Оглавление | 3
|
Предисловие О ядах художественных произведений, авторами которых интересовалась власть | 8
|
Глава 1. Пушкин и власть: от ненависти к преданности и к пониманию | 20
|
1. Бесславный конец декабрьского восстания | 20
|
2. Наставления императора для следственной комиссии | 22
|
3. Стихотворная зараза в офицерском корпусе русской армии | 23
|
4. Cтихи, вдохновлявшие офицеров армии и гвардии на восстание | 26
|
5. Пушкин в лицее: энергия бунта | 35
|
6. Пушкин после лицея: политическое воспитание | 39
|
7. Ссылка и новые источники вдохновения | 50
|
8. Карл Юнг открывает тайну влияния Пушкина на благородных людей | 52
|
9. Николай I и Бенкендорф: «Пушкина не притеснять, а приблизить» | 55
|
10. Охота на Пушкина: акт первый — встреча с государем-императором | 61
|
11. Акт второй: Пушкин пишет аналитическую записку о народном воспитании | 70
|
12. Уваров побеждает Пушкина и агента Булгарина в состязании на лучшую модель патриотического воспитания | 75
|
13. Понимание патриотизма: «общее мнение имеет нужду быть управляемо» | 79
|
14. «Медный всадник»: спор Пушкина с Мицкевичем и Николаем I по поводу Петра Великого | 84
|
15. Партнерство с Третьим отделением — ясный путь к патриотизму | 92
|
16. Пушкин пишет историю Пугачева, наживает врагов и говорит: «каплю добра я сделал, я предупредил» | 97
|
17. О психологическом самочувствии Пушкина | 110
|
18. Нравственная война с Уваровым и подлость последнего. Сговор лиц определенной ориентации | 114
|
19. Озабоченность Третьего отделения созданием и продвижением посмертного образа Пушкина | 121
|
20. Жуковский разбирает ошибки Третьего отделения в работе с Пушкиным и дает советы Бенкендорфу | 125
|
Глава 2. Достоевский: искушение «бесовщиной» | 133
|
1. Тайный кружок | 133
|
2. Дубельт берется за Достоевского | 135
|
3. Роман «Бесы» как покаяние души автора и как возвращение долга Отечеству и Третьему отделению | 147
|
4. Большевики и «бесы» | 151
|
Глава 3. Чехов и русский капитализм | 155
|
1. Неподражаемый русский капиталист Савва Морозов | 155
|
2. Бизнес в сочинениях Чехова | 156
|
3. Реальный Морозов и «художественный» Лаптев | 158
|
4. Русский капиталист в художественном исследовании Чехова | 161
|
5. Дьявольская предопределенность капитала и проекты спасения от российских «рокфеллеров» — «Вишневый сад» и МХТ | 166
|
Глава 4. Генерал Брусилов и художник Васнецов: «буденовка» для красных | 180
|
1. Диалог генерала и художника | 180
|
2. Поручик Беклешов навещает Васнецова и приглашает художников в ОСВАГ | 185
|
3. Генерал Брусилов обвиняет генерала Врангеля в провале «красного» наступления на Варшаву | 190
|
Глава 5. Как Михаил Булгаков помог Сталину вернуть империю | 193
|
1. Загадка пятнадцати просмотров «Дней Турбиных» | 193
|
2. Сталин защищает «Дни Турбиных» от партии, комсомола и «левых» в искусстве, и говорит, что «литература шире партии» | 208
|
3. Символы «красной империи»: красная звезда и шлем | 213
|
4. Борьба между Сталиным и Троцким за имперский символ мавзолей | 214
|
5. Сталин защищает новую конституцию СССР и терпит поражение | 219
|
6. Литературные символы сталинской коллективизации и индустриализации | 237
|
7. История для «красной империи» | 251
|
8. Символ империи — опера «Иван Сусанин»: художники открывают глаза политикам | 257
|
9. «Гражданская молитва народа» — гимн Советского Союза | 271
|
10. Блеск имперских погон | 277
|
11. Символы счастья в послевоенной империи | 280
|
12. Герои для «красной империи» | 291
|
Глава 6. Испанские страсти: от Сальвадора Дали, Пабло Пикассо и Гарсиа Лорки до Михаила Кольцова и Эрнеста Хемингуэя | 301
|
1. Мятеж в Испании, устроенный генералами | 301
|
2. Предчувствие гражданской войны и заговор художников | 303
|
3. Агент влияния в Испании — Михаил Кольцов | 315
|
4. Орлов, Кольцов и Хемингуэй: дела троцкистские | 323
|
5. Дружба Кольцова с Хемингуэем в атмосфере свободных нравов | 333
|
6. Салон Кольцова в Мадриде и Москве: интересы НКВД | 336
|
7. Последняя любовь Кольцова и его арест как агента влияния | 341
|
8. Хемингуэй в Испании купается в любви и набирает материал для романа | 352
|
9. Дела и сочинения Хемингуэя заставляют ФБР вести за ним наблюдение | 358
|
Глава 7. Оптимизм страха среди застолий, поцелуев и героев «Поднятой целины» | 363
|
1. Веселая жизнь в Москве в предвоенные годы | 363
|
2. Неудобный вопрос комсомольца Шмелева | 367
|
Глава 8. Культура войны и культура сопротивления. Как пьеса «Фронт» расколола генералов и деятелей театра | 371
|
1. Фактор Цигельмайера против Ленинграда | 371
|
2. Сила приказа № 227 против силы обстоятельств | 375
|
3. Почему бежала Красная армия | 383
|
4. Корнейчук пишет пьесу «Фронт», а Сталин ее редактирует и дополняет | 387
|
5. Пьеса раскалывает генералов | 391
|
6. Блюменталь и Радлов превращают «Фронт» в антисоветский спектакль под названием «Так они воюют» | 397
|
7. Кто подхватил флаг Блюменталя и Радлова через полвека | 421
|
Глава 9. Почему американцы не разрешили ставить пьесу Льва Толстого «Живой труп» в послевоенной Германии | 424
|
1. Специалисты психологической войны запрещают часть мировой классики для побежденных немцев | 424
|
2. Герой пьесы «Живой труп» превращается в «окончательный» труп наперекор государственной машине | 426
|
3. На каких проблемах от Толстого споткнулись американцы | 429
|
4. Немцы между «живым» и «мертвым» трупом | 439
|
Глава 10. КГБ и ЦРУ в борьбе за литературу и изобразительное искусство в холодной войне | 441
|
1. ЦРУ и русская литература. «Находящиеся на связи лица» | 441
|
2. КГБ защищает русскую литературу и вступает в конфликт с партией | 452
|
3. «Архипелаг ГУЛАГ» в холодной войне | 465
|
4. Поэт и КГБ | 472
|
5. Спецслужбы и художники: формирование и спасение смыслов | 483
|
6. Плисецкая отстаивает личность генерала КГБ в споре с авторитетным диссидентом | 498
|
Источники и примечания | 508
|
Макаревич Эдуард Федорович Доктор социологических наук, профессор. Автор и соавтор монографий и книг о коммуникационном влиянии на человека, о социальном контроле масс, о политической безопасности государства в истории СССР и императорской России: «Культура массовых коммуникаций. Экспансия и сопротивление», «Последний бастион. Глобальная культура коммуникаций», «Игры интеллигентов, или Социальный контроль масс», «Формирование масс», «Влияние на человека: Историко-социологический взгляд», «Массовые коммуникации: Технологический блеск и нравственная нищета», «Культура как фактор национальной безопасности современной России: Значение и ролевая модель», «Восток—Запад: Звезды политического сыска», «Заговор профессоров», «Филипп Бобков и пятое управление КГБ: След в истории», «Интимные тайны Советского Союза» и др.