Быть может могучее, свойственное всему живому стремление населить землю привело человечество к современному движению в промышленности, при котором рост производства не исключает возможности предоставить средства к существованию всему человечеству, при любом темпе роста населения. Однако, какова бы ни была движущая сила, она привела нас постепенно и вместе с тем неожиданно к состоянию обобществления, которое во многих отношениях пошло значительно далее требований профессиональных социалистов. Девизом этого движения было: "путем специализации – к достижениям", и мы все сделались специалистами. На ряду с мастером, проводящим дни за вытачиванием мелких деталей для какого-то механизма, которого он, может быть, никогда и не увидит, мы видим и ученого, который проводит свою жизнь за изучением ничтожной частицы человеческой культуры или за повторным применением какого-либо лабораторного метода. Выдающаяся роль науки в этом процессе индустриализации понятна широким кругам. Публика, вовсе не интересуясь духом и методами науки, все же сочувственно следит за ее техническим применением и с увлечением читает о новой вакцине, которая избавляет человечество от какого-нибудь смертельного недуга, о новом топливе или новой машине и даже о чудесных запасах энергии, скрытых внутри атома, которые, может быть, когда-нибудь будут выпущены на свободу и использованы для нужд еще более грандиозной промышленности. Но, несмотря на то, что все мы обязаны итти в ногу со всем человечеством в этом общем марше, все же встречаются люди более философски настроенные, которые с налетом сожаления оглядываются на прошлые дни, когда промышленность была развита значительно слабее, но зато каждый заинтересованный ею мог легко проследить различные стадии производства какого-либо сложного продукта, а иногда даже внести полезное изменение в самый производственный процесс. Для тех, кто интересуется не столько "продуктами" науки, сколько ее методами, я предлагаю заглянуть внутрь самой мастерской ученого – на его приемы, орудия производства и сырые материалы. Однажды, когда я проходил через старое кладбище в Уотертоуне штата Массачузет, я прочел на надгробной надписи одного священнослужителя, что он был "рачительный и горестный проповедник". Я не слишком сомневаюсь в том, что это было правдой, даже в современном смысле, хотя в духе того времени было выражать свое уважение к важнейшим жизненным проблемам тяжеловесным стилем и торжественной лестью. Теперь моды изменились, и меня не будут подозревать в легкомыслии, если я в обычном шутливом тоне приступлю к наиболее серьезным вопросам, вытекающим из изучения мира природы. Я постараюсь не быть горестным, но достаточно рачительным. Хотя я обращаюсь преимущественно к аудитории не специалистов, однако я нигде не скрывал трудностей, а также нигде я ради простоты не жертвовал строгостью умозаключений. Кроме того, я частично обращаюсь также и к специалистам, надеясь, что они смогут найти в некоторых главах какие-либо новые факты или методы. Было бы верхом самонадеянности объявить, что в этих простых очерках, которые были издателями доведены до размеров книги лишь благодаря щедрым промежуткам между строками, – содержится нечто похожее на философскую систему. Но, может быть, внимательный читатель усмотрит между строками ее начала некоторой философской системы, смею думать, принятой многими учеными. Она так же далека от вульгарного материализма, традиционно приписываемого ученым, как и от тонко замаскированной теологии классической метафизики. Беркли. Калифорния.
14 июля 1926. Льюис Гилберт Ньютон Выдающийся американский физикохимик, член Национальной академии наук в Вашингтоне. Родился в городе Уэймуте, близ Бостона. В 1896 г. окончил Гарвардский университет. Там же в 1899 г. получил докторскую степень и работал с перерывами с 1900 до 1907 г. В 1900–1901 гг. стажировался в Германии у Нобелевских лауреатов В. Оствальда и В. Нернста. После Гарварда продолжил исследования в области термодинамики в знаменитом Массачусетском технологическом институте. В 1907 г. стал доцентом, в 1908 — адъюнкт-профессором, в 1911 — профессором. В 1912 г. получил должность руководителя химического факультета в Калифорнийском университете в Беркли (на этой должности оставался до конца жизни). Во время Первой мировой войны служил во Франции, разрабатывал способы защиты от отравляющих газов. С 1942 г. — почетный член Академии наук СССР.
В область научных интересов Г. Н. Льюиса входили химическая термодинамика и теория строения вещества. Он экспериментально определил свободную энергию многих химических соединений, ввел понятие термодинамической активности, уточнил формулировку основного закона химической кинетики — закона действующих масс. Им была предложена новая формулировка 3-го начала термодинамики, что дало возможность точно определить абсолютную энтропию. Он разработал электронную теорию химической связи и современную теорию кислот и оснований; впервые получил тяжелую воду и выделил тяжелый изотоп водорода дейтерий; предложил термин «фотон» для обозначения мельчайшей единицы излучения. Он также создал собственную научную школу; среди его учеников 289 докторов наук и 20 лауреатов Нобелевской премии. Взгляды ученого в области философии науки нашли отражение в книге «Анатомия науки», вышедшей на русском языке в 1929 г. |