|
|
Предисловие |
ОТДЕЛ 1-й. Греческий эпос Гомер Гесиод |
| I. | Значение греческой цивилизации и литературы . – Влияние
греческой литературы на новую европейскую. – Общечеловеческое
значение греческой литературы Влияние географических
условий на образование греческого характера: изрезанность греческих
берегов, скудость почвы, красота пейзажей и климат. – Основные
черты греческого характера. – Особенности греческой
религии, философии, науки, искусства и литературы. – Догомеровская
литература. – Вопрос об авторе "Илиады" и "Одиссеи",
о времени и месте их возникновения. – Сюжет "Илиады". – Сюжет
"Одиссеи" |
| II. | Аристократическая тенденция гомеровских поэм. – Черты
гомеровской аристократии: несдержанность, алчность, дух утилитаризма,
разгула, роскоши, эпикуреизма, патриархальный быт,
культурность обращения, этикет, уважение к искусству и к певцам,
красота и героизм. – Изображение низших классов у Гомера. – Его отношение к народной массе. – Совет и народное собрание. – Типы из низших классов: Терсит и Эвмей. – Типы героев:
Ахиллес и Одиссей. – Типы женщин: Пенелопа. – Значение гомеровского
эпоса |
| III. | Гомер и Гесиод, как идеологи различных классов. – Сведения
о личности Гесиода и его родине Настроение, господствующее
в поэме "Труды и дни" . – Миф о Пандоре и легенда о пяти
веках. – Пессимизм в моральных и исторических воззрениях Гесиода. – Дух протеста. – Жизнь и идеал земледельческого рабочего
класса по Трудам и дням". – "Теогония" и прочие произведения
эпической поэзии . – Комический эпос . – "Война мышей и лягушек". – "Маргит". – Зародыши будущих идей в эпосе |
ОТДЕЛ II-й. Лирическая поэзия и начало драмы. Архилох. Тиртей. Солон. Феогнид. Алкей. Сапфо. Анакреон. Симонид. Пиндар. Эсхил |
| IV. | Падение аристократии в греческих городах в VII и VI веках. – Успехи демократии. – Тирания. – Законы Солона и Клисфена. – Влияние новых вкусов и требование на литературу. – Новые
поэтические формы. – Элегическая, ямбическая, мелическая
и хоровая песня Начало лирической поэзии. – Архилох и сатирическая
лирика. – Воинственная лирика: Тиртей. – Социально. – политическая
лирика: Солон. – Аристократически-реакционное направление
в греческой лирике: Феогнид |
| V. | Эпикурейское и эротическое направление в греческой
лирике. – Остров Лесбос. – Алкей. – Сапфо и художественные особенности
ее лирики. – Анакреон. – Персидские войны, их политические
и экономические следствия для Греции. – Возвышение
Афин и торжество демократии. – Подъем национального самосознания. – Симонид и Пиндар как первые общегреческие лирики. – Симонид
как новый тип поэта. – Его патриотические песни. – Пиндар. – Значение олимпийских празднеств. – Разбор первой
олимпийской оды Пиндара |
| VI. | Начало драматического искусства. – Теспис. – Устройство
греческого театра. – Артисты. – Публика. – Декорации, маски, костюмы. – Хор. – Эсхил. – Его трагедии. – "Персы". – "Семеро против
Фив". – "Просительницы". – "Скованный Прометей". – Значение
этой трагедии и "Прометей" Шелли. – Трилогия "Орестейя". – Заключение |
ОТДЕЛ III-й. Расцвет драматического искусства. Софокл. Эврипид. Аристофан. Аристотель |
| VII. | Софокл. – Его жизнь и личность. – Реформа драматического
искусства. – Трагедии: "Эдип. – царь" и "Эдип в Колонне": Характер Эдипа в первой и второй трагедии. – Нравственные
воззрения Софокла и его взгляд на судьбу. – "Антигона". – Женщина
в эпоху Перикла. – Электра и Деянира. – "Аякс" и "Филоктета.– Общая характеристика творчества Софокла |
| VII. | I Эврипид. – Эпоха упадка демократии. – Настроение демоса. – Гетерии. – Просветители. – Религиозные процессы. – Софисты. – Произведения Эврипида: – Алкеста" и особенности Эврипидовского
творчества, сказывающиеся в ней. – "Медея". – Мрачная тенденция
этой трагедии. – Характеры Язона и Медеи. – "Ипполит"Патриотическая
тенденция в трагедиях Эврипида: "Гераклиды",
"Ион", "Просительницы" и "Неистовый Геракл". – "Электра",
"Ифигения" и остальные произведения Эврипида |
| IX. | Комедия. – Предшественники и современники Аристофана. – Аристофан. – Протест против шовинизма: "Ахарняне" Протест
против демагогов и их приемов: "Всадники". – Сатира на софистическую
философию: "Облака". – Сатира на сутяг: "Осы" Злободневные
пьесы с фантастическими сюжетами: "Мир" и "Птицы". – Женщины в комедиях Аристофана: "Лисистрата", "Женщины
на празднике Тесмофорий" и "Женщины в народном собрании". – Литературная
критика и полемика в аристофановской комедии:
"Лягушки". – Драматическая теория: "Поэтика" Аристотеля. – Заключение |
Предисловие к первому изданию
В настоящих "Очерках по истории древних литератур"
я старался следовать тому же плану, как и в вышедших уже
двух томах "Очерков по истории западно-европейских литератур".
К сожалению, скудные остатки, дошедшие до нас
от некогда богатой и сложной греческой литературы, не позволяли
быть разборчивым. Для характеристики эпохи и воззрений
общества приходилось брать не наиболее яркое, а то, что
сохранило беспощадное время. Но всюду, где было возможно,
я старался установить преемственную связь идей и настроений,
которыми жил народ, стоявший у колыбели европейской
цивилизации, и не на меня одного падает вина в тех случаях,
когда мне не удавалось этого достигнуть. В этой книге я ограничил
свою задачу обзором художественного творчества греков,
не касаясь памятников, относящихся к области философии,
истории и ораторского искусства. Второй том будет посвящен
обзору художественной литературы римского народа.
Все источники, которыми я пользовался, указаны мною
в подстрочных примечаниях.
1907 г.
П. К.
Коган Петр Семенович Российский историк литературы, критик, переводчик. Профессор Московского государственного университета, президент Государственной академии художественных наук. Окончил гимназию в Могилеве, историко-философский факультет Московского университета. В студенческие годы увлекся марксистскими идеями. Преподавал в Москве, в том числе в училище Московского филармонического общества. В 1909 г. переехал в Санкт-Петербург. C 1913 г. — приват-доцент Санкт-Петербургского университета. Автор переводов книг Дж. Рёскина, И. Тэна и других. Печатался в «Книговедении», «Русской мысли», «Русском слове», «Курьере» и других изданиях. Автор статей в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона и в первом издании Большой советской энциклопедии.
Работы П. С. Когана сыграли значительную роль в русском литературоведении в связи со спором с эстетствующей критикой и попыткой установить тесную связь мировой литературы с наукой, философией, экономикой и общественно-политическими идеями эпохи. В 1903 г. вышли его «Очерки по истории западноевропейской литературы». Книга эта, переиздававшаяся 12 раз, явилась почти первым русскоязычным обзором всей западноевропейской литературы, которая рассматривалась автором в тесной связи с современными ей социально-политическими и научными течениями. П. С. Коган — прекрасный популяризатор, книги его написаны простым, четким языком, не лишенным публицистической заостренности.
|
|
|
|