Никто, я надеюсь, не подумаетъ, что въ этой небольшой книжке я разсчитывалъ разсмотреть "современную философiю" въ полномъ ея объеме. Я хотелъ только дать общее представленiе о той форме, въ какой въ настоящее время возникаютъ передъ человекомъ великiя проблемы философiи. И я предпочелъ бы озаглавить свою работу соответственнымъ образомъ, если бы только обложки нашихъ книгъ допускали такое длинное заглавiе. Съ того самаго времени, когда философскiя проблемы предстали впервые передъ человеческимъ разумомъ, оне всегда оставались и навсегда останутся по существу своему однеми и теми же: проблема матерiи, проблема жизни, проблема познанiя, проблема действiя и поведенiя, однимъ словомъ, проблема происхожденiя, цели и последней сущности вещей. Отдельныя эпохи въ развитiи философiи различались между собой единственно способомъ постановки этихъ проблемъ и формой выраженiя ихъ, ибо эта форма всегда являлась отзвукомъ техъ интересовъ, которые преобладали въ данное время. А мы знаемъ, что въ историческомъ развитiи человечества эти преобладающiе интересы довольно часто менялись. Не входя въ разсмотренiе всехъ многочисленныхъ и разнообразныхъ доктринъ, которыя въ настоящее время оспариваютъ владычество надъ умами, я стремился показать, какъ подъ влiянiемъ нашихъ непосредственныхъ интересовъ стремится возобновляться способъ постановки философскихъ проблемъ. Я вполне сознательно оставилъ въ стороне частичныя изследованiя – иногда столь интересныя – и отдельныя попытки, обращая главное вниманiе на ходъ развитiя наиболее общихъ идей. Говорю объ этомъ сейчасъ же, дабы въ книге моей не искали того, чего тамъ не должно быть. Надо было бы написать совсемъ другую книгу, и даже не одну, чтобы обрисовать хотя бы въ общихъ чертахъ современное состоянiе техъ разнообразныхъ изследованiй, которыя обыкновенно называютъ философскими. Я вынужденъ оставить здесь безъ разсмотренiя все спецiальныя изследованiя. Въ этой книге я разсматриваю не частичныя проблемы, вызванныя вопросами о числе и пространстве, о логике и математике, а общую проблему математики; не частичныя проблемы матерiи, психической и соцiальной жизни, теорiи познанiя, но общую проблему матерiи, общую проблему жизни и разума, моральную проблему и проблему познанiя. Я старался разсматривать вещи съ наиболее общей и наиболее синтетической точки зренiя, на какую только я могъ подняться. Я не скрываю отъ себя опасности такого сокращеннаго и синтетическаго изложенiя. Прежде всего никто не можетъ быть худшимъ судьей какого либо движенiя идей или исторической эволюцiи, чемъ современники. Это банальный труизмъ. Далее, философское движенiе, которое по самой природе своей касается идей наиболее абстрактныхъ и наиболее систематическихъ, наиболее углубленныхъ и въ то же время наиболее неясныхъ, меньше всякихъ другихъ идейныхъ движенiй поддается общему синтетическому описанiю. Философскiя доктрины по самому существу дела доступны почти исключительно для спецiалистовъ, для людей, которые путемъ спецiальныхъ занятiй подготовили себя къ ихъ пониманiю. Дать философскимъ доктринамъ обшедоступную форму, распространить ихъ широко, это значитъ ихъ вульгаризировать въ худшемъ смысле этого слова, это значитъ ихъ извратить. Эта вторая трудность знакома мне лучше, чемъ кому либо другому благодаря моему опыту преподавательской деятельности и публичныхъ лекцiй. Вотъ почему я направилъ все свои силы на устраненiе, въ пределахъ возможнаго, этой двойной опасности. Въ современной философiи я замечаю два противоположныя направленiя. Одни, все более и более привлекаемые значительными успехами положительныхъ наукъ, вполне удовлетворяются методомъ этихъ последнихъ. Они не думаютъ, что въ ихъ рукахъ находится вся истина. Наоборотъ, они прекрасно понимаютъ, что они владеютъ лишь разрозненными и ничтожными отрывками ея. Но ихъ поражаетъ тотъ фактъ, что все, что является достовернымъ, все, что сумело удовлетворить ихъ разумъ, все это достигнуто научнымъ методомъ и только при помощи его человекъ могъ все это прiобрести. Наука, и только она одна, даетъ путь къ познанiю. Другiе не чувствуютъ себя вполне удовлетворенными научнымъ методомъ. Ихъ разумъ, или вернее, ихъ сердце, испытываетъ различныя потребности, которыя наука не въ состоянiи удовлетворить. Они делятся на две группы. Первая группа, съ каждымъ днемъ теряющая свое значенiе и интересъ, представляетъ собою простой пережитокъ прошлаго. Она состотъ изъ людей съ умомъ слишкомъ абсолютнымъ и прямолинейнымъ, – изъ людей слишкомъ гордыхъ, а иногда и слишкомъ невежественныхъ, чтобы удовлетвориться чисто позитивной точкой зренiя. Они не могутъ решиться оставить въ стороне то, о чемъ мы ничего еще не знаемъ, и скромно признать это. Вотъ почему они слегка презираютъ нашу науку, которая идетъ впередъ къ завоеванiю истины съ такимъ трудомъ, съ такою медленностью, со столькими уклоненiями въ сторону. Истину они хотятъ получить немедленно и всю целикомъ. И они находятъ, что научные методы не даютъ достаточно полнаго и абсолютнаго знанiя. Ихъ догматизмъ ищетъ последнихъ основъ истины и морали, окончательной и полной системы вещей. Весьма отдаленные наследники старыхъ метафизиковъ – рацiоналистовъ, картезiанцевъ, Лейбница, Канта, Фихте или Гегеля, они ничему не научились отъ новыхъ временъ. Они остаются метафизиками, искателями абсолютнаго. – И такъ какъ великiе метафизики не могутъ воскреснуть, такъ какъ многiе изъ ихъ теперешнихъ сторонниковъ не обладаютъ теми обширными и точными научными познанiями, которыми всегда владели великiе метафизики, то за редкими исключенiями современные метафизики являются эпигонами, превращающими устарелымъ способомъ древнiя системы въ туманныя эклектическiя ученiя. Это метафизическое и абсолютистское движенiе осуждено, повидимому, на то, чтобъ пережить самого себя. Являясь новой схоластикой, оно не пользуется почти никакимъ влiянiемъ, и представители его встречаются лишь въ школьной философiи. Въ этой книге о нихъ будетъ итти речь лишь для того, чтобы показать, откуда вышли, чему себя противопоставили и что собою заместили новыя теченiя... Рей Абель Французский философ-позитивист и историк науки, критик механического понимания мира, предугадавший развитие квантовой физики. Профессор истории философии в Сорбонне. Автор работ по философии, методологии науки, истории математики и др. Его учеником был выдающийся французский философ и культуролог Гастон Башляр, защитивший под его руководством докторскую диссертацию. Философские взгляды А. Рея оказали влияние на работы известного американского физика и философа Филиппа Франка, а также на формирование Венского кружка — сообщества ученых, в котором были разработаны основы логического позитивизма.
|