URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Бернштейн Э. Условия возможности социализма и задачи социал-демократии. Пер. с нем. Обложка Бернштейн Э. Условия возможности социализма и задачи социал-демократии. Пер. с нем.
Id: 290720
672 р.

Условия возможности социализма и задачи социал-демократии.
Пер. с нем. № 60. Изд. стереотип.

Eduard Bernstein «Die Voraussetzungen des Sozialismus und die Aufgaben der Sozialdemokratie» (1899).
2023. 242 с.
Книга напечатана по дореволюционным правилам орфографии русского языка (репринтное воспроизведение)
Типографская бумага

Аннотация

Вниманию читателей предлагается книга немецкого социального мыслителя, публициста и политического деятеля Эдуарда Бернштейна (1850–1932), в которой он излагает свои взгляды на ход экономического развития и выступает с пересмотром основных положений теории К.Маркса. В книге критически рассматриваются научные элементы марксизма, материалистическое понимание истории, марксистское учение о классовой борьбе и развитии капитала.... (Подробнее)


Оглавление
top
Глава первая. Основные положения социалистической доктрины марксизма
Глава вторая. Марксизмъ и диалектика Гегеля
Глава третья. Экономическое развитие современнаго общества
Глава четвертая. Задачи и возможности для социалъ-демократии
Глава последняя. Конечная цель и движение

Из главы первой
top
"... И потому законъ о 10-часовомъ
рабочемъ дне представляетъ не только
великую практическую победу; онъ также
есть торжество принципа".

Карлъ Марксъ
Изъ речи при открыт. "Интернационала".

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ДОКТРИНЫ МАРКСИЗМА

а) Научные элементы марксизма

"Съ этого времени социализмъ делается наукою,
которую остается теперь лишь разрабатывать
дальше вь ея подробностяхъ и целомъ."

Энгельсъ, Herrn Eugen Duhrings
Umwalzung der Wissenschaft".

Немецкая социалъ-демократия въ настоящее время признаетъ теоретическою основою своей деятельности учение объ общественномъ развитии, выработанное Марксомъ и Энгельсомъ, и названное ими "научнымъ социализмомъ". Это значитъ, что, представляя, въ качестве боевой партии, определенные интересы и тенденции и борясь за известныя, ею самой нам намеченныя цели, социалъ-демократия при определении этихъ целей руководится въ последнемъ и окончательномъ счете теорией, допускающей строго объективное обоснование, которое черпаетъ свой материалъ исключительно въ опыте и логике и вполне съ ними согласуется. Ибо то, что не допускаетъ такого обоснования, перестаетъ быть наукою, а покоится на субъективныхъ убежденияхъ, на простомъ желании или на личномъ мнении.

Во всехъ наукахъ можно различать чистое учение и прикладное. Первое состоитъ изъ положений, выведенныхъ изъ всей совокупности соответствующихъ данныхъ опыта и признающихся поэтому всеобщими и необходимыми. Они образуютъ въ теории ея постоянный элементъ. Изъ приложения этихъ положений къ единичнымъ явлениямъ или единичнымъ случаямъ практики образуется прикладная наука; добытые изъ этого приложения элементы познания, будучи приведены въ форму научныхъ положений, образуютъ учения прикладной науки. Они составляютъ въ научномъ здании его переменный элементъ.

Слова "постоянный" и "переменный" следуетъ однако понимать здесь лишь въ условномъ смысле. Положения чистой науки также подвержены изменениямъ, которыя, впрочемъ, въ большинстве случаевъ носятъ характеръ ограничений Съ развитиемъ знания иныя положения, которымъ раньше приписывалась абсолютная верность, признаются условными и дополняются другими, ограничивающими эту в верность, хотя въ то же время и расширяющими область чистой науки. Напротивъ же того, въ прикладной науке отдельные положения для известныхъ случаевъ остаются постоянно действительными. Какое-нибудь положение въ земледельческой химии или электротехнике, посколько оно вообще испытано, остается всегда вернымъ, разъ только осуществляются условия, при которыхъ оно имеетъ силу. Но многочисленность этихъ условий и ихъ различныхъ комбинаций производитъ безсконечное разнообразие такихъ положений и постоянное изменение въ ихъ значении. Практика безспрестанно создаетъ новый познавательный материалъ и изменяетъ общую картину, можно сказать, ежедневно: она беспрерывно отсылаетъ въ область устарелыхъ методовъ то, что некогда было новымъ приобретениемъ.

До сихъ поръ еще никто не пытался систематически отделить чистую науку социалистической доктрины марксизма отъ его прикладной части, хотя въ важныхъ подготовительныхъ къ тому работахъ недостатка не было. Въ качестве наиболее замечательныхъ примеровъ изложения следуетъ на первомъ месте упомянуть известную формулировку самимъ Марксомъ его понимания истории въ предисловии къ "Критике политической экономии" и третий отделъ "Развития утопическаго и научнаго социализма" Ф.Энгельса. Въ этомъ предисловии Марксъ излагаетъ общия основныя черты своей исторической и общественной философии въ такихъ сжатыхъ, определенныхъ и отрешенныхъ отъ всякаго отношения къ единичнымъ явлениямъ и формамъ положенияхъ, какъ это въ другомъ месте мы нигде не встречаемъ. Здесь не опущена ни одна мысль, существенная для философии истории Маркса.

Сочинение Энгельса представляетъ отчасти более популярное изложение, а отчасти развитие положений Маркса. Taмъ уже затрагиваются частныя явления развития, какъ, напр., современное общество, названное Марксомъ буржуазнымъ, и ближе разсматривается дальнейший ходъ его развития, такъ что во многихъ местахъ становится уже возможнымъ говорить о прикладной науке. Оттуда можно уже кое-что устранить безъ ущерба для основныхъ мыслей. Въ своихъ главныхъ положенияхъ однако изложение все еще достаточно всеобще, чтобъ иметь значение для чистой науки марксизма. Это темъ болeе, что марксизмъ хочетъ быть больше, чемъ отвлеченная историческая теория. Онъ хочетъ одновременно быть и теорией современнаго общества и его развития. Можно, если ужъ строго различать, и эту часть доктрины марксизма называть прикладною; но она существенно необходима для марксизма, который безъ нея теряетъ все свое значение какъ политическая наука. Оттого необходимо къ чистому учению марксизма причислить еще и общия или главныя положения этихъ выводовъ по поводу современнаго общества. Если современный общественный строй, юридически покоящийся на частной собственности и свободной конкуренции, и представляетъ для истории человечества частный случай, то онъ для современнаго культурнаго мира все же случай всеобщий и постоянный. Все, следовательно, что въ марксистскомъ анализе буржуазнаго общества и хода его развития имееть абсолютное значение, независимое отъ национальныхъ и местныхъ особенностей, должно быть отнесено къ области чистой доктрины; все же, что основывается на временныхъ и местныхъ частныхъ явленияхъ и догадкахъ, – все специально-частныя формы развития – – принадлежатъ къ прикладной науке...


Об авторе
top
photoБернштейн Эдуард
Немецкий социальный мыслитель, публицист и политический деятель. Родился в Берлине, в семье железнодорожника. Окончил коммерческую школу, работал банковским служащим. С 1872 г. — активный член социал-демократической партии. В 1878 г. иммигрировал в Швейцарию; с 1878 по 1881 г. был частным секретарем богатого мецената-социалиста и радикала К. Хёхберга, основателя ряда социалистических изданий. В 1881–1890 гг. — редактор выходившего в Цюрихе издания «Социал-демократ». В 1901 г. вернулся в Германию, где стал видным политическим деятелем; избирался депутатом рейхстага в 1902–1918 гг. и в 1920–1928 гг. В последние годы жизни Э. Бернштейн все силы отдал защите интересов Веймарской республики.

Эдуард Бернштейн вошел в историю социально-экономической мысли в результате своей попытки подвергнуть пересмотру некоторые положения марксизма. Он положил начало течению бернштейнианства, или ревизионизма (название, данное не Бернштейном и не нравившееся ему). По его мнению, с дальнейшим развитием капитализма классовые противоречия не обостряются, а смягчаются, и положение рабочего класса путем государственных реформ все более улучшается; постепенно происходит мирное врастание в социализм. В работах «Проблемы социализма», «Условия возможности социализма и задачи социал-демократии», «Возможен ли научный социализм?» он сформулировал свои представления о путях теоретического обновления марксизма и предложил программу ревизии учения Маркса. Вокруг работ Бернштейна завязалась борьба, расколовшая всю германскую социал-демократию на два крыла: бернштейнианское, или ревизионистское, и ортодоксальное. Известность также получили его книги «Очерки из истории и теории социализма», «Общественное движение в Англии XVII в.» (обе были переведены на русский язык) и другие.