Традиционный лук набирает популярность во всем мире и в нашей стране.
Это хорошо Что такое традиционный лук? Не будем вдаваться в детали. Упрощенно — это лук такой, каким он был изобретен на заре истории человечества и каким он существовал в руках наших предков в течение целого ряда тысячелетий: без полок, противовесов, балансиров, компенсаторов и прицелов. Уровень сложности лука неважен. Главное — без лишнего навесного оборудования. Это может быть простой лук, композитный или составной; он может состоять полностью из натуральных материалов, частично из синтетических или полностью из синтетических. Еще одно — важно, чтобы его можно было раскрывать 3) как левой, так и правой рукой, то есть он должен быть без полочки для стрелы. Стрелы — хороши из натуральных материалов. Но можно использовать и современные стрелы из алюминия и углепластика. Главное, чтобы подходили луку и стрелку. Я намеренно избегаю слов «тянуть», «натягивать» применительно к стрельбе из лука. Такое обращение с луком характерно для спортивной техники. В традиционной, исторической технике стрельбы — лук именно раскрывается, термин «раскрытие» более точно описывает особенности техники исторической стрельбы из традиционного лука. Запомните: нельзя допускать так называемого «холостого выстрела», для лука это означает выпуск тетивы без стрелы. Собственная энергия лука может разрушить сам лук. Это возможно, даже если стрела случайно соскочила с тетивы перед выстрелом. Историческое отступление: именно появление у человека лука, что, как полагают некоторые ученые, произошло в верхнем палеолите, а уж в начале неолита — несомненно, позволило человеку встать над природой и стать тем, кем он является сейчас. Даже не освоение огня и обработка камня, не изготовление каменных топоров позволило человеку стать человеком, а именно изобретение лука и стрел. Посудите сами: древним людям приходилось довольствоваться собранными корешками и попавшимися в силки мелкими зверьками, а в некотором отдалении спокойно паслись козы, косули, олени и бизоны, которые могли совершенно не опасаться человека. Оппоненты могут возразить: а как же загонная охота на мамонта? Да, такое случалось, но не каждый квартал даже... когда еще попадется. Вот и жили впроголодь наши предки — охотники и собиратели, особо не размножишься, на бескормицето. Теперь же, с появлением лука, стрела догоняла самую осторожную дичь. Представляете, насколько расширился рацион человека? Появилась возможность роста населения, экспансии на неосвоенные территории, ранее опасные хищники получили отпор, отставшие в культурном и техническом плане племена либо были подчинены, либо сошли с исторической16 Введение арены. Так появились объединения и общество, возникла политика, и родилось государство, наконец. Конечно, само по себе изобретение лука, как и колеса, не находит пока разумного объяснения. Аналогов в природе не существует, подглядеть человек такую конструкцию ни у кого не мог... Изобретатель лука, если существовал, был куда гениальнее многих величайших умов современности. Возможным предшественником лука являлась ловушка на зверя, которую настораживали с помощью согнутых веток и даже стволиков небольших, но упругих деревьев. Видимо, возникла необходимость переместить ловушку на лишенную леса территорию, вскоре кто-то догадался отрезать от пенька ветку, а дальше — дело времени. Примечательно, что все культуры, освоившие лук, приписывали ему божественное происхождение. Вспомним — Аполлон, покровитель искусств и наук, не расставался с луком, как и сестра его, Артемида. Да и в шаманизме лук и стрелы теснейшим образом связаны с высшими силами. В Библии лук и стрелы упоминаются неоднократно, и чаще всего — в связи с гневом Господним. Так что лук и стрелы, и Великое Искусство стрельбы — дело богоугодное, очень серьезное и полезное. Базовые принципы, или Заповеди стрелка В ходе тренировок стрелок руководствуется следующими Заповедями: • Совершенствоваться в искусстве стрельбы из лука необходимо всю жизнь, пока есть возможность делать это. • Нельзя стрелять в животных, которые не являются «вредными» мясо которых нельзя употребить в пищу или шкура которых не может быть использована для изготовления одежды. • Стрелять в животных только во время охоты, разрешенной законом. • Нельзя стрелять в направлении людей. • Нельзя стрелять в незнакомых местах или в полях, обзор которых затруднен. • Приступать к занятиям с луком следует, лишь находясь в должном расположении духа. Что такое «должное расположение духа»? Согласно древнекитайским авторам необходимо соблюдать следующие условия: 1. Не позволяй своему разуму бродить где попало (речь идет о сосредоточенности, внимательности). 2. Не отвлекайся на свои заботы. 3. Не приходи на тренировку в спешке. 4. Ты не должен быть пьян. 5. Ты не должен быть голоден. 6. Нельзя стрелять после переедания или если хочешь в туалет. 7. Ты не должен злиться. 8. Ты не должен стрелять, если не хочешь. Небольшой комментарий о «вредных» животных. Имеются в виду животные, наносящие вред человеку и его хозяйственной деятельности. В наши дни таких зверей почти не осталось. Все животные находятся в своей нише и занимают свое место в экологической цепочке. А то и в «Красной книге». Поэтому если не хотите отвечать по закону за жестокое обращение с животными, то лучше стреляйте в мишени из пластических масс. 9. Ты не должен быть так поглощен стрельбой, что не захочешь остановиться. 10. Не соревнуйся агрессивно. Подготовка стрелка состоит из следующих компонентов: 1. Физическая подготовка. 2. Постановка правильного дыхания. 3. Отработка техники изготовки и выстрела. 4. Сведение воедино и совершенствование единства всех составных частей этого прекраснейшего из искусств. Соблюдение правил техники безопасности обязательно даже в «диком поле» и в дремучей тайге.
Устюжанин Борис Анатольевич Полковник запаса, ветеран военной службы.
Интерес к стрельбе из лука пронес через всю жизнь, изготовлением луков и стрельбой занимался с самого раннего детства. Выйдя на пенсию, посвятил свободное время еще более активному изучению лучного искусства. Знание нескольких иностранных языков помогло глубже познакомиться с иностранными источниками, не прибегая к готовым переводам, а также разобраться в опубликованных переводах различных сочинений о традиционной стрельбе. Применяя на практике добытые из всего обилия информации крупицы истинного знания, Б. А. Устюжанин смог приблизиться к восстановлению и возрождению «скифского», или евразийского, способа стрельбы и соответствующей методики обучения. Владение редкими навыками и методиками подготовки стрелков позволило ему воспитать многих успешных учеников и последователей. |