URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Соколов В.В. Средневековая философия Обложка Соколов В.В. Средневековая философия
Id: 289578
Предварительный заказ!  899 р.

Средневековая философия Изд. стереотип.

2023. 352 с.
Типографская бумага

Аннотация

Вниманию читателей предлагается книга доктора философских наук В.В.Соколова, представляющая собой курс истории средневековой философии. Этот курс вырос из лекций автора, читавшихся им в течение ряда лет студентам и аспирантам философского факультета МГУ им. М.В.Ломоносова; его характеризует углубленность проблемного анализа в сочетании с конкретными историческими реалиями. На фоне цивилизационных процессов поздней Античности и Средневековья... (Подробнее)


От автора
top

Памяти дорогого учителя и друга Валентина Фердинандовича Асмуса посвящается

Предлагаемая читателю книга по истории средневековой философии была опубликована издательством "Высшая школа" в 1979 г. Теперь она переработана в некоторых местах и разделах в соответствии с более углубленной и четкой субъект-объектной парадигмой историко-философского процесса. Отметим здесь два момента, имеющие наибольшее значение для проблематики, трактуемой в названной книге.

Исходя из сути человека как действенно-познающего существа, автор определяет философию как систему верознания. Понятие веры заключает в себе как гносеологический, собственно философский, так и фидеистический, собственно религиозный смысл. Последний наиболее значим для проблематики данной книги, что не означает отсутствия различных элементов веры в ее первом, гносеологическом смысле. Последнее невозможно уже в силу наличия компонента знания в комплексе верознания.

Другой аспект субъект-объектной концепции определяется соотношением органистического и механистического – в максимально широком смысле этого грекоязычного термина – компонентов, наиболее значительных при онтологической трактовке бытия. Первый из названных компонентов выражает целостность любых его элементов, осознаваемых верой, а второй – частичность, устанавливаемую на аналитических путях знания. Более частные моменты субъект-объектной концепции выявляются в изложении конкретной проблематики учений и идей различных философов.

Наиболее переработан в соответствии с названной парадигмой нечетко написанный в предшествующем издании весь первый раздел, трактующий религиозную философию поздней Античности и важнейшую среди них – христианскую патристику. Краткие историко-биографические сведения перерастают здесь в рассмотрения определяющих проблем всего направления.

В издаваемых у нас, как и за рубежом, общих трудах по средневековой философии, изложение, как правило, начинается с рассмотрения формирования позднеантичной христианской философии, обычно именуемой патристикой. Поскольку такое формирование переплеталось с другими религиозными повериями и учениями, они тоже рассматриваются попутно. Действительно, важнейшие особенности и многие руководящие положения позднеантичной религии и философии были унаследованы, в ряде случаях изменены и развиты философией западноевропейского Средневековья, и, с другой стороны, философией Византии, Армении, Грузии, древней Руси. Хотя поздняя Античность и Средневековье весьма различаются характером существовавших тогда цивилизаций, религиозно-философские учения и идеи сохраняют больше черт сходства, чем различия. Поэтому более правильным названием предлагаемой книги было бы "Антично-средневековая религиозная философия". В особенности имея в виду очерки о могучем направлении неоплатононизма, оказавшего огромное влияние как на христианскую, так и на мусульманскую философию в поздней Античности и во времена Средневековья. Правда, и такое название было бы не вполне адекватным, если учесть, что и в эпоху Средневековья существовало немало таких идей и учений, которые выходили за его рамки и оказывались в оппозиции официально принятым и господствовавшим догматам религиозного вероучения и подчинявшейся ей философии.

Такие ситуации складывались не только на европейском Западе, но и на ближнем, мусульманском (частично и иудейском) Востоке. Поскольку существовавшие здесь философские учения, как в той или иной мере зависевшие от мусульманства и иудаизма, так и становившиеся в оппозицию к ним, оказали значительное влияние на философию западноевропейского Средневековья, они тоже рассматриваются в особом разделе.


Об авторе
top
photoСоколов Василий Васильевич
Доктор философских наук, заслуженный профессор Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, заслуженный деятель науки РСФСР. В. В. Соколов — участник Великой Отечественной войны, кавалер ордена Красного Знамени, награжден медалью "За отвагу". В 1946 г. защитил кандидатскую, а в 1962 г. докторскую диссертацию на тему "Философия Спинозы и современность". Работал в Академии общественных наук при ЦК ВКП(б), в Издательстве иностранной литературы при Совете Министров СССР, был советником ректора Пхеньянского университета (награжден орденом Государственного знамени КНДР 2-й степени). С 1950 г. — старший преподаватель, доцент, профессор кафедры истории зарубежной философии философского факультета МГУ. За цикл работ по истории западноевропейской философии получил в 1986 г. Ломоносовскую премию 1-й степени. В своих многочисленных трудах разрабатывал вопросы истории и методологии философии, места философии в системе духовной культуры. Среди книг В. В. Соколова: "Философия Спинозы и современность", "Средневековая философия" (М.: URSS), "Европейская философия XV–XVII вв.", "Историческое введение в философию".