Въ апреле 1897 года авторъ прочелъ въ Ярославле обширную публичную лекцiю о графе Л.Н.Толстомъ и Ф.Нитцше, въ которой изложилъ въ сжатомъ виде взгляды обоихъ философовъ вместе съ выводами, добытыми авторомъ при изученiи ихъ сочиненiй. Неослабевающiй интересъ русскаго и западно-европейскаго общества къ общему мiровоззренiю графа Толстого и Ф.Нитцше, особенно же перваго, заставилъ автора разширить, распространить лекцiю до размеровъ большаго, популярно- научнаго очерка, въ которомъ сохранена таже система, по какой была прочитана авторомъ публичная лекцiя. После полнаго и по возможности подробнаго изложенiя взглядовъ гр. Толстого и Нитцше на основанiи ихъ собственныхъ сочиненiй следуетъ въ книге сравненiе воззренiй обоихь писателей относительно ихъ сходства и различiя по всемъ общественнымъ вопросамъ, затронутымъ Толстымъ и Нитцше (о религiи, морали, науке, искусстве, семье, праве и государстве). Въ заключенiе авторъ пытается представить общую оценку философско-моральнаго мiровоззренiя графа Толстого и Ф.Нитцше и указать на значенiе ихъ взглядовъ въ современной жизни европейскаго общества. Предлагая свою книгу о Толстомъ и Нитцше вниманiю лицъ, заинтересованныхъ общимъ, своеобразнымъ напраленiемъ современной мысли и всей общественной жизни, авторъ считаетъ необходимымъ, во избежанiе недоразуменiй, предупредить своихъ читателей, что его книга-не ученое изследованiе, снабженное научнымъ аппаратомъ многочисленныхъ цитатъ изъ разныхъ сочиненiй. Въ книге есть только одни цитаты изъ произведенiй Толстого и Нитцше, по которым ъ изложены все ихъ взгляды. Авторъ далекъ отъ мысли разрешить вполне ксе жизненные вопросы, по поводу которыхъ ему приходится говорить въ своей книге при сравненiи взглядов Толстого и Нитцше. Задача автора более скромная: онъ желалъ представить весь процессъ постепеннаго образованiя у обоихъ философовъ ихъ оригинальнаго мiровоззренiя, которое явилось типическимъ выраженiемъ двухъ противоположныхъ другу другу взглядовъ, какiе существуютъ въ современномъ обществе на разнообразныя цели въ жизни и деятельности человека. При сравненiи же воззренiй графа Толстого и Нитцше авторъ надеялся обратить вниманiе читателей на одинъ неоспоримый фактъ въ современной общественной жизни, который, по его убежденiю, имеетъ важное значенiе для правильной оценки всехъ взглядовъ Толстого и Нитцше. При ихъ разборе авторъ старался доказать, что при разнообразныхъ недостаткахъ въ современномъ общественномъ быту, которые выставляются и освещаются каждымъ изъ философовъ съ своей точки зренiя, какъ въ существующемъ теперь общеевропейскомъ мiровоззренiи, такъ и общественныхъ учрежденiяхъ есть здоровое зерно, скрытое подъ массою всякихъ историческихъ наслоенiй и формъ въ каждой изъ областей личной и общественной жизни. Это-те высоте, гуманные, альтруистическiе идеалы и понятiя объ основанiяхъ общежитiя, которые вытекли изъ возвышенныхъ и энергичныхъ стремленiй человеческой личности къ всестороннему развитiю всехъ силъ ея природы въ духе истины, правды, добра, красоты. Эти идеалы и понятiя развивались въ европейской цивилизацiи въ теченiе длиннаго ряда вековъ и воплотились въ общественныхе учрежденiяхъ и массе всякихъ другихъ, накопленныхъ столетiями, благъ культуры, духовныхъ и матерiальныхъ. Авторъ глубоко веритъ, что этимъ обще чел овеческимъ, морально-общественнымъ идеаламъ и понятiямъ или по верному выраженiю Риля, "мiру духовныхъ критерiевъ, постояннымъ ценностямъ" суждена великая будущность въ грядущемъ столетiи, когда они выведутъ человечество, страдающее давно отъ всякйхъ соцiальныхъ золъ и обремененное всякими сомненiями и разочарованiями, на светлый и радостный путь общаго благосостоянiя и счастья. Толстой и Нитцше своими крайними, противоположными взглядами напоминаютъ европейскому обществу о техъ опасностяхъ, которыя неминуемо угрожаютъ ему въ томъ случае, если будетъ избрано какое-либо одно изъ, рекомендуемыхъ ими, наиравленiй въ современной жизни общества. Въ чемъ искать освобожденiя отъ чувствуемой всеми неудовлетворенности окружающимъ, невыносимой, гнетущей тоски и равнодушiя къ самой жизни, какъ разрешить, осаждающiя со всехъ сторонъ, тяжелыя, мучительныя думы о смысле жизни, какого нужно держаться образа мысли и деятельности каждому человеку и всему обществу-таковы коренные вопросы, занимающiе Толстого и Нитцше и вместе съ ними и все современное образованное общество. Авторъ сочтетъ свой трудъ небезплоднымъ и почувствуетъ себя вполне удовлетвореннымъ, если кто-либо изъ читателей его книги остановитъ свое вниманiе на обсуждаемыхъ въ ней вопросахъ, серьезно задумается надъ глубокимъ, жизненнымъ ихъ значенiемъ и найдетъ въ мысляхъ автора по поводу взглядовъ графа Толстого и Ф.Нитцше некоторыя данныя для собственная, самостоятельная разрешенiя основная вопроса о смысле жизни человеческой личности, общемъ направленiи ея деятельности въ современномъ обществе. Авторъ.
Ярославль. Щеглов Владимир Георгиевич Российский юрист, доктор права. Родился в г. Усмань Тамбовской губернии, в семье священника. Окончил юридический факультет Казанского университета; был оставлен при университете для подготовки к магистерскому званию. В 1880 г. командирован в Германию и Австрию, где проработал около трех лет. В 1884 г. защитил магистерскую диссертацию по теме «Характеристика современного социально-политического строя главнейших западноевропейских государств» и был назначен на должность доцента по кафедре энциклопедии права в Ярославский Демидовский юридический лицей. Степень доктора государственного права получил за исследование «Государственный совет в России» (1892–1895; в 2 т.). С 1905 г. заместитель директора, в 1910–1917 гг. заслуженный профессор и директор лицея. С 1912 г. профессор Ярославского отделения Московского археологического института. В 1918–1923 гг. профессор Ярославского государственного университета, в 1918–1919 гг. исполняющий обязанности декана его исторического отделения.
В Ярославском Демидовском юридическом лицее, позже преобразованном в Ярославский государственный университет, В. Г. Щеглов читал курсы сравнительного правоведения, истории государственных форм и политических учений, крестьянского права и его исторического развития. Он принимал участие в издании «Общедоступной библиотеки правоведения», выпускавшейся в Москве Обществом распространения полезных книг, и «Юридической библиографии» лицея. Помимо диссертаций, им были опубликованы работы: «Нравственность и право в их взаимных отношениях» (1888), «Граф Лев Николаевич Толстой и Фридрих Ницше: Очерк философско-нравственного их мировоззрения» (1897), «Положение и права женщины в семье и обществе в древности, Средние века и Новое время» (1898), «Государственный совет в России в первый век его образования и деятельности» (1903) и другие. |