URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Фридман В.С. Глобальный экологический кризис: По материалам курса лекций 'Охрана природы: Биологические основы, имитационные модели, социальные приложения' Обложка Фридман В.С. Глобальный экологический кризис: По материалам курса лекций 'Охрана природы: Биологические основы, имитационные модели, социальные приложения'
Id: 291013
1245 р.

ГЛОБАЛЬНЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС:
По материалам курса лекций "Охрана природы: Биологические основы, имитационные модели, социальные приложения". Изд. стереотип.

Глобальный экологический кризис: По материалам курса лекций "Охрана природы: Биологические основы, имитационные модели, социальные приложения" 2023. 448 с.
Типографская бумага

Аннотация

Книга написана на основе лекций автора по курсу «Охрана природы», читаемом на биологическом факультете МГУ имени М. В. Ломоносова. Центральная задача работы — помочь каждому понять собственный интерес к каким-либо аспектам предмета и снабдить всех своего рода опорным конспектом, отталкиваясь от которого, студенты могут самостоятельно продолжить углубление в тему.

Обсуждается предмет, цели и задачи охраны природы как научно-практической... (Подробнее)


Оглавление
top
Оглавление3
Введение6
Благодарности16
Вместо аннотации17
Лекция 1 Охрана природы, её цели, задачи, проблемы, основные концепции36
1. Проблема (Необходимость охраны природы)36
2. Глобальный экологический кризис: признаки и формы проявления58
3. Пределы роста и выход за пределы85
4. Что мы теряем в экологическом кризисе? «Экосистемные услуги»106
5. Подрыв сукцессионных систем и пределы преобразованности территории113
6. Экологически устойчивое развитие – определение и проблемы достижения126
7. Задачи охраны природы как научной дисциплины133
8. Общественные группы и социальные позиции, дружественные и враждебные охране природы156
9. Природопользование как генератор мозаики нарушений, требующих ограничения и репарации172
Лекция 2 Мировая динамика и устойчивое развитие189
1. «Пределы роста» и рождение «устойчивого развития»189
2. Смысл «устойчивого развития»190
3. Сценарии модели и их соответствие реальной динамике193
4. «Экологический след» и его использование в модели197
5. Условия экологической устойчивости199
6. Капитализм как источник экологического кризиса201
7. Социально-экономические механизмы, определяющие негативную динамику системы203
8. Обманутые надежды204
9. «Неспособность справиться» с кризисом в современном мире206
10. Политические аспекты экологического кризиса221
11. Пределы реального мира, их отражение в модели232
12. Земля233
13. Этапы «зелёной революции»240
14. Рыночные перекосы потребления как причина дефицита продовольствия245
15. Пресная вода248
16. Деградация дикой природы253
17. Как экологическая нагрузка связана с качеством жизни и разным общественным строем?264
18. Достоинства метода моделирования267
19. Параллель с логистической моделью роста популяции272
20. Структура модели: регулирующие контуры обратных связей282
21. Обратные связи в системе и устойчивость движения по избранной траектории302
22. Запаздывание сигналов в системе306
23. Искажение сигналов в системе: смещённость оценок рынка и контрпродуктивность технологического ответа на них313
24. Механизмы экологического кризиса и коллапса: проксимальные и ультимативные333
25. Минусы модели и их преодоление348
26. Выводы350
27. Исторический контекст модели пределов роста352
Лекция 3 Локальный экологический кризис: варианты и возможности выхода358
1. Природно-ресурсные циклы и их эволюция358
2. Историческое развитие прогресса природопользования: рост общего выхода при снижении эффективности363
3. «Влезание» в кризис: причины и внешние обстоятельства372
4. Экологический кризис: варианты и возможности выхода377
Заключение Преимущества плановой экономики и общественной собственности в охране природы405
Резюме435
Лекции, готовящиеся к изданию в следующей книге437
Summary438
Table of contents440

Введение (отрывок)
top
Книга написана на основе лекций по одноимённому предмету, читаемых автором первому курсу биологического факультета МГУ с 2006 года, однако не сводится к ним. Непосредственно на занятиях всё не расскажешь, здесь максимум возможного – помочь каждому понять собственный интерес к каким-то аспектам предмета и снабдить всех своего рода опорным конспектом, по которому студенты уже углубляются сами. Для этого был создан сайт лекционного курса http://naturschutz.livejournal.com/, задачи которого:

– дать представление о современном уровне знаний по охране природы;

– показать возможности фундаментальных исследований в рамках охраны природы, их сложность, красоту и интеллектуальную привлекательность (а не только насущность);

– регулярно рассказывать о работах «переднего края науки» в нашей области;

– облегчить усвоение основного материала, особенно тем, кто не был на лекциях. Всегда есть студенты, пропускающие занятия, им тоже нужны знания по предмету;

– рассказать о возможностях работы в области охраны окружающей среды с учётом профессиональной специализации и общественных интересов студентов.

Данная книга – своего рода компромисс между минимумом и максимумом материала. Первый – это общее знание природоохранных проблем современности – о причинах глобального экологического кризиса, его симптоматике, течении и возможностях выхода из него через устойчивое развитие. Второй – знания конкретные и узкоспециальные по каждой отдельной проблеме, и лучше всего «доведённые» до умений и навыков. Последние слишком разнообразны по

– областям: зоология, ботаника, технология, демография, социальная психология, политология, социология, экономика;

– сферам деятельности, необходимым их для разрешения: научные исследования, технические разработки, образование, социальная работа, общественная деятельность, политика;

– пространственным и временным масштабам происходящего: от одной местности здесь и сейчас до всего человечества в прошлые 100 и ближайшие 40-50 лет.

Поэтому на рассказ обо всей относящейся к делу эмпирии не хватит и сотни энциклопедий.

Тем более что охрана природы в отличие от более фундаментальных дисциплин, вроде орнитологии, этологии, поведенческой экологии – не только наука, но и практическое искусство. При, в общем, сопоставимых знаниях и опыте, действуя на основе одних и тех же концепций, одни природоохранники достигают цели, другие – никак нет (или достигают с такими последствиями, что «лекарство хуже болезни»). Или однотипные действия эффективны в одних социальных обстоятельствах и контрпродуктивны в других. Поэтому надо рассказывать о сумме практик природоохранной работы, накопившейся за её историю, успешных и нет, чтобы каждый, желающий действовать в этой области, соотнёс общие знания с личными интересами, силами и, главное, общественными и политическими возможностями. Последние резко разнятся даже у людей равного статуса.

Необходимость учёта двух этих задач требует уходить от обычного представления материала в учебниках и учебных пособиях. Авторы там идут «от наблюдений к теориям», отбирают данные для рассмотрения, обобщают и делают выводы на основе своей концепции, из которой исходят по умолчанию.

Беда даже не в том, что другие концепции не рассматриваются – критика конкурирующих объяснений (хотя и не всех) обычно присутствует и достаточна, чтобы понять, что последние собой представляют; или обнаружить те случаи, когда они состоятельней схемы автора. Главная беда – в том, что «факты» существуют лишь в свете определённой теории и следующих из неё методов их «добычи», отделения от эпифеноменов и «фона». Если бы учёные были идеальными логическими машинами, они лучше всего запоминали бы сильнейшие аргументы и самые достоверные факты «вообще», независимо от того, относятся они к «их» теории или нет. Или если бы приращение научного знания шло «по Попперу», то исследователи лучше помнили бы самые сильные доводы «против» своих теорий и «за» конкурирующие объяснения.

В реальности всё прямо наоборот – исследователи, также как «обычные люди», лучше всего помнят сильные доводы «за» собственную теорию (или против «чужой») и самые слабые «за» её конкуренток, а «против» своей вообще опускают. То и другое легко объяснимо исходя из теории когнитивного диссонанса Леона Фестингера.

Глупый аргумент (и сомнительный факт) в пользу собственной позиции вызывает некоторый диссонанс, ибо заставил сомневаться в ней или во мнении, с которым согласен. Такой же диссонанс создаёт умный аргумент в пользу противоположной позиции, ибо увеличивает уверенность в том, что последняя ближе к истине, чем твоё объяснение, что всегда неприятно и больно. Поэтому «средний человек» старается от диссонанса избавиться: не думать об этих доводах, забыть их или исказить, чтобы для него (и его референтной группы) они выглядели глупо или подло. То же относится к впечатлениям от жизни, от общения с другими людьми и т.п.

***

Другая особость рассмотрения проблем, в быту или в СМИ именуемых «охрана природы», «охрана окружающей среды» и «устойчивое развитие», состоит в следующем. Способы их преподать, особенно в средней и высшей школе, всё время меняются, во многом по конъюнктурным причинам: от «охраны природы» скакнули к «экологическому образованию», от него – к «образованию в области устойчивого развития». Мы же стараемся выделить и зафиксировать инвариант: то содержательное и важное, что должно быть сохранено и передано вопреки пертурбациям социальной среды. Именно это – не слова преподавателя! – хороший студент помечает в конспекте. Как говорил создатель Новосибирского Академгородка академик Лаврентьев, образование – это то, что останется после забывания (или старения) того, чему вас выучили .

Этот «сухой остаток» относится к пониманию. Он образуется из «изложенной» суммы знаний, умений и навыков через личные усилия и действие студентов, каждый из которых (в идеале) желал бы найти «свой интерес» и «свое место» в этом проблемном поле. Для чего? Другой вопрос, но ответ на него ищется тем же способом.

Отсюда необходима индивидуализация массового чтения лекций: и процесса, и результата «на выходе», в виде передачи понимания проблем и развития личной годности обучаемых к их практическому решению. Это особенно верно для проблем охраны окружающей среды и устойчивого развития, поскольку выход мирового хозяйства за пределы экологической ёмкости биосферы доселе пор не удаётся даже сдержать, не говоря уже о «ввести в рамки». Следующие отсюда ущербы и риски растут, мультиплицируются, подпитывая друг друга и сливаясь в глобальный экологический кризис, разрастающийся много быстрее понимания происходящего. Поэтому время для принятия решений по выходу из кризиса сжимается как шагреневая кожа, и именно понимание здесь – лимитирующий ресурс.


Об авторе
top
photoФридман Владимир Семенович
Кандидат биологических наук, старший научный сотрудник лаборатории экологии, биологических инвазий и охраны природы кафедры высших растений биологического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова. Научные интересы: экология и поведение дятловых птиц, сигналы и механизмы коммуникации птиц и других позвоночных, освоение городов «дикими» видами птиц и млекопитающих в популяционном, поведенческом и микроэволюционном аспектах, механизмы видообразования и концепция вида у птиц, параллели между этологией животных и науками о человеческом поведении и культуре.