Двадцатое столетiе можетъ быть названо "столетiемъ пробужденiя ислама". По крайней мере, въ первое десятилетiе этого столетiя оч. рельефно обнаружилось повсеместное сознательное движенiе мусульманъ къ общечеловеческому просвещенiю и къ формамъ жизни, согпасованнымъ съ современными понятiями о культуре и прогрессе. Неожиданныя перемены въ образе правленiя Турцiи и Персiи, развитiе мусульманской печати даже среди россiйскихъ мусульманъ, стремленiе къ школьному образованiю на автономныхъ началахъ и не всегда скрываемое недовольство существующими порядками управленiя, въ связи съ несомненнымъ паденiемъ русскаго престижа въ глазахъ инородцевъ Россiи, – все зто должно побуждать русскихъ людей къ более серьезному знакомству съ мiромъ ислама, насчитывающимъ на всемъ земномъ шаре более 200 миллiоновъ последователей. Численность мусульманъ увеличивается и притомъ не за счетъ только нисшихъ расъ и нисшихъ религiй, а наши познанiя въ зтой области мало подвигаются впередъ: мы мало знакомы и съ древнимъ исламомъ, а потому и на современное пробужденiе мусульманъ мало обращаемъ вниманiя. Между темъ, указанныя обсiоятельства побуждаютъ насъ безотлагательно приняться за ознакомленiе съ этимъ колоссальнымъ мiровымъ факторомъ, съ каковою целью учреждены особые курсы востоковеденiя въ Ташкенте. Принявъ приглашенiе знакомить слушателей этихъ курсовъ съ исламоведенiемъ, я на первыхъ же порахъ встретился съ болыцимъ затрудненiемъ – отсутствiемъ руководства по названному курсу, что и побудило меня къ переизданiю печатаемой книги. При этомъ авторъ, безъ всякаго самовосхваленiя, полагаетъ, что печатаемый трудъ его можетъ на первыхъ порахъ пополнить сознаваемый недостатокъ въ рукоаодстве по исламоведенiю для г.г. военныхъ офицеровъ, готовящихся къ занятiю административныхъ должностей въ Туркестанскомъ крае, коренное населенiе котораго исповедуетъ мусульманскую религiю и въ своей домашней и общественной жизни следуетъ предписанiямъ шарiата. Въ тоже время печатаемая книга можетъ служить для справокъ каждому интересующемуся исторiей ислама и спецiально не изучавшему этотъ отделъ всемiрной исторiи, и пособiемъ для преподавателей средневековаго перiода всемiрной исторiи въ нашихъ среднихъ учебныхъ заведенiяхъ, избавивъ ихъ отъ труда подбирать изъ разныхъ книгъ необходимый для уроковъ матерiалъ. Въ виду высказанныхъ соображенiй, авторъ намеренъ издать последовательно несколько выпусковъ своего труда, въ числе которыхъ печатаемая книга составляетъ первый выпускъ. Затемъ будутъ следовать: очеркъ жизни Мухаммеда, основателя ислама; исторiя текста Корана, – главной законодательной книги мусульманъ, съ изложенiемъ основныхъ верованiй и нравственныхъ обязанностей мусульманъ; очеркъ развитiя мусульманскаго законоведенiя съ краткимъ изложенiемъ разныхъ отделовъ его, по школе Абу-Ханифы. Планъ автора въ зтомъ деле таковъ: Аравiя, Мухаммедъ и Коранъ – три имени, соединенныя между собою тесною внутреннею связью: безъ Аравiй не было-бы Мухаммеда и Корана, а безъ Мухаммеда и Корана Аравiя не имела бы такой мiровой известности, какою она до сихъ поръ пользуется, и того значенiя, какое она имеетъ въ религiозной и политической жизни мусульманъ. Высказанными соображенiями объясняется заглавiе печатаемаго выпуска, въ которомъ авторъ намеренъ показать зависимость ученiя Корана отъ географическихъ, историческихъ и этнографическихъ особенностей Аравiи и объяснить, какимъ образомъ это малоизвестное, не везде оригинальное и притомъ не идеальное въ своемъ существе ученiе первоначально распространилось среди арабовъ, почему затемъ оно находило себе прозелитовъ преимущественно въ Азiи и Африке и какое влiянiе оказываетъ на нихъ. Авторъ предполагаетъ распределить содержанiе печатаемой книги по следующимъ главамъ: 1) географическое описанiе Аравiи; 2) историческiя сведенiя о древней Аравiи; 3) древнiе обитатели Аравiи; 4) домашнiй и общественный бытъ древнихъ арабовъ; 5) характеръ и нравы древнихъ арабовъ; 6) религiозныя верованiя древнихъ арабовъ; 7) арабскiй языкъ – языкъ Корана; 8) Кааба и обряды хаджа у древнихъ арабовъ; 9) арабы и христiанство; 10) современное положенiе Аравiи въ связи съ распространенiемъ ислама. Средства для изданiя печатаемой книги, съ разрешенiя Туркестанскаго Генералъ-Губернатора, генералъ-лейтенанта Александра Васильевича Самсонова, даны автору Статистическимъ Комитетомъ Сыръ-Дарьинской области. Приношу Статистическому Комитету и его превосходительству искреннюю благодарность за вниманiе къ моему посильному труду на пользу Туркестанскаго края, а также Владимiру Андреевичу Мустафину, содействовавшему разрешенiю изданiя печатаемой книги на указанныя средства. 18 августа 1910 года. Ташкент Н.Остроумовъ
Остроумов Николай Петрович Известный русский историк-востоковед, этнограф, археолог, журналист, организатор системы народного образования в Средней Азии. Родился в селе Сасово Тамбовской губернии, в семье священника. С 1860 по 1866 гг. учился в Тамбовской духовной семинарии, а с 1866 по 1870 гг. в Казанской духовной академии, где изучал тюркские и арабский языки и ислам «в целях миссионерства». Читал лекции в академии и местных семинариях, а в 1877 г. был приглашен администрацией Туркестанского генерал-губернаторства в Ташкент для организации системы народного образования в крае. Там он работал на должностях инспектора народных училищ, директора учительской семинарии и мужской классической гимназии.
Н. П. Остроумов был одним из основателей Туркестанского кружка любителей археологии, открывшегося в 1893 г. В 1886 г., являясь представителем Императорской археологической комиссии в Средней Азии, а также действительным членом Русского археологического общества, он провел первые археологические раскопки в регионе. Он также получил известность как этнограф народов Средней Азии, автор ряда основополагающих этнологических работ по материальной и духовной культуре таджиков, узбеков и киргизов. Работы Н. П. Остроумова по исламоведению, в число которых входит настоящая книга (1910), были высоко оценены современниками, называвшими его «лучшим знатоком ислама в Туркестане». |