URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Коган П.С. Очерки по истории древнегреческой литературы Обложка Коган П.С. Очерки по истории древнегреческой литературы
Id: 293086
539 р.

Очерки по истории древнегреческой литературы Изд. стереотип.

2022. 256 с.
Типографская бумага

Аннотация

В настоящей книге, написанным известным критиком и историком литературы П.С.Коганом, дается обзор памятников греческого литературного творчества. Книга состоит из трех частей, в первой из которых исследуются эпические поэмы, в том числе творения Гомера и Гесиода; во второй части разбираются различные направления греческой лирической поэзии; третья часть посвящена греческому драматическому искусству. Автор не только изучает дошедшие до нашего... (Подробнее)


Оглавление
top
Предисловие
ОТДЕЛ 1-й. Греческий эпос Гомер Гесиод
 I.Значение греческой цивилизации и литературы . – Влияние греческой литературы на новую европейскую. – Общечеловеческое значение греческой литературы Влияние географических условий на образование греческого характера: изрезанность греческих берегов, скудость почвы, красота пейзажей и климат. – Основные черты греческого характера. – Особенности греческой религии, философии, науки, искусства и литературы. – Догомеровская литература. – Вопрос об авторе "Илиады" и "Одиссеи", о времени и месте их возникновения. – Сюжет "Илиады". – Сюжет "Одиссеи"
 II.Аристократическая тенденция гомеровских поэм. – Черты гомеровской аристократии: несдержанность, алчность, дух утилитаризма, разгула, роскоши, эпикуреизма, патриархальный быт, культурность обращения, этикет, уважение к искусству и к певцам, красота и героизм. – Изображение низших классов у Гомера. – Его отношение к народной массе. – Совет и народное собрание. – Типы из низших классов: Терсит и Эвмей. – Типы героев: Ахиллес и Одиссей. – Типы женщин: Пенелопа. – Значение гомеровского эпоса
 III.Гомер и Гесиод, как идеологи различных классов. – Сведения о личности Гесиода и его родине Настроение, господствующее в поэме "Труды и дни" . – Миф о Пандоре и легенда о пяти веках. – Пессимизм в моральных и исторических воззрениях Гесиода. – Дух протеста. – Жизнь и идеал земледельческого рабочего класса по Трудам и дням". – "Теогония" и прочие произведения эпической поэзии . – Комический эпос . – "Война мышей и лягушек". – "Маргит". – Зародыши будущих идей в эпосе
ОТДЕЛ II-й. Лирическая поэзия и начало драмы. Архилох. Тиртей. Солон. Феогнид. Алкей. Сапфо. Анакреон. Симонид. Пиндар. Эсхил
 IV.Падение аристократии в греческих городах в VII и VI веках. – Успехи демократии. – Тирания. – Законы Солона и Клисфена. – Влияние новых вкусов и требование на литературу. – Новые поэтические формы. – Элегическая, ямбическая, мелическая и хоровая песня Начало лирической поэзии. – Архилох и сатирическая лирика. – Воинственная лирика: Тиртей. – Социально. – политическая лирика: Солон. – Аристократически-реакционное направление в греческой лирике: Феогнид
 V.Эпикурейское и эротическое направление в греческой лирике. – Остров Лесбос. – Алкей. – Сапфо и художественные особенности ее лирики. – Анакреон. – Персидские войны, их политические и экономические следствия для Греции. – Возвышение Афин и торжество демократии. – Подъем национального самосознания. – Симонид и Пиндар как первые общегреческие лирики. – Симонид как новый тип поэта. – Его патриотические песни. – Пиндар. – Значение олимпийских празднеств. – Разбор первой олимпийской оды Пиндара
 VI.Начало драматического искусства. – Теспис. – Устройство греческого театра. – Артисты. – Публика. – Декорации, маски, костюмы. – Хор. – Эсхил. – Его трагедии. – "Персы". – "Семеро против Фив". – "Просительницы". – "Скованный Прометей". – Значение этой трагедии и "Прометей" Шелли. – Трилогия "Орестейя". – Заключение
ОТДЕЛ III-й. Расцвет драматического искусства. Софокл. Эврипид. Аристофан. Аристотель
 VII.Софокл. – Его жизнь и личность. – Реформа драматического искусства. – Трагедии: "Эдип. – царь" и "Эдип в Колонне": Характер Эдипа в первой и второй трагедии. – Нравственные воззрения Софокла и его взгляд на судьбу. – "Антигона". – Женщина в эпоху Перикла. – Электра и Деянира. – "Аякс" и "Филоктета.– Общая характеристика творчества Софокла
 VII.I Эврипид. – Эпоха упадка демократии. – Настроение демоса. – Гетерии. – Просветители. – Религиозные процессы. – Софисты. – Произведения Эврипида: – Алкеста" и особенности Эврипидовского творчества, сказывающиеся в ней. – "Медея". – Мрачная тенденция этой трагедии. – Характеры Язона и Медеи. – "Ипполит"Патриотическая тенденция в трагедиях Эврипида: "Гераклиды", "Ион", "Просительницы" и "Неистовый Геракл". – "Электра", "Ифигения" и остальные произведения Эврипида
 IX.Комедия. – Предшественники и современники Аристофана. – Аристофан. – Протест против шовинизма: "Ахарняне" Протест против демагогов и их приемов: "Всадники". – Сатира на софистическую философию: "Облака". – Сатира на сутяг: "Осы" Злободневные пьесы с фантастическими сюжетами: "Мир" и "Птицы". – Женщины в комедиях Аристофана: "Лисистрата", "Женщины на празднике Тесмофорий" и "Женщины в народном собрании". – Литературная критика и полемика в аристофановской комедии: "Лягушки". – Драматическая теория: "Поэтика" Аристотеля. – Заключение

Предисловие к первому изданию
top

В настоящих "Очерках по истории древних литератур" я старался следовать тому же плану, как и в вышедших уже двух томах "Очерков по истории западно-европейских литератур". К сожалению, скудные остатки, дошедшие до нас от некогда богатой и сложной греческой литературы, не позволяли быть разборчивым. Для характеристики эпохи и воззрений общества приходилось брать не наиболее яркое, а то, что сохранило беспощадное время. Но всюду, где было возможно, я старался установить преемственную связь идей и настроений, которыми жил народ, стоявший у колыбели европейской цивилизации, и не на меня одного падает вина в тех случаях, когда мне не удавалось этого достигнуть. В этой книге я ограничил свою задачу обзором художественного творчества греков, не касаясь памятников, относящихся к области философии, истории и ораторского искусства. Второй том будет посвящен обзору художественной литературы римского народа.

Все источники, которыми я пользовался, указаны мною в подстрочных примечаниях.

1907 г.
П. К.

Об авторе
top
photoКоган Петр Семенович
Российский историк литературы, критик, переводчик. Профессор Московского государственного университета, президент Государственной академии художественных наук. Окончил гимназию в Могилеве, историко-философский факультет Московского университета. В студенческие годы увлекся марксистскими идеями. Преподавал в Москве, в том числе в училище Московского филармонического общества. В 1909 г. переехал в Санкт-Петербург. C 1913 г. — приват-доцент Санкт-Петербургского университета. Автор переводов книг Дж. Рёскина, И. Тэна и других. Печатался в «Книговедении», «Русской мысли», «Русском слове», «Курьере» и других изданиях. Автор статей в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона и в первом издании Большой советской энциклопедии.

Работы П. С. Когана сыграли значительную роль в русском литературоведении в связи со спором с эстетствующей критикой и попыткой установить тесную связь мировой литературы с наукой, философией, экономикой и общественно-политическими идеями эпохи. В 1903 г. вышли его «Очерки по истории западноевропейской литературы». Книга эта, переиздававшаяся 12 раз, явилась почти первым русскоязычным обзором всей западноевропейской литературы, которая рассматривалась автором в тесной связи с современными ей социально-политическими и научными течениями. П. С. Коган — прекрасный популяризатор, книги его написаны простым, четким языком, не лишенным публицистической заостренности.