Настоящее учебное пособие связано с одноименным курсом лекций и имеет целью помочь студентам, в частности магистрам или бакалаврам, специализирующимся по экологии, охране природы или родственным дисциплинам. Пособие может представлять собой источник информации для биологов различных профилей, философов, юристов и представителей ряда других научных областей и профессий. На фоне изложения материала о глобальной экологии — о взаимосвязи и уровневой организации экосистем в рамках живого покрова планеты — в пособии рассматривается центральное понятие курса — устойчивое развитие (sustainable development). В соответствие с определением конференции ООН по окружающей среде и развитию (1992 г.) и Всемирного саммита по устойчивому развитию в Йоханнесбурге (2002 г.), это понятие определяется как «такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности» (Воронков, 2000. С. 386). В пособии постепенно — по мере продолжения курса лекций — выкристаллизовывается представление о необходимости учета человеческим обществом принципов развития, присущих живой природе и ее экосистемам. Живая природа дает человеку много успешных сценариев развития для творческой доработки и модификации: известно, что среди природных экосистем много таких, которые устойчиво существуют миллионы лет и их гармоничное, сбалансированное функционирование, несомненно, служит образцом для современного человеческого общества. Данный вопрос обсуждается в разделе 4.6 книги: координированное, управляемое устойчивое со-развитие общества и природы трактуется в терминах концепции децентрализованных сетевых структур. Такие сетевые структуры могут развиваться как внутри человеческого общества, так и в рамках его коэволюционного развития совместно с живым покровом планеты, глобальной биосферой. В учебном пособии особо высвечивается связь деятельности по обеспечению устойчивого развития человеческого социума и биосферы с важным современным междисциплинарным направлением под названием биополитика. Во введении целесообразно остановиться на определении глобальной экологии (ГЭ). Итак, глобальная экология — это наука об экосистеме Земли (Глобальная экология, 2010). Ее объектом изучения является вся совокупность форм жизни (животные, растения, микробы) и систем жизнеобеспечения (воздух, вода и почва) на Земле (Huggett, 2002). Эта глобальная экосистема устойчива, но поддерживается живыми существами в состоянии, далеком от термодинамического равновесия. Здесь необходимо особо отметить, что большинство живых систем существуют в стационарном состоянии, которое поддерживается за счет постоянного притока энергии извне и постоянного обмена вещества со средой. Это состояние обозначают как «динамическое равновесие» или «устойчивое неравновесие». С энергетической точки зрения имеется четкое отличие от «статического равновесия» неживого объекта, например, кристалла. Структура кристалла соответствует минимуму энергии, ее поддержание не требует энергозатрат, напротив, энергию необходимо затратить на разрушение кристаллической структуры (например, плавление льда). По контрасту с кристаллами, живые существа нуждаются в постоянном притоке энергии для поддержания своей структуры. Поэтому жизнь сравнивают с горением свечи, которая также горит, пока есть источник энергии. Вся глобальная экосистема есть постоянно меняющийся результат взаимодействующих биологических, физических и химических процессов. Организмы различных видов фотосинтезируют, дышат, осуществляют другие биохимические процессы (например, окисляют соединения серы, как хемотрофные бактерии глубин Мирового океана), производят отходы, роют норы, строят гнезда и курганы и т. д. Жизнь зависит от ее взаимодействия с неживым миром. Все организмы должны получать необходимые питательные вещества из окружающей среды в достаточных количествах и концентрациях, а также избавляться от отходов жизнедеятельности (Huggett, 2002). Процессы в геологической среде влияют на многообразную сеть взаимодействий в глобальной экосистеме. Вулканы, дрейфующие плиты, горообразование и многие другие геологические процессы влияют на жизнь и системы жизнеобеспечения. Солнце, Луна и другие астрономические объекты также влияют на жизнь и системы жизнеобеспечения. Глобальная экология как предмет выросла из все более насущной потребности понять взаимосвязи между живой оболочкой (биосферой) планеты и человечеством. «Основная задача глобальной экологии — разработка прогнозов возможных изменений биосферы под влиянием деятельности человека при различных вариантах хозяйственного развития» (Будыко, 1977. С. 15). ГЭ направлена на изучение прошлых (историческая часть ГЭ), настоящих (актуальная, практически ориентированная часть ГЭ) и будущих (прогностическая и планирующая часть ГЭ) последствий человеческой деятельности. В целом, ГЭ стремится объяснить, как люди и другие живые существа взаимодействуют со своим физическим и химическим окружением. Понятно, что «интерес к глобальным экологическим проблемам возрос в последние годы, когда хозяйственная деятельность человека начала оказывать влияние на крупномасштабные природные процессы» (Будыко, 1977. С. 7). Тем не менее, задачи ГЭ «не ограничиваются изучением влияния деятельности человека на биосферу» (Там же. С. 8), ибо охватывают и прошлые геологические эпохи, процессы глобальной эволюции биосферы во взаимодействии с атмосферой, океаном, почвами и другими средами нашей планеты. Исторически, ГЭ опирается на работы по физической географии (начатые еще в XIX веке), обобщенные и обогащенные концепцией биосферы как целостной системы планетарной жизни (о ней ниже, 1.2.5) в работах Владимира Ивановича Вернадского (1863–1945). «Идеи В. В. Докучаева… получили дальнейшее развитие в исследованиях И. П. Герасимова (1945, 1960 и др.), изучавшего почвенный покров как элемент биосферы, тесно связанный с другими ее составляющими… Широкая картина взаимодействия природных процессов, формирующих географические зоны, создана в трудах А. А. Гри¬горьева (1966 и др.). В этих исследованиях установлена зависимость природных зон от элементов климата — солнечной радиации и количества выпадающих осадков» (Там же. С. 14). Серьезный толчок развитию глобальной экологии в международном масштабе дала Международная программа по геосфере и биосфере (International Geosphere-Biosphere Program, IGBP), заявленная в 1986 г. Международным советом научных союзов (International Council of Scientific Unions, ICSU). В нашей стране основы глобальной экологии непосредственно разрабатывались плеядой ученых, среди которых нельзя не отметить фундаментальный вклад цитированного Михаила Ивановича Будыко (1920–2001), который считал одной из ее центральных проблем глобальный круговорот веществ (углерода, азота, фосфора и др.), наряду с изучением «компонентов биосферы с целью составления их подробного количественного описания, относящегося ко всем районам Земного шара» (Будыко, 1977. С. 15). В предисловии к своей книге «Глобальная экология» он подчеркивал: «Поскольку глобальная экология как отдельная научная дисциплина находится еще в стадии формирования, ее границы пока точно не определены. Не пытаясь охватить все разделы этой науки, мы сочли целесообразным уделить в данной книге основное внимание центральной проблеме глобальной экологии — кругообороту энергии и различных категорий вещества в биосфере» (Будыко, 1977. С. 5). Исследование этой проблемы необходимо для решения основной задачи ГЭ — разработки прогнозов возможных изменений биосферы в будущем под влиянием деятельности человека. Важные сведения по ГЭ приводятся в труде И. И. Дедю «Экологический энциклопедический словарь» (1990). На современном этапе ГЭ исследует глобальное накопление и планетарные потоки энергии и биогеохимических элементов и опирается на весь глобальный арсенал средств удаленного зондирования, работу метеорологических станций (климатических станций, метеорологических постов) и гидрологических станций и постов (измерение параметров рек), экспедиционные исследования вод морей и океанов, Географическую информационную систему (Geographical Information System, GIS) наряду с компьютерным моделированием, исследованиями с помощью космических аппаратов («взгляд с птичьего полета») и экспериментами по созданию искусственных систем жизнеобеспечения как аналогов биосферы. ГЭ отслеживает глобальные климатические, метеорологические, географические, экологические процессы и ставит своей целью управление всеми этими процессами в интересах как самой глобальной экосистемы, так и человечества как ее неотъемлемой части. ГЭ нацелена на «изыскание методов воздействия на крупномасштабные процессы в биосфере для создания глобальной системы регулирования биосферы» (Будыко, 1977. С. 16). Помимо этого, «для разработки проблем глобальной экологии необходимы эмпирические данные об изменениях биосферы в прошлом. Такие сведения могут дать исследования по палеогеографии, исторической геологии, геохимии и палеонтологии, в которых большое место занимает изучение осадочных отложений» (Там же. С. 11). Необходимо с самого начала подчеркнуть особый статус человека в рамках ГЭ. С одной стороны, вид человек разумный (Homo sapiens), несомненно, представляет собой неотъемлемую часть природных экосистем, вовлеченную во все биогеохимические круговороты вещества и информации. В этом плане человек наряду с другими представителями живой природы представляет собой объект ГЭ. В то же время человек разумный наделен способностью осознания всей значимости ГЭ для его собственного существования и процветания и для судьбы планеты Земля. Человек уникален в том плане, что несет груз ответственности за многообразие жизни на планете. В этой мере человек является субъектом ГЭ. Итак, глобальная экология (ГЭ) — это наука об экосистеме Земли. Ее объектом изучения является вся совокупность жизни (животные, растения, микробы) и систем жизнеобеспечения (воздух, вода и почва) на Земле. Эта глобальная экосистема устойчива, но поддерживается живыми существами в состоянии, далеком от термодинамического равновесия.
![]() Доктор биологических наук, профессор кафедры общей экологии и гидробиологии биологического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, участник Программы развития Междисциплинарной научно-образовательной школы Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова «Будущее планеты и глобальные изменения окружающей среды».
Посвятил научную карьеру проблемам биополитики, коммуникации в мире живого (с особым вниманием к микроорганизмам), а также функциям нейромедиаторов в клеточных системах. В области биополитики А. В. Олескин особенно интересуется ролью иерархических, сетевых и конкурентных структур в биосистемах и человеческом социуме, в том числе практическими аспектами применения сетевых структур в образовательных, научно-исследовательских и социально-политических проектах. В последние годы разрабатывает проблематику глобальной экологии и экологического законодательства. Стажировался по биополитической проблематике при Биополитической интернациональной организации в г. Афины и в Грутеровском институте (Дартмутский колледж, США). Читает лекции по биополитике для студентов ряда факультетов МГУ. С 1988 г. руководит открытым семинаром «Биополитика», а с 2010 г. — клубом «Биополитика» на биологическом факультете МГУ под эгидой Московского общества испытателей природы; с 2016 г. член Сретенского клуба имени С. П. Курдюмова. Автор серии учебных пособий, среди которых книга «Биополитика», изданная на русском и английском языках. Опубликовал более 100 статей в отечественных и зарубежных периодических изданиях по темам: биополитика, сетевые структуры, коммуникация в микробных системах и роль нейромедиаторов (серотонин, дофамин, норадреналин, гистамин и др.) в этом процессе. Участвовал в ряде российских и международных конференций по биополитике и родственной проблематике. Основные работы: «Сетевые структуры в биосистемах и человеческом обществе» (URSS), «Network Structures in Biological Systems and in Human Society», «Сетевое общество. Необходимость и возможные стратегии построения» (URSS), «Cоциальность микроорганизмов и взаимоотношения в системе микробиота-хозяин: роль нейромедиаторов» (соавторы — Б. А. Шендеров, В. С. Роговский). |