|
|
Предисловие издательства «Соцэкгиз» ко второму изданию 1940 г | 1
|
Предисловие А. М. Деборина к первому изданию 1924 г | 1
|
Предисловие автора | 3
|
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ О природе и ее законах.—О человеке.—О душе и ее способностях.—О догмате бессмертия.—О счастье | 7
|
Глава I. О природе | 7
|
Глава II. О движении и его происхождении | 13
|
Глава III. О материи, ее различных сочетаниях и различных движениях, или о ходе природы | 25
|
Глава IV. О законах движения, общих всем существам природы.— О притяжении и отталкивании.—О силе инерции,— О необходимости | 30
|
Глава V. О порядке и беспорядке, о разуме, о случае | 38
|
Глава VI. О человеке; о его делении на физического человека и на человека духовного; о его происхождении | 46
|
Глава VII. О душе и о системе спиритуализма | 57
|
Глава VIII. Об умственных способностях: все они являются производными от способности чувствовать | 64
|
Глава IX. О разнообразии умственных способностей; они, как и нравственные качества, зависят от физических причин. Естественные принципы общественности, нравственности и политики | 73
|
Глава X. Наша душа не извлекает своих идей из самой себя. Не существует врожденных идей | 94
|
Глава XI. Учение о свободе человека | 111
|
Глава XII. Разбор взгляда, утверждающего, что система фатализма опасна | 132
|
Глава XIII. О бессмертии души; о вере в загробное существование; о страхе смерти | 149
|
Глава XIV. Чтобы сдерживать людей, достаточно воспитания, нравственности и законов. О желании бессмертия; о самоубийстве | 168
|
Глава XV. Об интересах людей или об их идеях о счастье. Человек не может быть счастливым без добродетели | 181
|
Глава XVI. Непонимание людьми основ своего счастья—подлинный источник их бедствий.—Тщетные попытки им помочь | 195
|
Глава XVII. Истинные или основывающиеся на природе идеи являются единственным лекарством против человеческих бедствий. Повторение изложенного в этой первой части. Заключение | 205
|
Заключение | 211
|
ЧАСТЬ ВТОРАЯ О божестве.—О доказательствах его существования.—О его атрибутах.—О способе, каким божество влияет на счастье людей | 215
|
Глава I. Происхождение наших идей о божестве | 215
|
Глава II. О мифологии и о теологии | 229
|
Глава III. Туманные и противоречивые идеи теологии | 245
|
Глава IV. Разбор доказательств бытия божия, данных Кларком | 263
|
Глава V. Разбор доказательств бытия божия, данных Декартом, Мальбраншем, Ньютоном и т. д | 290
|
Глава VI. О пантеизме, или естественные представления о божестве | 306
|
Глава VII. О теизме или деизме, о системе оптимизма и о конечных причинах | 320
|
Глава VIII. О выгодах, получающихся для людей из их понятий о божестве, или же о влиянии этих понятий на мораль, политику, науки, на счастье народов и отдельных лиц | 343
|
Глава IX. Теологические понятия не могут служить основой морали. Параллель между теологической моралью и моралью естественной. Теология гибельна для прогресса человеческой мысли | 359
|
Глава X. О том, что люди ничего не могут вывести из внушаемых им идей о божестве; о непоследовательности и бесполезности их поведения по отношению к божеству | 375
|
Глава XI. Апология взглядов, содержащихся в этом сочинении.— О безбожии.—Существуют ли атеисты? | 393
|
Глава XII. Совместим ли атеизм с нравственностью? | 403
|
Глава XIII. О побуждениях, ведущих к атеизму. Может ли быть опасно это мировоззрение? Доступно ли оно пониманию толпы? | 414
|
Глава XIV. Резюме кодекса природы | 436
|
О «Системе природы» Гольбаха | 445
|
Именной указатель | 448
|
Библиография | 455
|
Гольбах Поль Анри Выдающийся французский философ, энциклопедист, просветитель. Родился в Германии, в семье торговца. Изучал химию в Лейденском университете. Унаследовав от дяди баронский титул и крупное состояние, обосновался в Париже и посвятил свою жизнь философии и науке. Его дом стал одним из виднейших во Франции салонов, местом регулярных философских дискуссий между энциклопедистами; его посещали Дени Дидро, Жан д’Аламбер, Жорж Бюффон, Клод Гельвеций, Жан-Жак Руссо, Адам Смит, Дэвид Юм, Эдуард Гиббон и другие. П. Гольбах был деятельным сотрудником «Энциклопедии» Д. Дидро и Ж. д’Аламбера; им были написаны многие статьи по вопросам политики, религии, естествознания, общественной морали и др. Иностранный член Берлинской (с 1752 г.) и Мангеймской (c 1766 г.) академий. В 1780 г. был единогласно избран почетным иностранным членом Петербургской академии наук.
Поль Гольбах — автор многочисленных атеистических произведений, в которых критиковалась как религия вообще, так и имеющие к ней отношение люди. Широкую известность получили его труды «Разоблаченное христианство» (1761), «Карманное богословие» (1766), «Священная зараза» (1768), «Письма к Евгении» (1768), «Галерея святых» (1770), «Здравый смысл» (1772) и др. Наиболее известное сочинение «Система природы, или О законах мира физического и мира духовного» вышло в свет в 1770 г.; современники называли эту книгу «Библией материализма». Книги П. Гольбаха были осуждены парижским парламентом и приговорены к сожжению, а Римско-католическая церковь включила их в «Индекс запрещенных книг». Но самому автору удалось избежать преследований; его труды издавались за пределами Франции под вымышленными именами и с указанием ложного места издания. П. Гольбах также переводил на французский язык и издавал сочинения философов Лукреция, Томаса Гоббса, Джона Толанда, Энтони Коллинза, труды немецких и шведских ученых.
|
|
|
|