А. Въ своей знаменитой картине: "Школа въ Афинахъ" безсмертный художникъ Рафаэль изобразилъ рядомъ стоящими Платона и Аристотеля, причемъ первый изъ этихъ философовъ изображенъ смотрящимъ вверхъ, въ небеса, а второйсо взглядомъ, пристально направленнымъ въ землю. Лучше и нагляднее этого нельзя было передать наиболее характерную черту различiя направленiй Платона и Аристотеля въ ихъ философскомъ мiросозерцанiи вообще и въ религiозно-философскомъ въ частности. Но съ другой стороны одно уже то, что въ той же картине оба философа поставлены рядомъ, указываете помимо этой характеристической черты различiя, и на ихъ ближайшее отношенiе другъ къ другу. Краткiй обзоръ жизни и деательности Аристотеля подтвердить то и другое изъ этихъ нашихъ о немъ сужденiй. Аристотель родился въ 384 г. до Р. Хр. въ Стагире (отсюда его наименованiе– Стагиритъ), греческой колонiи на берегу Халкидскаго полуострова между мысомъ Афонскимъ и устьемъ Стримона отъ родителей чисто греческаго происхожденiя. Предки его были врачами и отецъ, по имени Никомахъ, былъ придворнымъ врачемъ и другомъ Македонскаго царя Аминты II, въ столицу котораго Пеллу переселился изъ Стагира вскоре по рожденiи Аристотеля. Занятiя Никомаха, какъ врача, естественными науками и медициной, безъ сомненiя, увлекли и даровитаго, любознательнаго сына его къ занятiю этими науками и дали последнему ближайшiй случай прiобрести въ области ихъ много познанiй, обнаруживающихся въ его сочиненiяхъ и въ свою очередь имевшихъ большое влiянiе на характеръ его философствованiя. Но Аристотелю еще не было 17-ти летъ, какъ отецъ его и мать умерли, и онъ переселился опять въ Стагиръ къ опекуну своему Проксену. Въ 367 году Аристотель, которому тогда только что исполнилось 17 летъ отъ роду, для довершенiя своего образованiя и особенно для изученiя философiи отправился въ Афины. Къ сожаленiю, Платонъ, слава котораго достигла, конечно, и Стагира, предъ темъ только что отправился въ Сицилiю, и Аристотель могъ слушать его философскiе уроки лишь чрезъ три года по своемъ прибытiи въ Афины, где онъ пробылъ съ этою целiю 20 летъ, изъ коихъ такимъ образомъ 17 летъ былъ ученикомъ и слушателемъ Платона. Необычайно даровитый и не менее того трудолюбивый ученикъ не могъ не быть отличаемъ великимъ учителемъ въ среде другихъ учениковъ последняго. Платонъ называлъ Аристотеля, за его [...] (остроумiе, проницательность), "умомъ" своей школы [...], а домъ его, за его великое трудолюбiе, – домомъ "читателя" ([...]), и не даромъ гово- рилъ, что Ксенократу (также ученику Платона), нужны шпоры, Аристотелю же-узда. Съ своей стороны Аристотель съ глубокимъ почтенiемъ относился къ своему учителю и высоко ценилъ его достоинства. Въ своей элегiи, посвященной рано умершему другу, Евдему, Аристотель называетъ Платона человекомъ, "котораго дурнымъ людямъ не следуетъ даже и хвалить" ([...]) и который ближе всего и более всего "одинъ или первый изъ смертныхъ ясно показалъ въ своей жизни и въ словахъ, что онъ былъ мужъ добрый и вместе блаженный" ([...]). Но уже съ раннихъ поръ стала обнаруживать ся рознь между ученикомъ и учителемъ. Благоговея предъ высокими личными достоинствами учителя своего, Аристотель не считалъ однакоже себя вынуждаемымъ слепо итти вследъ за нимъ по стезямъ философствованiя: своимъ глубокимъ и проницательнымъ умомъ не могъ онъ не видеть, что въ философiи Платона далеко не все заслуживаете полнаго и безусловнаго доверiя. что не все въ ней соответствуетъ требованiямъ его собственнаго философскаго вкуса и мiровоззренiя, уже достаточно развившагося за то время и развивавшагося на основанiи умозренiя, изученiя философiи съ ея исторiего и естественно-научныхъ опытовъ. Онъ чувствовалъ, что различiе между мiровоззренiемъ Платона и мiровоззренiемъ, складывавшимся въ его собственномъ уме, все более и более становится принципiальнымъ,-и не находилъ нужнымъ скрывать это, хотя, изъ уваженiя къ учителю, при жизни последняго, не основывалъ своей философской школы, а училъ лишь риторике, въ философскомъ впрочемъ духе, въ противовесъ направленiю школы известнаго оратора Исократа, относительно котораго онъ, пародируя одинъ стихъ изъ Софокловой трагедiи "Филоктетъ", говорилъ: "постыдно молчать, Исократу же дозволять говорить" ([...]). Действуя такъ въ отношенiи къ Платону, Аристотель руководился высокаго достоинства правиломъ, которое самъ же и выразилъ въ следующихъ словахъ одного изъ своихъ сочиненiй: "хотя и тотъ (т.е. Платонъ) и другая (т.е. истина) любезны мне, однако предпочитать должно по справедливости истину" откуда вышла известная пословица: [...] ("любезенъ Сократъ, любезенъ Платонъ, но более любезна истина"). Съ своей стороны и Платонъ не могъ не замечать этой розни. Древнiе передаютъ, будто Платонъ, когда увиделъ, что отличнейшiй изъ учениковъ его сталъ удаляться отъ основныхъ началъ его философiи и пошелъ новымъ, самостоятельнымъ путемъ, то съ горечью заметилъ: "Аристотель оттолкнулъ насъ отъ себя, какъ жеребенокъ свою мать". Разница между обоими философами была особенно заметна въ ученiи объ идеяхъ. Поэтому нисколько не удивительно, что, умирая, Платонъ назначилъ главою своей школы не Аристотеля, но племянника своего Спевсиппа, какъ более преданнаго ему и его философскимъ началамъ ученика. Это было въ 348 году. Корсунский Иван Николаевич Известный российский историк и библеист. Родился в Тульской губернии, в семье псаломщика. В 1874 г. окончил Московскую духовную академию и был назначен преподавателем греческого языка в Тульское духовное училище, а в 1876 г. — смотрителем училища. В 1879 г. перешел в Московскую духовную академию на должность библиотекаря. Тогда же завершил магистерскую диссертацию и был утвержден в степени магистра богословия. В 1880 г. стал приват-доцентом по кафедре греческого языка, а в 1884 г. был избран доцентом и оставил должность библиотекаря. В 1898 г. по представлении докторской диссертации ему было присуждено звание ординарного профессора Московской духовной академии. Член Общества любителей древнерусской письменности, член-корреспондент Московского библиографического кружка, член-корреспондент Императорского археологического общества.
Интересы И. Н. Корсунского были весьма разнообразны; он занимался русской историей, историей церкви, филологией, вопросами библиографии, участвовал в переводе Творений святых отцов на русский язык, написал биографии выдающихся церковных иерархов своего времени. Главные его работы: «Иудейское толкование Ветхого Завета» (1882; магистерская диссертация), «Новозаветное толкование Ветхого Завета» (1885), «К истории изучения греческого языка и его словесности в Московской духовной академии» (1894), «Перевод LXX. Его значение в истории греческого языка и словесности» (1898; докторская диссертация). Исследование «Судьбы идеи о Боге в истории религиозно-философского миросозерцания Древней Греции» (1890) было удостоено премии митрополита Макария, а фундаментальный труд «Святитель Филарет, митрополит Московский, его жизнь и деятельность на Московской кафедре по его проповедям, в связи с событиями и обстоятельствами того времени» (1894) удостоился Уваровской премии. |