- политическая лирика: Солон. -- Аристократически-реакционное направление в греческой лирике: Феогнид
 V.Эпикурейское и эротическое направление в греческой лирике. -- Остров Лесбос. -- Алкей. -- Сапфо и художественные особенности ее лирики. -- Анакреон. -- Персидские войны, их политические и экономические следствия для Греции. -- Возвышение Афин и торжество демократии. -- Подъем национального самосознания. -- Симонид и Пиндар как первые общегреческие лирики. -- Симонид как новый тип поэта. -- Его патриотические песни. -- Пиндар. -- Значение олимпийских празднеств. -- Разбор первой олимпийской оды Пиндара
 VI.Начало драматического искусства. -- Теспис. -- Устройство греческого театра. -- Артисты. -- Публика. -- Декорации, маски, костюмы. -- Хор. -- Эсхил. -- Его трагедии. -- "Персы". -- "Семеро против Фив". -- "Просительницы". -- "Скованный Прометей". -- Значение этой трагедии и "Прометей" Шелли. -- Трилогия "Орестейя". -- Заключение
ОТДЕЛ III-й. Расцвет драматического искусства. Софокл. Эврипид. Аристофан. Аристотель
 VII.Софокл. -- Его жизнь и личность. -- Реформа драматического искусства. -- Трагедии: "Эдип. -- царь" и "Эдип в Колонне": Характер Эдипа в первой и второй трагедии. -- Нравственные воззрения Софокла и его взгляд на судьбу. -- "Антигона". -- Женщина в эпоху Перикла. -- Электра и Деянира. -- "Аякс" и "Филоктета.-- Общая характеристика творчества Софокла
 VII.I Эврипид. -- Эпоха упадка демократии. -- Настроение демоса. -- Гетерии. -- Просветители. -- Религиозные процессы. -- Софисты. -- Произведения Эврипида: -- Алкеста" и особенности Эврипидовского творчества, сказывающиеся в ней. -- "Медея". -- Мрачная тенденция этой трагедии. -- Характеры Язона и Медеи. -- "Ипполит"Патриотическая тенденция в трагедиях Эврипида: "Гераклиды", "Ион", "Просительницы" и "Неистовый Геракл". -- "Электра", "Ифигения" и остальные произведения Эврипида
 IX.Комедия. -- Предшественники и современники Аристофана. -- Аристофан. -- Протест против шовинизма: "Ахарняне" Протест против демагогов и их приемов: "Всадники". -- Сатира на софистическую философию: "Облака". -- Сатира на сутяг: "Осы" Злободневные пьесы с фантастическими сюжетами: "Мир" и "Птицы". -- Женщины в комедиях Аристофана: "Лисистрата", "Женщины на празднике Тесмофорий" и "Женщины в народном собрании". -- Литературная критика и полемика в аристофановской комедии: "Лягушки". -- Драматическая теория: "Поэтика" Аристотеля. -- Заключение

Предисловие к первому изданию
top

В настоящих "Очерках по истории древних литератур" я старался следовать тому же плану, как и в вышедших уже двух томах "Очерков по истории западно-европейских литератур". К сожалению, скудные остатки, дошедшие до нас от некогда богатой и сложной греческой литературы, не позволяли быть разборчивым. Для характеристики эпохи и воззрений общества приходилось брать не наиболее яркое, а то, что сохранило беспощадное время. Но всюду, где было возможно, я старался установить преемственную связь идей и настроений, которыми жил народ, стоявший у колыбели европейской цивилизации, и не на меня одного падает вина в тех случаях, когда мне не удавалось этого достигнуть. В этой книге я ограничил свою задачу обзором художественного творчества греков, не касаясь памятников, относящихся к области философии, истории и ораторского искусства. Второй том будет посвящен обзору художественной литературы римского народа.

Все источники, которыми я пользовался, указаны мною в подстрочных примечаниях.

1907 г.
П. К.

Об авторе
top
photoКоган Петр Семенович
Российский историк литературы, критик, переводчик. Профессор Московского государственного университета, президент Государственной академии художественных наук. Окончил гимназию в Могилеве, историко-философский факультет Московского университета. В студенческие годы увлекся марксистскими идеями. Преподавал в Москве, в том числе в училище Московского филармонического общества. В 1909 г. переехал в Санкт-Петербург. C 1913 г. — приват-доцент Санкт-Петербургского университета. Автор переводов книг Дж. Рёскина, И. Тэна и других. Печатался в «Книговедении», «Русской мысли», «Русском слове», «Курьере» и других изданиях. Автор статей в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона и в первом издании Большой советской энциклопедии.

Работы П. С. Когана сыграли значительную роль в русском литературоведении в связи со спором с эстетствующей критикой и попыткой установить тесную связь мировой литературы с наукой, философией, экономикой и общественно-политическими идеями эпохи. В 1903 г. вышли его «Очерки по истории западноевропейской литературы». Книга эта, переиздававшаяся 12 раз, явилась почти первым русскоязычным обзором всей западноевропейской литературы, которая рассматривалась автором в тесной связи с современными ей социально-политическими и научными течениями. П. С. Коган — прекрасный популяризатор, книги его написаны простым, четким языком, не лишенным публицистической заостренности.


Страницы (пролистать)
top
  1. slider
  2. slider