URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Щеглов В.Г. Граф Лев Николаевич Толстой и Фридрих Ницше: Очерк философско-нравственного их мировоззрения Обложка Щеглов В.Г. Граф Лев Николаевич Толстой и Фридрих Ницше: Очерк философско-нравственного их мировоззрения
Id: 290724
539 р.

Граф Лев Николаевич ТОЛСТОЙ и Фридрих НИЦШЕ:
Очерк философско-нравственного их мировоззрения. Изд. стереотип.

Граф Лев Николаевич Толстой и Фридрих Ницше: Очерк философско-нравственного их мировоззрения 2022. 256 с.
Книга напечатана по дореволюционным правилам орфографии русского языка (репринтное воспроизведение)
Типографская бумага

Аннотация

Вниманию читателей предлагается книга российского юриста, доктора права В.Г.Щеглова (1854–1927), посвященная сравнительному анализу философско-нравственного мировоззрения двух великих мыслителей --- Л.Н.Толстого и Ф.Ницше. В работе излагаются важнейшие взгляды обоих философов на основании их сочинений, а затем проводится сравнение воззрений Толстого и Ницше относительно их сходства и различия по главным общественным вопросам --- о религии,... (Подробнее)


Оглавление
top
ПРЕДИСЛОВIЕ
ПЕРВАЯ ГЛАВА
 Общiя черты современной общественной жизни. Графъ Л. Н. Толстой и Ф. Нитцше - видные представители двухъ крайнихъ направленiй въ мiровоззренiи европейскаго общества. Отношенiе къ взглядамъ Толстого русскаго и западно-европейскаго общества. Внутренняя связь между литературными и философскими произведенiями гр. Толстого и, пережитыми имъ, событiями личной жизни, его возрастами. Влiянiе детства, отрочества и юности Толстого на первоначальное образованiе его общихъ взглядовъ. Университетскiе годы и отношенiе Толстого къ науке. Жизнь въ деревне и первыя разочарованiя. Впечатленiя отъ пребыванiя Толстого на Кавказе и въ Севастополе. Поездка за границу и мненiе о прогрессе общества. Педагогическiя теорiи Толстого. Его деятельность въ качестве народнаго учителя и мирового посредника. Философско-моральные взгляды Толстого въ "Войне и мире" и "Анне Карениной". Содержанiе "Исповеди"
ВТОРАЯ ГЛАВА
 Противоположность ученiя Христа "ученiю мира" и условiя земного счастiя людей (статья Толстого: "Въ чемъ счастье?"). Необходимость матерiальной помощи со стороны общества бедному люду (ст.: "О переписи въ Москве") путемъ личнаго, физическаго труда и въ непосредственной, близкой съ народомъ жизни въ деревне. Порядокъ этой жизни (ст.: "Такъ что же намъ делать?"). Понятiе религiи и ея виды. Сущность христiанства. Отношенiе религiи къ морали. Три рода нравственности. Христiанская мораль (ст.: "Противоречiя эмпирической нравственности"). Особенная необходимость для благосостоянiя людей ручного труда, преимущественно земледельческаго (ст.: "Ручной трудъ и умственная деятельность" и "Трудолюбiе или торжество земледельца"). Проповедь воздержанiя отъ одурманивающихъ веществъ – вина, табаку и проч. (ст.: "Для чего люди одурманиваются?" и "Праздникъ просвещенiя 12-го Января") и мясной пищи (ст.: "Первая ступень")
ТРЕТЬЯ ГЛАВА
 Исторiя учеиiя о непротивленiи злу насилiемъ. Мненiе Толстого о критикахъ этого ученiя въ его редакцiи (русскихъ и иностранныхъ). Почему онъ самъ предлагаетъ только отрицательный заповеди? Противоречiя нашей жизни съ христiанскимъ сознанiемъ (экономическое, государственное и международное). Отрицанiе Толстымъ государства и права, какъ противоречащихъ христiанскому ученiю. Факты изъ современной общественной жизни, указывающiе на исчезновенiе въ немъ насилiя, которое издавна господствуетъ въ обществе. Призывъ всехъ людей къ измененiю своей жизни въ духе идей Толстого (его сочиненiе: "Царство Вожiе внутри васъ"). Походъ противъ войны (ст.: "Времена близки"). Ложность взгляда на спасительность энергичнаго труда для счастья людей, которое можетъ быть достигнуто только темъ, что они оставятъ жизненную суету, бросятъ свои обычныя дела (ст.: "Неделанiе"). Препятствiя при исполненiи ученiя Толстого (ст.: "Беседа досужихъ людей"). Образецъ общественнаго быта по атому ученiю (повесть: "Ходите въ свете, пока светъ есть")
ЧЕТВЕРТАЯ ГЛАВА
 Общiй очеркъ философско-моральнаго мiровоззренiя гр. Толстого. - Фридрихь Нитцше и его сочиненiя. Два перiода въ образованiи философско-моральныхъ взглядовъ Нитцше. Его воззренiя на искусство и его роды (апполоновское и дiонисiевское). Влiянiе философiи Шопенгауэра на Нитцше. Отношенiя его къ исторической науке и общепринятымъ взглядам ъ и обычному складу жизни. Разрывъ Нитцше съ философiей Шопенгауэра и созданiе собственнаго мiровоззренiя. Взглядъ Нитцше на происхождепiе религiи; его критика "аскетическихъ идеаловъ" въ религiи, современномъ искусстве, науке и особенно морали. Теорiя Нитцше о происхожденiи морали въ исторiи человечества. Характеристика "морали господъ" и "рабской морали". Взгляды Нитцше на женщину и ея назначенiе въ современной семье, государство и право и международныя отношенiя государствъ (войну). Общiя черты мiровоззренiя Нитцше (по его сочиненiю: "Такъ сказалъ Заратустра")
ПЯТАЯ ГЛABA
 Причины ноявленiя въ современномъ обществе, совершенно противоположныхъ другъ другу, взглядовъ гр. Толстого и Нитцше. Сходный черты въ ихъ мiровоззренiи. Различiя между морально-общественными идеалами Толстого и Нитцше. Критическiй разборъ религiозно-нравственныхъ воззренiй гр. Толстого и Нитцше, особенно же-"Заповедей" Толстого. Заповедь о непротивленiи злу насилiемъ въ ученiи Нитцше и гр. Толстого. Критика ихъ взглядовъ на состоянiе науки въ современномъ европейскомъ обществе. Историческiя доказательства благодетельнаго влiянiя науки на благосостоянiе общества. Оценка "Плодовъ просвещенiя" Толстого. Медицина и медики въ представленiи Нитцше и Толстого. Отношенiе последняго къ этике (науке о морали) и науке о праве. Общiя замечанiя о взглядахъ обоихъ философовъ на искусство
ШЕСТАЯ ГЛАВА
 Впечатленiе "Крейцеровой сонаты" Толстого на общество. Разъясненiе ея смысла (заповеди: "не разводись") самимъ Толстымъ (въ "Послесловiи къ Крейцеровой сонате"). Нитцше о сущности брака. Образецъ истиннаго брака по Толстому (пов.: "Ходите въ свете, пока светъ есть"). Какимъ бракъ не долженъ быть? Изложение и разборъ "Крейцеровой сонаты". Общiя замечанiя о взглядахъ Толстого на бракъ. Черты современнаго воспитанiя въ образованныхъ классахъ (по: "Крейцеровой сонате", "Первой ступени", "Такъ что же намъ делать?"). Образованiе женщинъ по представленiю Толстого и Нитцше. Замечанiя по поводу решенiя женскаго вопроса обоими философами. Разборъ ихъ взглядовъ на право и государства и характеръ современныхъ отношенiй между общественными классами (экономическая, государственная противоречiя). О заповедяхъ Толстого: "не клянись" и "не судись". Истинная роль принужденiя въ праве и деятельности государственной власти. Ея задачи въ современной общественной жизни
СЕДЬМАЯ ГЛАВА
 Историческiя доказательства постепеннаго исчезновенiя всякихъ формъ насилiя изъ общественных!" отношенiй. Разборъ заповеди Толстого: "не воюй". Отношенiе взглядовъ Толстого и Нитцше къ теорiи Дарвина о борьбе за существованiе, какъ важнейшемъ условiи образованiя и жизни всякаго общества. Борьба за существованiе въ действительной его жизни въ настоящее время. Образецъ простой, деревенской жизни по Толстому (въ "Власти тьмы"). Сходство его взглядовъ съ планами общественнаго устройства у Руссо, Нитцше, Платона, Т. Мура и др. Замечанiя объ общемъ характере морально-общественныхъ теорiй гр. Толстого и Ф. Нитцше, ихъ применимости въ жизни современнаго общества и значенiи для его будущаго

Предисловие
top

Въ апреле 1897 года авторъ прочелъ въ Ярославле обширную публичную лекцiю о графе Л.Н.Толстомъ и Ф.Нитцше, въ которой изложилъ въ сжатомъ виде взгляды обоихъ философовъ вместе съ выводами, добытыми авторомъ при изученiи ихъ сочиненiй. Неослабевающiй интересъ русскаго и западно-европейскаго общества къ общему мiровоззренiю графа Толстого и Ф.Нитцше, особенно же перваго, заставилъ автора разширить, распространить лекцiю до размеровъ большаго, популярно- научнаго очерка, въ которомъ сохранена таже система, по какой была прочитана авторомъ публичная лекцiя. После полнаго и по возможности подробнаго изложенiя взглядовъ гр. Толстого и Нитцше на основанiи ихъ собственныхъ сочиненiй следуетъ въ книге сравненiе воззренiй обоихь писателей относительно ихъ сходства и различiя по всемъ общественнымъ вопросамъ, затронутымъ Толстымъ и Нитцше (о религiи, морали, науке, искусстве, семье, праве и государстве). Въ заключенiе авторъ пытается представить общую оценку философско-моральнаго мiровоззренiя графа Толстого и Ф.Нитцше и указать на значенiе ихъ взглядовъ въ современной жизни европейскаго общества.

Предлагая свою книгу о Толстомъ и Нитцше вниманiю лицъ, заинтересованныхъ общимъ, своеобразнымъ напраленiемъ современной мысли и всей общественной жизни, авторъ считаетъ необходимымъ, во избежанiе недоразуменiй, предупредить своихъ читателей, что его книга-не ученое изследованiе, снабженное научнымъ аппаратомъ многочисленныхъ цитатъ изъ разныхъ сочиненiй. Въ книге есть только одни цитаты изъ произведенiй Толстого и Нитцше, по которым ъ изложены все ихъ взгляды. Авторъ далекъ отъ мысли разрешить вполне ксе жизненные вопросы, по поводу которыхъ ему приходится говорить въ своей книге при сравненiи взглядов Толстого и Нитцше. Задача автора более скромная: онъ желалъ представить весь процессъ постепеннаго образованiя у обоихъ философовъ ихъ оригинальнаго мiровоззренiя, которое явилось типическимъ выраженiемъ двухъ противоположныхъ другу другу взглядовъ, какiе существуютъ въ современномъ обществе на разнообразныя цели въ жизни и деятельности человека. При сравненiи же воззренiй графа Толстого и Нитцше авторъ надеялся обратить вниманiе читателей на одинъ неоспоримый фактъ въ современной общественной жизни, который, по его убежденiю, имеетъ важное значенiе для правильной оценки всехъ взглядовъ Толстого и Нитцше. При ихъ разборе авторъ старался доказать, что при разнообразныхъ недостаткахъ въ современномъ общественномъ быту, которые выставляются и освещаются каждымъ изъ философовъ съ своей точки зренiя, какъ въ существующемъ теперь общеевропейскомъ мiровоззренiи, такъ и общественныхъ учрежденiяхъ есть здоровое зерно, скрытое подъ массою всякихъ историческихъ наслоенiй и формъ въ каждой изъ областей личной и общественной жизни. Это-те высоте, гуманные, альтруистическiе идеалы и понятiя объ основанiяхъ общежитiя, которые вытекли изъ возвышенныхъ и энергичныхъ стремленiй человеческой личности къ всестороннему развитiю всехъ силъ ея природы въ духе истины, правды, добра, красоты. Эти идеалы и понятiя развивались въ европейской цивилизацiи въ теченiе длиннаго ряда вековъ и воплотились въ общественныхе учрежденiяхъ и массе всякихъ другихъ, накопленныхъ столетiями, благъ культуры, духовныхъ и матерiальныхъ. Авторъ глубоко веритъ, что этимъ обще чел овеческимъ, морально-общественнымъ идеаламъ и понятiямъ или по верному выраженiю Риля, "мiру духовныхъ критерiевъ, постояннымъ ценностямъ" суждена великая будущность въ грядущемъ столетiи, когда они выведутъ человечество, страдающее давно отъ всякйхъ соцiальныхъ золъ и обремененное всякими сомненiями и разочарованiями, на светлый и радостный путь общаго благосостоянiя и счастья. Толстой и Нитцше своими крайними, противоположными взглядами напоминаютъ европейскому обществу о техъ опасностяхъ, которыя неминуемо угрожаютъ ему въ томъ случае, если будетъ избрано какое-либо одно изъ, рекомендуемыхъ ими, наиравленiй въ современной жизни общества. Въ чемъ искать освобожденiя отъ чувствуемой всеми неудовлетворенности окружающимъ, невыносимой, гнетущей тоски и равнодушiя къ самой жизни, какъ разрешить, осаждающiя со всехъ сторонъ, тяжелыя, мучительныя думы о смысле жизни, какого нужно держаться образа мысли и деятельности каждому человеку и всему обществу-таковы коренные вопросы, занимающiе Толстого и Нитцше и вместе съ ними и все современное образованное общество. Авторъ сочтетъ свой трудъ небезплоднымъ и почувствуетъ себя вполне удовлетвореннымъ, если кто-либо изъ читателей его книги остановитъ свое вниманiе на обсуждаемыхъ въ ней вопросахъ, серьезно задумается надъ глубокимъ, жизненнымъ ихъ значенiемъ и найдетъ въ мысляхъ автора по поводу взглядовъ графа Толстого и Ф.Нитцше некоторыя данныя для собственная, самостоятельная разрешенiя основная вопроса о смысле жизни человеческой личности, общемъ направленiи ея деятельности въ современномъ обществе.

Авторъ.

Ярославль.
22 января 1898 года


Об авторе
top
photoЩеглов Владимир Георгиевич
Российский юрист, доктор права. Родился в г. Усмань Тамбовской губернии, в семье священника. Окончил юридический факультет Казанского университета; был оставлен при университете для подготовки к магистерскому званию. В 1880 г. командирован в Германию и Австрию, где проработал около трех лет. В 1884 г. защитил магистерскую диссертацию по теме «Характеристика современного социально-политического строя главнейших западноевропейских государств» и был назначен на должность доцента по кафедре энциклопедии права в Ярославский Демидовский юридический лицей. Степень доктора государственного права получил за исследование «Государственный совет в России» (1892–1895; в 2 т.). С 1905 г. заместитель директора, в 1910–1917 гг. заслуженный профессор и директор лицея. С 1912 г. профессор Ярославского отделения Московского археологического института. В 1918–1923 гг. профессор Ярославского государственного университета, в 1918–1919 гг. исполняющий обязанности декана его исторического отделения.

В Ярославском Демидовском юридическом лицее, позже преобразованном в Ярославский государственный университет, В. Г. Щеглов читал курсы сравнительного правоведения, истории государственных форм и политических учений, крестьянского права и его исторического развития. Он принимал участие в издании «Общедоступной библиотеки правоведения», выпускавшейся в Москве Обществом распространения полезных книг, и «Юридической библиографии» лицея. Помимо диссертаций, им были опубликованы работы: «Нравственность и право в их взаимных отношениях» (1888), «Граф Лев Николаевич Толстой и Фридрих Ницше: Очерк философско-нравственного их мировоззрения» (1897), «Положение и права женщины в семье и обществе в древности, Средние века и Новое время» (1898), «Государственный совет в России в первый век его образования и деятельности» (1903) и другие.