URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Гольбах П. Система природы, или О законах мира физического и мира духовного. Пер. с фр. Обложка Гольбах П. Система природы, или О законах мира физического и мира духовного. Пер. с фр.
Id: 289389
1155 р.

Система природы, или О законах мира физического и мира духовного.
(БИБЛИЯ МАТЕРИАЛИЗМА). Пер. с фр. №29. Изд. стереотип.

Система природы, или О законах мира физического и мира духовного. Пер. с фр.
Paul-Henri Thiry d'Holbach. Système de la Nature, ou des Lois du Monde Physique et du Monde Moral
2023. 504 с.
Типографская бумага

Аннотация

Вниманию читателей предлагается «Система природы» — выдающееся произведение великого материалиста и атеиста Поля Гольбаха. «Система природы» принадлежит к числу классических произведений воинствующего материализма XVIII века.

В книге дается всесторонняя критика религии, обосновывается материалистическое, атеистическое мировоззрение. Автор подробно разбирает и опровергает доказательства бытия бога, вскрывает реакционную роль религии в жизни... (Подробнее)


Оглавление
top
Предисловие издательства «Соцэкгиз» ко второму изданию 1940 г1
Предисловие А. М. Деборина к первому изданию 1924 г1
Предисловие автора3
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ О природе и ее законах.—О человеке.—О душе и ее способностях.—О догмате бессмертия.—О счастье7
Глава I. О природе7
Глава II. О движении и его происхождении13
Глава III. О материи, ее различных сочетаниях и различных движениях, или о ходе природы25
Глава IV. О законах движения, общих всем существам природы.— О притяжении и отталкивании.—О силе инерции,— О необходимости30
Глава V. О порядке и беспорядке, о разуме, о случае38
Глава VI. О человеке; о его делении на физического человека и на человека духовного; о его происхождении46
Глава VII. О душе и о системе спиритуализма57
Глава VIII. Об умственных способностях: все они являются производными от способности чувствовать64
Глава IX. О разнообразии умственных способностей; они, как и нравственные качества, зависят от физических причин. Естественные принципы общественности, нравственности и политики73
Глава X. Наша душа не извлекает своих идей из самой себя. Не существует врожденных идей94
Глава XI. Учение о свободе человека111
Глава XII. Разбор взгляда, утверждающего, что система фатализма опасна132
Глава XIII. О бессмертии души; о вере в загробное существование; о страхе смерти149
Глава XIV. Чтобы сдерживать людей, достаточно воспитания, нравственности и законов. О желании бессмертия; о самоубийстве168
Глава XV. Об интересах людей или об их идеях о счастье. Человек не может быть счастливым без добродетели181
Глава XVI. Непонимание людьми основ своего счастья—подлинный источник их бедствий.—Тщетные попытки им помочь195
Глава XVII. Истинные или основывающиеся на природе идеи являются единственным лекарством против человеческих бедствий. Повторение изложенного в этой первой части. Заключение205
Заключение211
ЧАСТЬ ВТОРАЯ О божестве.—О доказательствах его существования.—О его атрибутах.—О способе, каким божество влияет на счастье людей215
Глава I. Происхождение наших идей о божестве215
Глава II. О мифологии и о теологии229
Глава III. Туманные и противоречивые идеи теологии245
Глава IV. Разбор доказательств бытия божия, данных Кларком263
Глава V. Разбор доказательств бытия божия, данных Декартом, Мальбраншем, Ньютоном и т. д290
Глава VI. О пантеизме, или естественные представления о божестве306
Глава VII. О теизме или деизме, о системе оптимизма и о конечных причинах320
Глава VIII. О выгодах, получающихся для людей из их понятий о божестве, или же о влиянии этих понятий на мораль, политику, науки, на счастье народов и отдельных лиц343
Глава IX. Теологические понятия не могут служить основой морали. Параллель между теологической моралью и моралью естественной. Теология гибельна для прогресса человеческой мысли359
Глава X. О том, что люди ничего не могут вывести из внушаемых им идей о божестве; о непоследовательности и бесполезности их поведения по отношению к божеству375
Глава XI. Апология взглядов, содержащихся в этом сочинении.— О безбожии.—Существуют ли атеисты?393
Глава XII. Совместим ли атеизм с нравственностью?403
Глава XIII. О побуждениях, ведущих к атеизму. Может ли быть опасно это мировоззрение? Доступно ли оно пониманию толпы?414
Глава XIV. Резюме кодекса природы436
О «Системе природы» Гольбаха445
Именной указатель448
Библиография455

Об авторе
top
Гольбах Поль Анри
Выдающийся французский философ, энциклопедист, просветитель. Родился в Германии, в семье торговца. Изучал химию в Лейденском университете. Унаследовав от дяди баронский титул и крупное состояние, обосновался в Париже и посвятил свою жизнь философии и науке. Его дом стал одним из виднейших во Франции салонов, местом регулярных философских дискуссий между энциклопедистами; его посещали Дени Дидро, Жан д’Аламбер, Жорж Бюффон, Клод Гельвеций, Жан-Жак Руссо, Адам Смит, Дэвид Юм, Эдуард Гиббон и другие. П. Гольбах был деятельным сотрудником «Энциклопедии» Д. Дидро и Ж. д’Аламбера; им были написаны многие статьи по вопросам политики, религии, естествознания, общественной морали и др. Иностранный член Берлинской (с 1752 г.) и Мангеймской (c 1766 г.) академий. В 1780 г. был единогласно избран почетным иностранным членом Петербургской академии наук.

Поль Гольбах — автор многочисленных атеистических произведений, в которых критиковалась как религия вообще, так и имеющие к ней отношение люди. Широкую известность получили его труды «Разоблаченное христианство» (1761), «Карманное богословие» (1766), «Священная зараза» (1768), «Письма к Евгении» (1768), «Галерея святых» (1770), «Здравый смысл» (1772) и др. Наиболее известное сочинение «Система природы, или О законах мира физического и мира духовного» вышло в свет в 1770 г.; современники называли эту книгу «Библией материализма». Книги П. Гольбаха были осуждены парижским парламентом и приговорены к сожжению, а Римско-католическая церковь включила их в «Индекс запрещенных книг». Но самому автору удалось избежать преследований; его труды издавались за пределами Франции под вымышленными именами и с указанием ложного места издания. П. Гольбах также переводил на французский язык и издавал сочинения философов Лукреция, Томаса Гоббса, Джона Толанда, Энтони Коллинза, труды немецких и шведских ученых.