URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Фридман В.С. Глобальный экологический кризис: По материалам курса лекций 'Охрана природы: Биологические основы, имитационные модели, социальные приложения' Обложка Фридман В.С. Глобальный экологический кризис: По материалам курса лекций 'Охрана природы: Биологические основы, имитационные модели, социальные приложения'
Id: 291013
999 р.

ГЛОБАЛЬНЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС:
По материалам курса лекций "Охрана природы: Биологические основы, имитационные модели, социальные приложения". Изд. стереотип.

Глобальный экологический кризис: По материалам курса лекций "Охрана природы: Биологические основы, имитационные модели, социальные приложения" URSS. 2023. 448 с. ISBN 978-5-9519-3476-5.
Типографская бумага

Аннотация

Книга написана на основе лекций автора по курсу «Охрана природы», читаемом на биологическом факультете МГУ имени М. В. Ломоносова. Центральная задача работы — помочь каждому понять собственный интерес к каким-либо аспектам предмета и снабдить всех своего рода опорным конспектом, отталкиваясь от которого, студенты могут самостоятельно продолжить углубление в тему.

Обсуждается предмет, цели и задачи охраны природы как научно-практической... (Подробнее)


Оглавление
top
Оглавление3
Введение6
Благодарности16
Вместо аннотации17
Лекция 1 Охрана природы, её цели, задачи, проблемы, основные концепции36
1. Проблема (Необходимость охраны природы)36
2. Глобальный экологический кризис: признаки и формы проявления58
3. Пределы роста и выход за пределы85
4. Что мы теряем в экологическом кризисе? «Экосистемные услуги»106
5. Подрыв сукцессионных систем и пределы преобразованности территории113
6. Экологически устойчивое развитие – определение и проблемы достижения126
7. Задачи охраны природы как научной дисциплины133
8. Общественные группы и социальные позиции, дружественные и враждебные охране природы156
9. Природопользование как генератор мозаики нарушений, требующих ограничения и репарации172
Лекция 2 Мировая динамика и устойчивое развитие189
1. «Пределы роста» и рождение «устойчивого развития»189
2. Смысл «устойчивого развития»190
3. Сценарии модели и их соответствие реальной динамике193
4. «Экологический след» и его использование в модели197
5. Условия экологической устойчивости199
6. Капитализм как источник экологического кризиса201
7. Социально-экономические механизмы, определяющие негативную динамику системы203
8. Обманутые надежды204
9. «Неспособность справиться» с кризисом в современном мире206
10. Политические аспекты экологического кризиса221
11. Пределы реального мира, их отражение в модели232
12. Земля233
13. Этапы «зелёной революции»240
14. Рыночные перекосы потребления как причина дефицита продовольствия245
15. Пресная вода248
16. Деградация дикой природы253
17. Как экологическая нагрузка связана с качеством жизни и разным общественным строем?264
18. Достоинства метода моделирования267
19. Параллель с логистической моделью роста популяции272
20. Структура модели: регулирующие контуры обратных связей282
21. Обратные связи в системе и устойчивость движения по избранной траектории302
22. Запаздывание сигналов в системе306
23. Искажение сигналов в системе: смещённость оценок рынка и контрпродуктивность технологического ответа на них313
24. Механизмы экологического кризиса и коллапса: проксимальные и ультимативные333
25. Минусы модели и их преодоление348
26. Выводы350
27. Исторический контекст модели пределов роста352
Лекция 3 Локальный экологический кризис: варианты и возможности выхода358
1. Природно-ресурсные циклы и их эволюция358
2. Историческое развитие прогресса природопользования: рост общего выхода при снижении эффективности363
3. «Влезание» в кризис: причины и внешние обстоятельства372
4. Экологический кризис: варианты и возможности выхода377
Заключение Преимущества плановой экономики и общественной собственности в охране природы405
Резюме435
Лекции, готовящиеся к изданию в следующей книге437
Summary438
Table of contents440

Введение (отрывок)
top
Книга написана на основе лекций по одноимённому предмету, читаемых автором первому курсу биологического факультета МГУ с 2006 года, однако не сводится к ним. Непосредственно на занятиях всё не расскажешь, здесь максимум возможного – помочь каждому понять собственный интерес к каким-то аспектам предмета и снабдить всех своего рода опорным конспектом, по которому студенты уже углубляются сами. Для этого был создан сайт лекционного курса http://naturschutz.livejournal.com/, задачи которого:

– дать представление о современном уровне знаний по охране природы;

– показать возможности фундаментальных исследований в рамках охраны природы, их сложность, красоту и интеллектуальную привлекательность (а не только насущность);

– регулярно рассказывать о работах «переднего края науки» в нашей области;

– облегчить усвоение основного материала, особенно тем, кто не был на лекциях. Всегда есть студенты, пропускающие занятия, им тоже нужны знания по предмету;

– рассказать о возможностях работы в области охраны окружающей среды с учётом профессиональной специализации и общественных интересов студентов.

Данная книга – своего рода компромисс между минимумом и максимумом материала. Первый – это общее знание природоохранных проблем современности – о причинах глобального экологического кризиса, его симптоматике, течении и возможностях выхода из него через устойчивое развитие. Второй – знания конкретные и узкоспециальные по каждой отдельной проблеме, и лучше всего «доведённые» до умений и навыков. Последние слишком разнообразны по

– областям: зоология, ботаника, технология, демография, социальная психология, политология, социология, экономика;

– сферам деятельности, необходимым их для разрешения: научные исследования, технические разработки, образование, социальная работа, общественная деятельность, политика;

– пространственным и временным масштабам происходящего: от одной местности здесь и сейчас до всего человечества в прошлые 100 и ближайшие 40-50 лет.

Поэтому на рассказ обо всей относящейся к делу эмпирии не хватит и сотни энциклопедий.

Тем более что охрана природы в отличие от более фундаментальных дисциплин, вроде орнитологии, этологии, поведенческой экологии – не только наука, но и практическое искусство. При, в общем, сопоставимых знаниях и опыте, действуя на основе одних и тех же концепций, одни природоохранники достигают цели, другие – никак нет (или достигают с такими последствиями, что «лекарство хуже болезни»). Или однотипные действия эффективны в одних социальных обстоятельствах и контрпродуктивны в других. Поэтому надо рассказывать о сумме практик природоохранной работы, накопившейся за её историю, успешных и нет, чтобы каждый, желающий действовать в этой области, соотнёс общие знания с личными интересами, силами и, главное, общественными и политическими возможностями. Последние резко разнятся даже у людей равного статуса.

Необходимость учёта двух этих задач требует уходить от обычного представления материала в учебниках и учебных пособиях. Авторы там идут «от наблюдений к теориям», отбирают данные для рассмотрения, обобщают и делают выводы на основе своей концепции, из которой исходят по умолчанию.

Беда даже не в том, что другие концепции не рассматриваются – критика конкурирующих объяснений (хотя и не всех) обычно присутствует и достаточна, чтобы понять, что последние собой представляют; или обнаружить те случаи, когда они состоятельней схемы автора. Главная беда – в том, что «факты» существуют лишь в свете определённой теории и следующих из неё методов их «добычи», отделения от эпифеноменов и «фона». Если бы учёные были идеальными логическими машинами, они лучше всего запоминали бы сильнейшие аргументы и самые достоверные факты «вообще», независимо от того, относятся они к «их» теории или нет. Или если бы приращение научного знания шло «по Попперу», то исследователи лучше помнили бы самые сильные доводы «против» своих теорий и «за» конкурирующие объяснения.

В реальности всё прямо наоборот – исследователи, также как «обычные люди», лучше всего помнят сильные доводы «за» собственную теорию (или против «чужой») и самые слабые «за» её конкуренток, а «против» своей вообще опускают. То и другое легко объяснимо исходя из теории когнитивного диссонанса Леона Фестингера.

Глупый аргумент (и сомнительный факт) в пользу собственной позиции вызывает некоторый диссонанс, ибо заставил сомневаться в ней или во мнении, с которым согласен. Такой же диссонанс создаёт умный аргумент в пользу противоположной позиции, ибо увеличивает уверенность в том, что последняя ближе к истине, чем твоё объяснение, что всегда неприятно и больно. Поэтому «средний человек» старается от диссонанса избавиться: не думать об этих доводах, забыть их или исказить, чтобы для него (и его референтной группы) они выглядели глупо или подло. То же относится к впечатлениям от жизни, от общения с другими людьми и т.п.

***

Другая особость рассмотрения проблем, в быту или в СМИ именуемых «охрана природы», «охрана окружающей среды» и «устойчивое развитие», состоит в следующем. Способы их преподать, особенно в средней и высшей школе, всё время меняются, во многом по конъюнктурным причинам: от «охраны природы» скакнули к «экологическому образованию», от него – к «образованию в области устойчивого развития». Мы же стараемся выделить и зафиксировать инвариант: то содержательное и важное, что должно быть сохранено и передано вопреки пертурбациям социальной среды. Именно это – не слова преподавателя! – хороший студент помечает в конспекте. Как говорил создатель Новосибирского Академгородка академик Лаврентьев, образование – это то, что останется после забывания (или старения) того, чему вас выучили .

Этот «сухой остаток» относится к пониманию. Он образуется из «изложенной» суммы знаний, умений и навыков через личные усилия и действие студентов, каждый из которых (в идеале) желал бы найти «свой интерес» и «свое место» в этом проблемном поле. Для чего? Другой вопрос, но ответ на него ищется тем же способом.

Отсюда необходима индивидуализация массового чтения лекций: и процесса, и результата «на выходе», в виде передачи понимания проблем и развития личной годности обучаемых к их практическому решению. Это особенно верно для проблем охраны окружающей среды и устойчивого развития, поскольку выход мирового хозяйства за пределы экологической ёмкости биосферы доселе пор не удаётся даже сдержать, не говоря уже о «ввести в рамки». Следующие отсюда ущербы и риски растут, мультиплицируются, подпитывая друг друга и сливаясь в глобальный экологический кризис, разрастающийся много быстрее понимания происходящего. Поэтому время для принятия решений по выходу из кризиса сжимается как шагреневая кожа, и именно понимание здесь – лимитирующий ресурс.


Об авторе
top
photoФридман Владимир Семенович
Кандидат биологических наук, старший научный сотрудник лаборатории экологии, биологических инвазий и охраны природы кафедры высших растений биологического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова. Научные интересы: экология и поведение дятловых птиц, сигналы и механизмы коммуникации птиц и других позвоночных, освоение городов «дикими» видами птиц и млекопитающих в популяционном, поведенческом и микроэволюционном аспектах, механизмы видообразования и концепция вида у птиц, параллели между этологией животных и науками о человеческом поведении и культуре.