Обложка Грэхэм Г. Г. Жан-Жак Руссо: Его жизнь, произведения и окружение. Пер. с англ.
Id: 290012

Жан-Жак Руссо:
Его жизнь, произведения и окружение. Пер. с англ. № 167. Изд. 3, стереотип.

Аннотация

Книга представляет собой воспроизведение редкого дореволюционного издания биографии одного из самых влиятельных мыслителей эпохи Просвещения Жан-Жака Руссо. Помимо интересных и малоизвестных фактов из личной жизни Руссо, в книге подробно описывается контекст, в котором автор «Эмиля», «Новой Элоизы», «Общественного договора», «Исповеди» и других произведений жил и творил.

Книга будет интересна историкам, филологам, философам и всем интересующимся... (Подробнее)


Оглавление
Предисловіе5
Глава I. Юность и приключенія9
Глава II. Въ Париже40
Глава III. Литературный успехъ50
Глава IV. Разсужденіе о неравенстве72
Глава V. Эрмитажъ82
Глава VI. Монморанси94
Глава VII. „Новая Элоиза" или „Юлія"107
Глава VIII. „Общественный договоръ или принципы общественнаго права"126
Глава IX. „Эмиль, или о воспитаніи"150
Глава X. Исповедь савойскаго викарія172
Глава XI. Преследованія182
Глава XII. Въ Англіи192
Глава XIII. Последніе годы200
Приложенія:217
Дижонская речь217
Родословная250
Перечень сочиненій250

Предисловие

Много матеріала для біографіи Руссо содержится въ мельчайшихъ, если не всегда достоверныхъ, личныхъ подробностяхъ его „Исповеди", „Діалоговъ", „Грезъ", переписки и въ разнаго рода литературныхъ сообщеніяхъ того времени (тогда во Франціи особенно много писалось мемуаровъ). Но трудно добиться правды, трудно безпристрастно судить о многомъ въ жизни Жанъ-Жака: каждый его современникъ или восторженно хвалитъ, страстно защищаетъ его, или озлобленно нападаетъ на него, какъ личный врагъ. Руссо сочувственно приводить мудрое изреченіе Монтескье, когда баронъ поссорился съ Турнеминомъ: „не слушайте ни отца Турнемина, ни меня, если мы что-нибудь говоримъ другъ о друге: мы более теперь не друзья". Но если мы приложимъ этотъ советъ къ автору „Эмиля", намъ трудно будетъ узнать о немъ многое: онъ ссорился почти со всеми хорошими знакомыми и считалъ врагами всехъ, подробно писавшихъ о немъ, и техъ, о комъ онъ самъ говорилъ всего свободнее. Я не счелъ нужнымъ пестрить страницы лишними ссылками и везде указывать, откуда я черпалъ факты; но всякій, изучающій творенія Руссо, обязанъ съ благодарностью упомянуть о трудахъ Сэнъ-Марка Жирардэна и образцовой книге Джона Морлея, За последнее время вышло несколько новыхъ сочиненій о Руссо; они еще лучше освещаютъ его жизнь, и я воспользовался ими.

Брошюра, изданная професоромъ Э. Риттеромъ („La famille de Jean-jacques: Documents inedits". Geneve, 1878), дополняетъ некоторыя подробности семейной исторіи и исправляетъ некоторыя ошибки въ первой части „Исповеди" (Руссо писалъ ее на память и иногда дополнялъ воображеніемъ). Недавно вышедшій трактатъ Альберта Янсена („J.-J. Rousseau: Recherches biographiques et litteraires". Berlin, 1882) замечательно точно и старательно очерчиваетъ исторію происхожденія и составленія „Исповеди" („Исповедь" возникла изъ набросковъ для автобіографіи; Руссо началъ писать ее въ Мотье съ 1763 года и озаглавилъ ее тогда „Моп Portrait", но кончилъ только въ 1770). Когда Давидъ Юмъ и Руссо окончательно поссорились, историкъ представилъ въ королевское эдинбургское общество все относящіяся къ этому делу письма (впоследствіи британскій музей отказался отъ нихъ); Юмъ боялся, что Руссо въ своихъ далыіейшихъ мемуарахъ обвинить его въ подлоге или самъ придастъ ихъ спору неправильный видъ. Дж. Гиль Бэртонъ издалъ большую часть писемъ, относящихся къ Руссо; но остается еще подобрать кое-какіе забытые колосья.

Я благодаренъ совету королевскаго эдинбургскаго общества за его любезное содействіе въ этомъ деле: онъ далъ мне возможность разсмотреть столь интересныя и важныя въ литературномъ отношеніи бумаги Юма. Жаль только, что небольшой объемъ этой книги не даетъ возможности въ должной мере воспользоваться этими ценными рукописями.

Генри Грей Грэхэмъ