URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Дерябин В.С. Психология личности и высшая нервная деятельность: О сознании, о «я», о счастье. Психофизиологические очерки Обложка Дерябин В.С. Психология личности и высшая нервная деятельность: О сознании, о «я», о счастье. Психофизиологические очерки
Id: 288817
745 р.

Психология личности и высшая нервная деятельность:
О сознании, о «я», о счастье. Психофизиологические очерки. Изд. стереотип.

2022. 202 с.
Типографская бумага

Аннотация

Настоящий научный труд представляет собой публикацию научного наследия видного физиолога и психиатра В.С.Дерябина. Монография состоит из трех разделов, носящих авторские названия: "О сознании", "О Я", "О счастье". В разделе "О сознании" проблема сознания рассматривается в двух аспектах: содержание сознания (социальный аспект) и его материальный субстрат (психофизиологический аспект). В разделе "О Я" автор исследует "Я" как субъективное... (Подробнее)


Оглавление
top
Предисловие ко второму изданию
О сознании
О содержании сознания
О сознании с формальной стороны
О я
 Интеграция соматических процессов в организме
 Соматопсихическая интеграция организма
 Отграничение я от внешнего мира
 О вторичной психологической обработке соматических ощущений
 О высшей психофизиологической интеграции организма
 Я и телесные ощущения
 Память и я
 Аффективность и я
 Я и активность
 Я и высшая интеграция психических функций
 Эгоизм и эгоцентризм
 Положительные социальные чувства
О счастье
Чувство удовольствия
Общее Чувство
Радость и веселье
 Возникновение простейших реакций радости и веселья по типу рефлекса
 Возраст и счастливая жизнь
Социальные аспекты счастья
 Иллюзии и самообманы во взглядах на счастливую жизнь
 Честолюбие и счастливая жизнь
 Счастливая жизнь и культура
 Счастливая жизнь и активность
Чувство счастья как переживание особого рода
Экстаз (блаженство)
Вызывание "счастья" химическим путем
Направления психофизиологического изучения переживаний счастья
Комментарии
Литература

Предисловие ко второму изданию
top

Перед читателями – второе издание книги В. С. Дерябина "Психология личности и высшая нервная деятельность", которая состоит из трех разделов – монографических очерков, носящих названия, данные автором. "О сознании", "О Я", "О счастье" (психофизиологические очерки) – именно так называлась книга по первоначальному замыслу автора, что подчеркивало методологию его исследований – психофизиологический подход к изучению важнейших проблем психологии.

С момента опубликования первого издания книги В. С. Дерябина в 1980 г. прошло 29 лет, что потребовало внесения в текст предисловия к книге сокращений и дополнений, не затрагивающих его основного содержания. Выход в 1980 г. книги В. С. Дерябина вызвал живой читательский интерес. На нее были получены рецензии представителей различных областей науки: нейропсихологии (Ольшанский Д. В., 1983), психиатрии и философии (Борзунова А. С., Васюков Н. М., 1982). В последние годы научное наследие В. С. Дерябина нашло отражение в напечатании его статей методологического содержания: "О закономерности психических явлений" (2006а), "Замечания по поводу брошюры академика И. С. Беритова "Об основных формах нервной и психонервной деятельности"" (2006б), "Психофизиологическая проблема и учение И. П. Павлова о "слитии" субъективного с объективным" (2007), "Задачи и возможности психотехники в военном деле" (2009), а также в публикациях, посвященных анализу его работ (Забродин О. Н., 2003, 2004, 2008, 2010) и научной деятельности (Забродин О. Н., Дерябин Л. Н., 1998, 2003). Личность В. С. Дерябина – ученого-гуманиста нашла яркое выражение в его "Письме внуку" (Дерябин В. С., 1994, 2005) – своеобразном духовном напутствии, в котором нашел отражение его опыт исследования основ науки "человекознания".

Интерес к психофизиологической проблеме складывался у Викторина Сергеевича Дерябина на протяжении всей его долгой жизни (1875–1955). Сам Викторин Сергеевич так писал в письме внуку (Дерябин В. С., 1974, 1980) о том, что побудило его обратиться к изучению этой проблемы: "Я когда-то думал, что человек – существо разумное, одаренное свободной волею, но, когда перед моими глазами прошла жизнь многих людей в разных ситуациях, я увидел, что дело не так просто, что я, в сущности, не знаю, что такое человек... Человек знает себя со стороны своих чувств, желаний, надежд, опасений, симпатий и антипатий, своих мыслей и намерений, но не знает, как и почему они возникают, не знает их материальной физиологической и социальной обусловленности. Из этого незнания вытекает много самообманов, иллюзий, заблуждений, о которых человек не подозревает. Он очень часто не сознает, что чувства, желания, эгоизм, честолюбие и т. д. управляют его разумом. Когда я увидел это, передо мной встал вопрос: что такое человек с его "свободной волей" и поступками? И я стал психиатром, изучал психологию и физиологию центральной нервной системы, и это определило направление всей моей работы, стало делом жизни. "Человекознание" – понимание человека, а, следовательно, и самого себя, теперь может быть основано на научных данных, хотя отдельные отрывки знания еще не соединены воедино. Я сделал попытку хоть отчасти систематизировать факты в своих работах: "Чувства, влечения и эмоции", "О Я", "О сознании", "О гордости", "О счастье"".

Биографические данные о научной деятельности В. С. Дерябина представлены в книге Д. Г. Квасова и А. К. Федоровой-Грот "Физиологическая школа И. П. Павлова" (1967) и в статьях О. Н. Забродина и Л. Н. Дерябина (1998, 2003). Это позволяет лишь кратко представить вехи биографии, определившие круг научных интересов В. С. Дерябина. Будучи исключенным из двух университетов России – Московского и Юрьевского (ныне – Тартуского) – за активное участие в движении революционного студенчества, он был вынужден для завершения медицинского образования в 1906 г. уехать в Германию. Учась на медицинском факультете Мюнхенского университета, В. С. Дерябин с увлечением слушает лекции крупнейшего психиатра Э. Крепелина. Глубокий интерес к психической жизни человека, зародившийся еще в гимназическую пору жизни, укрепился за годы учебы в университете, что в дальнейшем определило выбор специальности – психиатрии. В 1908 г. В. С. Дерябин оканчивает университет и защищает диссертацию на степень доктора медицины (Derjabin V., Mьnchen, 1908.)

Важным этапом в научной жизни В. С. Дерябина явился период работы в Санкт-Петербурге под руководством И. П. Павлова в его лабораториях при Императорском институте экспериментальной медицины и Военно-медицинской академии (ВМА) в 1912–1914 гг. "Лишь один из учеников И. П. Павлова в этот период был психиатром, но и то оставившим психиатрию и избравшим своей новой специальностью физиологию (В. С. Дерябин)". (Иванов-Смоленский А. Г., 1965, с. 20). Работа И. П. Павлова оказалась не только прекрасной школой физиологического эксперимента, но и определила его интерес к физиологии как к объективно-научному методу изучения психических явлений. По выполненной работе В. С. Дерябин в марте 1917 г. в ВМА защитил диссертацию на степень доктора медицины: "Дальнейшие материалы к физиологии времени как условного возбудителя слюнных желез" (Дерябин В. С., 1916).

С 1920 по 1927 г. В. С. Дерябин работает в Сибирской областной психиатрической лечебнице г. Томска ординатором, зам. главного врача и главным врачом, а также старшим ассистентом кафедры нервных и душевных болезней Томского государственного университета (Красик Е. Д. и соавт., 1980). Поворотным пунктом в научной деятельности В. С. Дерябина явилось изучение исходных состояний у больных эпидемическим энцефалитом. Поражение глубоких структур головного мозга, с которыми впоследствии связали формирование эмоций у таких больных, характеризовалось "эмоциональной тупостью" при относительной сохранности интеллекта (Дерябин В. С., 1926, 1928). Эти исследования обострили интерес ученого к проблеме корково-подкорковых взаимоотношений и к проблеме аффективности (чувств, влечений и эмоций).

С 1927 г. В. С. Дерябин работает на медицинском факультете Иркутского госуниверситета, где организует первую в Сибири самостоятельную кафедру психиатрии (до того времени там существовали кафедры нервных и душевных болезней). В речи при вступлении в заведование кафедрой, носящей программный характер, он намечает пути материалистического изучения психической деятельности на основе учения И. П. Павлова о высшей нервной деятельности и А. А. Ухтомского о доминанте и впервые формулирует положение о единой психофизиологической доминанте при влечениях (мотивациях). Материалы, изложенные в речи, были опубликованы в виде статьи "О закономерности психических явлений" (Дерябин В. С.,1927), которая была переиздана в 2006 г. в журнале "Психофармакология и биологическая наркология" (Дерябин В. С., 2006, а).

Состояние психиатрии того времени глубоко не удовлетворяло В. С. Дерябина. В автобиографической записке он пишет об этом так: "Работая по психиатрии, пришел к заключению, что, руководясь клинико-психологическим методом исследования, психиатрия после установления основных нозологических единиц зашла в тупик, что выяснение патологической сущности психических заболеваний может дать лишь материалистическое исследование, и в первую очередь физиология и патофизиология нервной системы" (Квасов Д. Г., Федорова-Грот А. К., 1967, с. 98). Это побудило В. С. Дерябина в 1933 г. оставить заведование кафедрой психиатрии Восточно-Сибирского медицинского института в г. Иркутске и перейти на работу в область физиологии. Если учесть, что В. С. Дерябину в то время было 58 лет, то факт этот говорит о большом мужестве и целеустремленности ученого.

По рекомендации И. П. Павлова в декабре 1933 г. В. С. Дерябин поступает во Всесоюзный институт экспериментальной медицины (ВИЭМ), где работает научным сотрудником 1-го разряда по отделу специальной и эволюционной физиологии, руководимому академиком Л. А. Орбели. Это, несомненно, определило его стремление рассматривать функции человеческого организма в их становлении и развитии.

Основные физиологические работы В. С. Дерябина выполнены в последние 20 лет его жизни и посвящены главным образом экспериментальному изучению проблем высшей нервной деятельности, в частности проблемы корково-подкорковых взаимоотношений. Таковы его труды о влиянии повреждения таламуса и гипоталамической области на высшую нервную деятельность (Дерябин В. С., 1946) и по изучению механизмов бульбокапниновой кататонии у собак (Дерябин В. С., 1947а–г, 1951б). Тогда же В. С. Дерябин пишет ряд работ психофизиологического содержания.

Еще в 1928–1929 гг. им был подготовлен первый вариант монографии "Чувства, влечения и эмоции", над которой автор работал до конца жизни. Таким образом, В. С. Дерябин является пионером изучения эмоций в нашей стране. В 1944 г. выходит из печати его статья "Эмоции как источник силы" (Дерябин В. С., 1944). Позже В. С. Дерябин выступает в печати со статьями "О путях развития учения И. П. Павлова о высшей нервной деятельности" (Дерябин В. С., 1951а) и "Аффективность и закономерности высшей нервной деятельности" (Дерябин В. С., 1951в), в которых привлекает внимание исследователей к изучению чувств, влечений и эмоций как важных компонентов высшей нервной деятельности. Серьезной заслугой В. С. Дерябина является то, что известные представления Э. Блейлера (1929) об аффективности (чувствах, влечениях и эмоциях) он развил в оригинальное учение о ее роли в психической деятельности и об эволюции аффективности. Эти взгляды изложены в его книге "Чувства, влечения, эмоции" (1974) и в разделах "О сознании", "О Я" и "О счастье" данной монографии.

О давнем интересе В. С. Дерябина к психофизиологической проблеме свидетельствуют его работы "К истории психологии" (1925), "О закономерностях психических явлений" (1927) и "Душа и мозг" (1940). Однако основные работы В. С. Дерябина, посвященные психофизиологической проблеме, при жизни автора не были опубликованы. В предвоенные годы В. С. Дерябиным был написан монографический очерк "О счастье", в 1946–1947 гг. – очерки "О сознании" и "О Я". Над всеми этими очерками автор работал и в последующие годы.

Следует отметить важную особенность, наложившую отпечаток на содержание всех психофизиологических работ В. С. Дерябина, – глубокую приверженность идеям диалектического материализма. Понимание материалистической диалектики как науки о взаимной связи и взаимной обусловленности явлений сказалось в системном подходе к рассмотрению вопросов, составляющих содержание книги, предлагаемой вниманию читателей.

Вопросы психологии личности, в частности сознание и самосознание, находятся в центре внимания представителей различных специальностей: психологов, социологов, философов, педагогов, психиатров и др. В гораздо меньшей степени они изучались с учетом психофизиологических механизмов. Между тем только в единстве физиологического, психологического и социального эти вопросы могут получить достаточно глубокое истолкование. При этом не следует забывать, что и самые сложные психические явления (в том числе и социально обусловленные) по механизмам своего возникновения в головном мозге являются процессами психофизиологическими. На это неоднократно указывали корифеи отечественной физиологии И. М. Сеченов и И. П. Павлов. В написанной в 1949 г. и опубликованной в 2006 г. статье "Замечания по поводу брошюры академика И. С. Беритова "Об основных формах нервной и психонервной деятельности"" (Дерябин В. С., 2006) В. С. Дерябин подчеркивает эту мысль, защищая право физиологов на изучение сложных психических процессов методами физиологии высшей нервной деятельности. По этому поводу известный нейропсихолог Д. В. Ольшанский (1983, с. 618) в рецензии на представляемую здесь книгу писал следующее. "В. С. Дерябин начал решать доступными ему средствами задачу, которая четко сформулирована была почти пол века спустя. Речь идет об изучении физиологических основ психической деятельности человека, построении физиологии ее целостных форм, попытке ответа на вопрос о физиологических механизмах наиболее сложных видов сознательного, целенаправленного саморегулирующегося поведения, т. е. о задаче создания "психологически ориентированной физиологии", "психологической физиологии"".

В своих работах В. С. Дерябин неуклонно придерживается принципа материалистического монизма, который применительно к человеку конкретизируется как принцип психофизиологического единства. Последовательное применение принципов материалистической диалектики позволило В. С. Дерябину избежать дуализма в рассмотрении биологической и социальной природы человека. Это сказалось в том, что, уделяя основное внимание рассмотрению вопросов с психофизиологической точки зрения, автор не подменяет социального в личности человека биологическим.

Рассматриваемые автором вопросы являются, по существу, пограничными, междисциплинарными, так как включают в себя психофизиологический, философский, социологический, физиологический и другие аспекты. Широкая эрудиция автора в вопросах физиологии, психологии, психиатрии, философии позволила ему избежать односторонности в рассмотрении изучаемых явлений. Все перечисленное позволяет считать монографию В. С. Дерябина ценной и актуальной.

В своих психофизиологических исследованиях кардинальных проблем психологии (сознание, самосознание, социальные чувства и др.) В. С. Дерябин ведущее место отводил аффективности, которая интегрирует психические процессы (внимание, мышление, активность) с целью добиться удовлетворения актуализированной потребности. Эти взгляды нашли подтверждение в представлениях современных авторов (Симонов П. В., 1981, 1987; Изард К., 2000; и др.). Так, согласно К. Изарду (2000, с. 27), "Эмоция – это нечто, что переживается как чувство (feeling), которое мотивирует, организует и направляет восприятие, мышление и действия".

Первые два раздела книги "О сознании", "О Я" посвящены сознанию и самосознанию. В соответствии с известными представлениями К. Маркса и Ф. Энгельса автор указывает, что общественное бытие индивида определяет содержание и направленность его сознания. С изменением способов общественного производства, с переходом от одной общественно-экономической формации к другой меняется и сознание людей. Важно отметить, что в соответствии с требованиями материалистической диалектики в книге обсуждается вопрос о взаимовлиянии бытия на сознание и сознания на бытие и подчеркивается активная роль сознания.

С психофизиологических позиций сознание рассматривается автором как функция мозга, непосредственно связанная с его механизмами, в первую очередь – с механизмами высшей нервной деятельности. При этом автор подчеркивает, что сознания как особой психической функции, отдельной от других психических функций, нет. Эти высказывания автора нашли подтверждение в данных психопатологии (Меграбян А. А., 1972), которые свидетельствуют о том, что ослабление, нарушение или выключение отдельных или нескольких психических функций вызывает то или иное нарушение сознания.

В разделе, посвященном ограниченности и неполноте человеческого сознания, автор методологически правильно решает вопрос о соотношении сознательного и бессознательного в психической деятельности, о детерминизме и индетерминизме человеческого поведения. В последнем вопросе В. С. Дерябин выступает как последовательный детерминист, подчеркивая объективную обусловленность человеческих влечений и эмоций (аффективности) и поведения, их зависимость от физико-химического состава крови, состояния вегетативной и эндокринной систем. Автор подчеркивает, что в человеческом обществе аффективность не господствует над психикой индивида, а подчиняется коррегирующим влияниям коры головного мозга, обусловленным воспитанием и установками данного общества.

В разделе книги "О Я" автор подробно описывает свои взгляды на структуру самосознания. Важнейшим компонентом "Я" автор считает аффективность, которая на основе временных связей взаимодействует с интеллектуальными образованиями. Аффективность и ее следы (эмоциональная память) влияют на текущую жизнь и структуру "Я". За личным произволом и свободой воли к действию находятся принудительные механизмы, закономерные процессы.

В. С. Дерябин показывает, что психическая активность по управлению мышлением, вниманием, припоминанием, поведением хотя и кажется человеку наиболее произвольной, но и здесь имеется объективная зависимость от аффективности, представляющей интересы личности с ее потребностями, а воля "Я" является функцией аффективно окрашенных представлений. Таким образом, становится очевидным, что активность – не деятельность какого-то автономного пункта "Я", а результат интегративной деятельности всего головного мозга.

Несомненный интерес представляют социальные аспекты развития самосознания личности, тех ее качеств, которые человек приобретает в системе общественных отношений: формирование у одних лиц положительных социальных чувств и отрицательных социальных чувств – эгоизма, эгоцентризма у других. Вопросы, рассматриваемые в очерке "О Я", являются весьма актуальными, так как автор подходит в нем к человеку как к сложно организованной системе, находящейся в психофизиологическом единстве, необходимом для поддержания постоянства внутренней среды организма (гомеостаза) и уравновешивания с внешней биологической и социальной средой. Такой подход, выдвинутый автором шесть десятилетий назад, носит приоритетный характер. Особенно это относится к постановке проблем: интеграция соматических ощущений, соматопсихическая интеграция, высшая психофизиологическая интеграция и высшая интеграция психических функций. Взгляды автора на структуру сознания и самосознания являются чрезвычайно важными для понимания личности не только как совокупности социально значимых психических свойств, но и как отражения общей психофизиологической организации человека, являющегося одновременно существом социальным.

Воззрения автора на существенную роль аффективности в структуре "Я" представляются тем более актуальными, что и в наше время эта роль недостаточно учитывается. В объемистом учебном пособии Е. П. Ильина "Эмоции и чувства" (2008), насчитывающем 783 страниц, разделу "Чувство собственного "Я"" отведено 5 строк. Там же автор приходит к выводу, что нет никаких оснований связывать эмоции человека с чувством "Я" (Ильин Е. П., 2008, с. 361). При этом автор пишет, что "несмотря на большое число публикаций по проблеме эмоций проблема эмоций и чувств оказывается представленной в ущербном виде" (с. 11). Несмотря на это высказывание, он был вынужден признать, что в своем учебном пособии постарался дать панорамное освещение проблемы эмоций, не касаясь влияния эмоций на интеллектуальную и физическую активность (Ильин Е. П., 2008). Вместе с тем вопросы эти нашли отражение как в более ранних работах В. С. Дерябина (1927, 1944), так и в его монографиях "Чувства, влечения, эмоции" (1974) и "Психология личности и высшая нервная деятельность" (1980).

Третий раздел носит авторское название "О счастье". Раздел этот, монографический по своему характеру, представляется уникальным исследованием, так как до сих пор счастье не было предметом всестороннего научного изучения, в частности психофизиологического анализа. В настоящее время в нашей философской литературе счастье рассматривается как социологическая категория. Вместе с тем счастье – сложное психофизиологическое переживание. Таким образом, в этом явлении проблема соотношения биологического и социального находит свое концентрированное выражение.

Общий подход к проблеме счастья осуществляется автором с позиций диалектического материализма: исследуемое явление – счастье рассматривается в его многочисленных взаимосвязях и, кроме того, в развитии, как результат эволюционного и исторического развития. Диалектический подход проявляется в рассмотрении В. С. Дерябиным эволюции положительного чувственного тона ощущений и "общего чувства" в направлении возникновения на их основе положительных эмоций, вначале филогенетически более древних – радость, веселье, затем – более сложных, социально обусловленных.

Взгляды В. С. Дерябина на эволюцию аффективности, которая представляется центральным пунктом его психофизиологических исследований, позволяют с достаточной убедительностью понять генезис переживания счастья у человека как сложного, социально обусловленного психофизиологического явления, в развитии которого важнейшая роль принадлежит нравственному, культурному и эстетическому развитию личности. Представляется важным выделение автором различных форм переживания счастья в отдельные разделы: "Экстаз", "Счастье как переживание особого рода", "Вызывание счастья химическим путем". В последнем разделе автор подчеркивает, что алкоголь и наркотики ни в коем случае не могут быть средством к достижению счастья, указывая на разрушительное влияние на психику наркотических средств.

Несмотря на то что работа В. Дерябина "О счастье" была написана в середине 30-х гг., до настоящего времени не появилось подобного разностороннего анализа этого явления. В упоминавшейся выше книге Е. П. Ильина "Эмоции и чувства" чувству счастья уделено всего 3,5 страницы, причем изложение ограничено чисто психологическими описаниями (Ильин Е. П., 2008, с. 356). Высказывается мнение (Куликов Л. В., 2000), что понятие "счастье" вряд ли можно оценивать как достаточно конструктивное для психологического исследования.

Эволюционный подход В. С. Дерябина к рассмотрению чувств, влечений и эмоций в настоящее время получил развитие в исследованиях Е. П. Ильина, который основную идею своей книги "Эмоции и чувства" видит в "эволюционно-иерархическом развитии эмоциональной сферы человека – от эмоционального тона ощущений, через эмоции и чувства к эмоциональным свойствам и типам личности" (Ильин Е. П., 2008, с. 12).

Следует отметить важную особенность, характерную для содержания всех разделов монографии. Как психиатр и невропатолог с большим опытом, обладающий значительной эрудицией, В. С. Дерябин приводит многочисленные клинические данные о нарушении сознания, самосознания и о патологических переживаниях чувства счастья при различных психических и неврологических заболеваниях. Приводимые примеры носят не только иллюстративный характер, они служат убедительным доказательством зависимости психики от ее материального субстрата – головного мозга. В этом отношении материал, приводимый автором, представляет интерес как для невропатологов и психиатров, так и для философов – в связи с освещением вопроса о материальной обусловленности психических явлений.

Труд этот несет на себе неизгладимый отпечаток личности автора – русского ученого, гражданина и патриота. В этом отношении публикуемые работы В. С. Дерябина являются интересным памятником времени их создания. Для личности В. С. Дерябина особенно был характерен высокий гуманизм – горячее стремление сделать людей счастливей, уберечь их от многих заблуждений и ошибок, связанных с незнанием человеческой психики. Этой цели были посвящены все жизненные устремления В. С. Дерябина.

Монография В. С. Дерябина помогает понять многие вопросы становления личности, еще не получившие научного истолкования и до сих пор не подвергавшиеся экспериментальному изучению, а также намечает пути для их дальнейшей разработки. На данном этапе развития нашей страны на первый план выдвигаются вопросы формирования сознания молодого поколения. В связи с этим переиздание монографии В. С. Дерябина представляется также актуальным. Оно призвано внести весомый вклад в развитие теоретической и прикладной психологии. Предлагаемая книга представляет несомненный интерес для специалистов в области физиологии и психологии, педагогов, биологов, врачей, а также для широкого круга читателей, всех, кто в своей деятельности так или иначе связан с воспитанием подрастающего поколения, с вопросами организации труда, общения людей, с проблемами формирования человеческой личности.

В связи с использованием в настоящем издании новых литературных источников, список литературы к книге был дополнен ими. Что касается самого текста книги, то он публикуется без существенных изменений.

Доктор биологических наук Б. Ф. Сергеев,
доктор медицинских наук О. Н. Забродин

Об авторе
top
photoДерябин Викторин Сергеевич
Видный физиолог и психиатр, ученик и продолжатель дела И. П. Павлова. Родился в селе Соровское Пермской губернии, в семье священника. Учился на физико-математическом факультете Московского университета и на медицинском факультете Мюнхенского университета, где слушал лекции всемирно известного психиатра Э. Крепелина. В 1912–1914 гг. работал под руководством И. П. Павлова. Защитил в 1917 г. диссертацию на степень доктора медицины. С 1923 г. — старший ассистент кафедры нервных и душевных болезней Томского университета. В 1927 г. организовал первую в Сибири самостоятельную кафедру психиатрии на медицинском факультете Иркутского государственного университета (с 1930 г. — Восточно-Сибирский медицинский институт). В 1930-е гг. работал в Ленинграде, в Институте эволюционной физиологии и патологии высшей нервной деятельности. В 1941–1944 гг. — врач-невропатолог клиники нервных болезней Свердловского медицинского института. С 1944 г. продолжил работу по физиологии в Институте физиологии им. И. П. Павлова и Естественно-научном институте им. П. Ф. Лесгафта.

В. С. Дерябин интенсивно занимался вопросами психофизиологии чувств, влечений и эмоций как в клиническом, так и в экспериментальном плане, став одним из первых исследователей эмоций в СССР. В его деятельности отразилось ценное слияние опыта врача-клинициста и ученого-физиолога павловской школы. Его монографии «Чувства, влечения, эмоции» и «Психология личности и высшая нервная деятельность», вышедшие через много лет после смерти автора, впитали в себя лучшие достижения мировой физиологии и психологии первой половины XX века; многие высказанные в них положения не потеряли актуальности и в настоящее время.