Предисловие |
1. Общие вопросы теории перцептивной деятельности |
1.1. | Активность и категориальность восприятия |
1.2. | Континуум способов категоризации |
1.3. | Предметность восприятия |
1.4. | Проблема реальности |
| § 1.4.1. | Семиотическая характеристика реального объекта |
| § 1.4.2. | Топологическая характеристика реального объекта |
1.5. | Основные понятия теории "зонда" |
1.6. | Шкала реальности |
1.7. | Многослойность аппарата "зондов" |
1.8. | Несколько тезисов о восприятии |
2. Психопатология восприятия |
2.1. | Принципы описания расстройств восприятия |
2.2. | Изменения интенсивности восприятия |
| § 2.2.1. | Гипестезия |
| § 2.2.2. | Гиперестезия |
| § 2.2.3. | Парестезии |
2.3 | Изменения дискретности восприятия |
| § 2.3.1. Дереализация (предметный голод) |
| § 2.3.2. Предметная насыщенность и тревога |
| § 2.3.3. Сенестопатии |
2.4 Нарушения структурности восприятия |
| § 2.4.1. Утрата отношения (расщепление восприятия) |
| § 2.4.2. Появление нового отношения (иллюзии) |
| § 2.4.3. Искаженное восприятие отношения |
2.5 Галлюцинаторные расстройства |
| § 2.5.1. Функциональные и рефлекторные галлюцинации |
| § 2.5.2. Псевдогаллюцинации |
| § 2.5.3. Истинные галлюцинации |
| § 2.5.4. Отрицательные галлюцинации |
2.6 Искажение воспринимаемого мира (бредовое восприятие) |
2.7 "Замена" объективной реальности на патологическую |
Приложение |
| Многомерность сознания: от феномена к явлению (И.В.Журавлев, А.Ш.Тхостов) |
Данная книга основана на материалах четырехчасовой лекции о восприятии,
читаемой мною в рамках курса психопатологии студентам психологического
факультета МГУ; главным образом при подготовке текста использовались записи,
сделанные в весеннем семестре 2007 года, когда мне пришлось читать свой курс
и настоящую лекцию дважды.
В своем курсе я предлагаю модели, позволяющие не только описать то или иное
расстройство, но и раскрыть его психологический механизм, а стало быть --
определить место данного расстройства в ряду других расстройств. Занимаясь,
таким образом, моделированием, я отдаю себе отчет в том, что способы
моделирования психического могут быть различными -- хорошо, если имеются
или будут предложены какие-то другие, отличные от предлагаемых мной.
Но я отвергаю с порога любые обвинения в замене "психической реальности"
вымышленными конструкциями, ибо такие обвинения могут свидетельствовать
единственно об отсутствии у высказывающего их человека элементарных
представлений о том, что такое наука и как она строится. Ведь любое научное
знание -- это всегда модель, это всегда конструкция, которая не извлекается
из "реальной действительности", якобы теоретически нейтральной, но служит самим
способом обнаружения этой "действительности"; оценить научную теорию --
значит сравнить одну модель с другими моделями... Иначе говоря, я прекрасно
понимаю, что занимаюсь построением "зондов", но построение "зонда" -- это
и есть все, на что может претендовать деятель науки.
Процесс восприятия я также рассматриваю как сложный процесс движения
многоуровневого аппарата "зондов", а, соответственно, расстройства
восприятия -- как изменения тех или иных характеристик движения этого
аппарата.
Понятие "зонда" используется в психологии (и не только в психологии) уже
достаточно давно; давно уже был описан так называемый "феномен зонда", и одна
из лучших работ, дающих этому феномену теоретическое обоснование, -- это
вышедшая в 1994 году статья А.Ш.Тхостова "Топология субъекта", в которой, фактически, была предпринята попытка создания
теории "зонда", включающей в свой предмет не только явления, традиционно
описываемые психологией, но также науку, мораль, идеологию. Методологические
ресурсы этой теории позволяют развивать ее в разных направлениях. В частности,
можно обратить внимание на движения "зондов" и попытаться описать
характеристики этих движений; можно, далее, обратить внимание на многоуровневость аппарата "зондов" и попытаться описать взаимодействие между
"зондами" разных уровней. Именно эти попытки и были предприняты мною при анализе
расстройств восприятия; в результате была выстроена модель, позволяющая создать
классификацию этих расстройств в соответствии с их предполагаемыми
психологическими механизмами.
Чтобы книгу было удобно использовать в качестве учебного пособия, я разбил
текст на разделы и добавил необходимые сноски и ссылки. Помимо лекционного
материала, я добавил в книгу написанный совместно с А.Ш.Тхостовым доклад
"Многомерность сознания: от феномена к явлению", в котором рассматриваются
некоторые вопросы теории "зонда" (он был прочитан мною на конференции
"Философия сознания: история и современность. Вторые Грязновские чтения",
проходившей в МГУ 17--18 ноября 2006 года).
Игнатий Владимирович ЖУРАВЛЕВ
Кандидат психологических наук. Научный сотрудник отдела психолингвистики и
теории коммуникации Института языкознания РАН. Преподаватель факультета психологии
Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова. Поэт и переводчик.
Ученик А.Ш.Тхостова, Б.А.Воскресенского, А.А.Леонтьева, Ф.Т.Михайлова.
Автор научных работ по общей и клинической психологии, психиатрии, психосоматической
медицине, психоанализу, психолингвистике, теории коммуникации, общему языкознанию,
семиотике, философии, истории и методологии науки, включая книги "Психосемиотика
телесности" (в соавторстве; М.: URSS, 2005), "Как доказать, что мы не в матрице?
Сознание, коммуникация и психические расстройства" (М.: URSS, 2006), "Семиотический
анализ расстройств речемыслительной деятельности" (2-е изд.: М.: URSS, 2007).