URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Кагаров Е.Г. Эсхил как религиозный мыслитель; Элементы фетишизма в древнегреческой религии; Мифологические заметки Обложка Кагаров Е.Г. Эсхил как религиозный мыслитель; Элементы фетишизма в древнегреческой религии; Мифологические заметки
Id: 290702
349 р.

Эсхил как религиозный мыслитель; Элементы фетишизма в древнегреческой религии; Мифологические заметки. Изд. стереотип.

2023. 88 с.
Книга напечатана по дореволюционным правилам орфографии русского языка (репринтное воспроизведение)
Типографская бумага
  • Мягкая обложка

Аннотация

Вниманию читателя предлагается книга, в которую включены работы видного отечественного историка, этнографа и филолога Е.Г.Кагарова (1882–1942). В работе "Эсхил как религиозный мыслитель" рассматривается вопрос о целостном религиозном миросозерцании великого древнегреческого драматурга, для чего исследуется мир богов в его трагедиях, выявляются этические элементы его религиозной системы. Cтатья "Элементы фетишизма в древнегреческой... (Подробнее)


Содержанiе
top
Эсхилъ, какъ религiозный мыслитель
 I. Количественный и формальный анализъ
 II. Качественный анализъ
 III. Анализъ трагедiи Прометей
 IV. Этическiе элементы въ теологической системе Эсхила
 V. Эсхатологiя Эсхила
 VI. Общiе выводы
Дополненiе
Элементы фетишизма въ древнегреческой религiи
Мифологическiя заметки
 Матерiальная сторона мифа
 Формальная сторона мифа
 Формы мифотворческаго процесса

Эсхилъ, какъ религiозный мыслитель (отрывок)
top

I. Количественный и формальный анализъ

На приложенной къ настоящему сочиненiю таблице (таб. N1) представлены мои результаты количественнаго анализа въ религiозной части эсхиловыхъ трагедiй. Изъ этой таблицы мы видимъ, что мiръ боговъ въ эсхиловой драме даже съ чисто-внешней стороны значительно отличается отъ того божественнаго мiра, какой открывается намъ въ поэмахъ Гомера. Кругъ боговъ расширенъ введенiемъ новыхъ божествъ, какъ Панъ (Ad. 56), прибавлено много такихъ, которыя, въ сущности, обозначаютъ лишь известное понятiе, качество (см. таб. N3).

Уже при первомъ взгляде на таблицу бросается въ глаза преобладанiе въ ней имени Зевса. Видно, что образъ этого бога постоянно носился въ сознанiи поэта и что, при всякомъ пробужденiи религiознаго чувства, только въ Зевсе виделъ Эсхилъ желанный идеалъ божества, только въ его мифологiи искалъ онъ себе готовый матерiалъ для разсказа.

Ниже мы приводимъ процентныя отношенiя случаевъ употребленiя имени Зевса къ числу всехъ вообще упоминанiй о богахъ ("Олимпiйцахъ"), а также процентныя отношенiя случаевъ обращенiя къ Зевсу (cas.vocat.) къ количествамъ формъ зват.п. отъ именъ другихъ "олимпiйцевъ".

Такимъ образомъ интенсивность даннаго явленiя т.е. монотеистической тендендiи определяется дробью, числитель которой есть число наблюденныхъ случаевъ явленiя (т.е. количество встречающихся въ трагедiи упоминанiй о Зевсе resp. обращенiй къ нему), а знаменатель – число всехъ возможныхъ случаевъ, въ которыхъ наблюденное явленiе могло бы встречаться (т.е. количество всехъ упоминанiй о богахъ resp. всехъ звательныхъ формъ отъ именъ боговъ-олимпiйцевъ). Это отношенiе мы обыкновенно выражаемъ въ десятичныхъ знакахъ.

I. Случаи упоминанiй объ олимпiйскихъ богахъ въ сравненiи съ количествомъ упоминанiй о Зевсе (за исключенiемъ случаевъ, указанныхъ въ II; см. табл. N I).

Трагедiя Supplices: Зевсъ упоминается 49 разъ, другiя олимпiйскiя божества – 27 разъ. Следоват., 49 упоминанiй о о Зевсе приходится на 76 всехъ вообще упоминанiй объ олимпiйскихъ богахъ, включая и ихъ владыку, что составляетъ 64,4%.

Траг. Persae: Зевсъ упоминается только 3 раза, остальные жители Олимпа 5 разъ; следов., 3 на 8, что составляетъ 37,5%.

Траг. Septem adversus Thebas: Зевсъ 18 разъ, остальные олимпiйцы 23 раза; 18:41 составляетъ 43,9%.

Для отдельныхъ драмъ трилогiи Orestea:

Зевсъ/Остальныя главныя божества.
Траг. Agamemno 24/22
Траг. Choepho 6/15
Траг. Eumenides 22/36

Суммируя эти результаты, получаемъ: Зевсъ 52 раза, остальные боги 73 раза, что дастъ 52:125 т.е. 41,6%.

Наконецъ для траг. Prometheus 62 (Зевсъ) и 17 (другiе боги) даютъ отношенiе 62:79 т.е. 78,4%. Стало быть въ общемъ Зевсъ упоминается 184 раза; Аресъ 37, Аполлонъ 36, остальные боги еще реже (см. табл. N1).

Для всехъ трагедiй, такимъ образомъ, число упоминанiй Зевса=184, а другихъ боговъ 145 т.е. 184:329=55,9%...

Правда, эти вычисленiя не могутъ считаться вполне достигающими своей цели и вотъ почему: иногда звательная форма имени того или другого божества (т.е. обращенiе къ нему) вызывается прямою необходимостью положенiя, особой обстановкой, отнюдь еще не свидетельствуя о доминирующей ролн этого божества вообще въ сознанiи молящагося. Это происходитъ всякiй разъ, когда молящiйся имеетъ въ виду какую-нибудь спецiальную функцiю божества.

Кроме того, для нашей цели, для выясненiя интенсивности "монотеизма" Эсхила, совершенно не пригодны те случаи, когда обращенiе къ богу исходитъ изъ устъ другого божества. Все же, въ общемъ, числа наши даютъ некоторое представленiе о преобладанiи идеи Зевса въ религiозномъ сознанiи Эсхила...


Об авторе
top
Кагаров Евгений Георгиевич
Видный отечественный филолог-классик, этнограф, историк. Научную и преподавательскую деятельность начал в 1912 г. на историко-филологическом факультете Харьковского университета, где работал до 1925 г. В декабре 1912 г. успешно защитил в Московском университете магистерскую диссертацию. В 1925 г. был приглашен в Ленинградский университет, где стал заведовать кафедрой этнографии; несколько позднее также стал научным сотрудником Музея антропологии и этнографии (МАЭ). В дальнейшем работал в Институте этнографии АН СССР, где руководил кабинетом Европы и Кавказа.

Е. Г. Кагаров внес большой вклад в разработку многих проблем древнегреческой религии. Владея древними языками (как классическими — латинским и древнегреческим, так и семитическими), он был в состоянии проводить сравнения и аналогии из различных религий, что позволило ему сделать целый ряд интересных наблюдений и оригинальных выводов и объяснить некоторые непонятные элементы в греческой религии. Известность получила его магистерская диссертация «Культ фетишей, растений и животных в Древней Греции», в которой он стремился доказать, что в религии древних греков существовали фетишизм, культы растений и животных, то есть ей были присущи элементы верований, характерные для первобытной эпохи.