URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Костина А.В. Цифровизация и современные тенденции развития России Обложка Костина А.В. Цифровизация и современные тенденции развития России
Id: 288788
799 р.

Цифровизация и современные тенденции развития России № 36

URSS. 2022. 240 с. ISBN 978-5-9710-9839-3.
Белая офсетная бумага
  • Мягкая обложка
Возможности и угрозы цифрового общества • Большие данные • Интернет вещей • Риски цифровой экономики • Феномен цифрового неравенства • Социальные сети • Сетевые технологии и «цветные революции» • Человеческий разум и искусственный интеллект • Цифровое образование и формирование мышления • Цифровой образовательный след: плюсы и минусы трансформации в условиях пандемии • Мир XXI века и глобальный проект • Адаптация человека к средовым влияниям: натуралистическая и социокультурная составляющие • К идеям академика Н. Н. Моисеева.

Аннотация

Книга посвящена вопросам, связанным с цифровизацией общества, показан как безусловный позитивный потенциал цифровой трансформации технологической сферы, так и угрозы цифрового общества. Среди последних особое внимание уделяется идее технологического прогресса и вопросу искусственного интеллекта, рассмотренному в соотнесенности с проблемой бессмертия и достижения точки сингулярности. Автор также обращается к проблеме будущего, представленной... (Подробнее)


Оглавление
top
Оглавление3
Введение9
Глава 1. Цифровизация как социокультурный процесс12
1. Постиндустриальное и цифровое общество: социокультурные характеристики12
1.1. Введение12
1.2. Знание и информация как основа постиндустриальной и цифровой экономики12
1.3. Особенности культуры постиндустриального общества14
1.4. Выводы16
2. Возможности и угрозы цифрового общества18
2.1. Введение18
2.2. Новые технологии цифрового общества. Большие данные18
2.3. Интернет вещей22
2.4. Облачные вычисления24
2.5. Риски цифровой экономики. Большие данные26
2.6. Риски, связанные с внедрением технологии интернета вещей31
2.7. Побочные эффекты внедрения облачных технологий33
2.8. Выводы34
3. Цифровые технологии и социальные процессы35
3.1. Введение35
3.2. Социальные сети37
3.3. Феномен цифрового неравенства38
3.4. Социальные аспекты развития информационного общества43
3.5. Выводы45
4. Социальные сети: специфика функционирования в цифровом обществе46
4.1. Введение46
4.2. Сети: эмоциональная составляющая общения47
4.3. Сети: соотношение реальных социальных связей и сетевых49
4.4. Социальные сети: функционирование в условиях пандемии50
4.5. Выводы53
5. Сетевые технологии и «цветные революции»54
5.1. Введение54
5.2. Мягкая сила: сущность, особенности54
5.3. Технологии «мягкой силы» в условиях информатизации: качества сети как качества сетевых социальных взаимодействий59
5.4. Как противостоять технологиям «мягкой силы»?66
5.5. Выводы67
Глава 2. Человеческий разум и искусственный интеллект: возможна ли роботизация и наступление «точки сингулярности»?70
1. О корректности постановки вопроса «может ли машина мыслить?» или какие особенности человеческого сознания способен воспроизводить искусственный интеллект?70
1.1. Введение70
1.2. Разумность как признак искусственного интеллекта. В чем это выражается?71
1.3. Системы моделирования работы человеческого мозга72
1.4. Разум как главный атрибут человека: классическая модель75
1.5. Искусственный интеллект и интеллект человека: к проблеме соотношения78
1.6. Итак, может ли машина мыслить?85
1.7. Выводы90
2. Цифровое общество: человек, культура и природа в горизонте сингулярности91
2.1. Введение92
2.2. Искусственный интеллект и человек в горизонте сингулярности96
2.3. Искусственный интеллект и культура103
2.4. Искусственный интеллект и природа106
2.5. Выводы108
Глава 3. Цифровизация высшего образования в России110
1. Цифровое образование и формирование мышления110
1.1. Введение110
1.2. Способ кодификации информации и особенности общественного развития112
1.3. Информация: зло или благо?115
1.4. Информационная обеспеченность и недостаточность образования118
1.5. Сетевой принцип: логика «карты» и логика «кальки»121
1.6. Выводы123
2. Цели цифровизации высшего образования124
2.1. Введение124
2.2. Цифровизация: к вопросу об истоках и истории124
2.3. Образование в условиях пандемии: задачи и их решение129
2.4. Выводы132
3. Искусственный интеллект в высшей школе: обучение или образование?132
3.1. Введение132
3.2. Воспитание как составляющая образования133
3.3. Невозможно заменить преподавателя машиной. Почему?136
3.4. Цифровой образовательный след: плюсы и минусы139
3.5. Выводы141
4. Цифровизация высшего образования в России: искусственный интеллект как основа и технология адаптирующего обучения, цифрового образовательного следа, прокторинга142
4.1. Введение142
4.2. Социальная составляющая образования: особенности в цифровой реальности144
4.3. Социогуманитарные аспекты внедрения искусственного интеллекта146
4.4. Еще раз об адаптивном обучении148
4.5. Сегрегация обучающихся по способностям: хорошо ли это?150
4.6. Прокторинг: за и против153
4.7. Выводы154
Глава 4. Будущее в перспективе идеи прогресса158
1. Идея прогресса и образ будущего: трансформации в условиях пандемии158
1.1. Введение159
1.2. Образ будущего как исторически опосредованный: от циклического времени — к линейному160
1.3. Два образа прогресса: социальный и материально-технологический163
1.4. Установка на прогресс и кризис капитализма164
1.4. Россия в поисках идеала будущего167
1.5. Выводы169
2. Мир XXI века и глобальный проект: экономика, экология, человек171
2.1. Введение171
2.2. Идея глобализации: реактивация потенциала172
2.3. Юбилейный доклад римскому клубу: национальное государство или глобальный мир?176
2.4. Доклад римскому клубу: комментарии180
2.5. Ценности: универсальность или специфичность?184
2.6. Выводы188
Глава 5. Система «человек — общество — культура» в экологическом аспекте190
1. Адаптация человека к средовым влияниям: натуралистическая и социокультурная составляющие190
1.1. Введение191
1.2. Человек как часть природы. Достижение интегрированности в природную среду как содержание адаптации192
1.3. Выделение человека из природы: неолитическая революция. Формирование парадоксального поведения как механизм адаптации195
1.4. Традиция и ее преодоление в рамках социокультурной адаптации: от ранних цивилизаций — к средневековью199
1.5. От индустриального общества — к информационному. Адаптация человека к новой технотронной среде202
1.6. Выводы206
2. Взаимодействие человека и среды как фактор демографических процессов206
2.1. Введение206
2.2. Ухудшение экосистемы. Где находится точка невозврата?207
2.3. Средневековье и новое время: кризис эко-системы и демография211
2.4. Моделирование развития экосистемы в соотнесении с демографией214
2.5. Выводы217
3. Культура в системе национальной безопасности современной России: к идеям академика Н. Н. Моисеева219
3.1. Введение219
3.2. Н. Н. Моисеев об экологических проблемах XX–XXI века221
3.3. Урбанизация и исчерпание запасов полезных ископаемых222
3.4. Виртуальная реальность как убежище от социальных проблем224
3.6. Образование и культура как надежда человечества от самоуничтожения225
4. Культура как условие общенационального единства на основе единства ценностей226
4.1. Введение226
4.2. Стратегии национальной безопасности: культурологический аспект рассмотрения227
4.3. Специфика культурцентрического подхода к национальной безопасности229
4.4. Ценности как фактор консолидации и сегрегации232
4.5. Заключение234

Введение
top

Одной из основных тенденций социально-экономического развития России является формирование информационного или в более современных категориях — цифрового — общества. Несмотря на то, что процессы вхождения в это общество имеют особенности, отраженные в различных национальных концепциях, общим является признание государствами международных принципов, определенных Окинавской хартией глобального информационного общества (2000 г.), Декларацией «Построение информационного общества — глобальная задача в новом тысячелетии» (2003 г.), Планом действий Тунисского обязательства (2005 г.). Основная цель Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации — в соответствии с целями, продекларированными на Всемирной встрече на высшем уровне по вопросам информационного общества (Женева, 2003 г.) определяется как «создание условий для формирования в Российской Федерации общества знаний» .

Цифровая трансформация связана с принципиальными изменениями в обществе — начиная с технологических и завершая социальными отношениями. Сферы производства, транспорта, образования, медицины, торговли, коммуникаций, искусства — все они вовлекаются в процессы цифровизации, будучи охвачены прогрессом науки и технологий. Новейшие конвергентные технологии выводят на новый уровень все эти сферы, обеспечивая их развитие с новыми возможностями. Однако цифровизации — всего лишь научно-технологический процесс, и как любой иной, она имеет не только плюсы, но и минусы, которые не столь очевидны и видны только при внимательном рассмотрении. Искусственный интеллект, большие данные, интернет вещей и многое другое — внедрение этих технологий имеет целый ряд «побочных эффектов». О них в книге и идет речь. В задачи автора входит как раз такой анализ — раскрывающий перспективы и возможности, но одновременно и сложности, которые несут в себе новейшие технологии. Это важно для того, чтобы понимать суть процессов цифровизации и их специфику применения в производственно-технологической и гуманитарной сфере.

Конечно, научно-технический прогресс нельзя демонизировать — он чрезвычайно важен как составляющий фактически суть процесса развития человека и отражающий рост его знаний о мире и увеличения его возможностей. И это подтверждает история, в рамках цивилизационного подхода демонстрирующая постоянное развитие технологий, которыми пользуется человек. И тогда, когда информационное общество существовало только в прогнозах, уже было очевидно, что эти прогнозы сбудутся как обусловленные самой логикой развития культуры.

Важно, что первые прогнозы относительно формирования цифрового общества были связаны с теорией индустриализма, а потом постиндустриализма, сформулированной в 1950–1960-е гг. Р. Ароном и У. Ростоу и разделявшей все развитие человечества на три эпохи — доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную (или информационную). Концепция представляла достаточно стройную модель, описывавшую стадии цивилизационного развития человечества по пути технологического прогресса и их параметры — основной производственный ресурс, тип производственной деятельности, характер базовых технологий. Было показано, что существенные социальные изменения в постиндустриальном и информационном обществе связаны с экономическими трендами, где конвейерное производство, направленное на выпуск стандартизированных изделий, уступает место индивидуализированным продуктам, что отражается в стремлении общества не к стандартизации, а персонализации социальных стратегий.

Однако классики индустриализма, а затем — постиндустриализма (включая чуть позже проявивших себя теоретиков информационного общества) Д. Белл, Дж. Нейсбит, Дж. Бенингер, Т. Стоуньер, М. Маклюэн, Э. Тоффлер, М. Кастельс, Е. Масуда описывали то общество, которое только формировалось, и из его наблюдаемых проявлений они могли фиксировать только отдельные тенденции, связанные с усилением роли информации и знания в этом обществе, а также компьютеризацию экономики и ее переход от крупномасштабного индустриального производства к экономике «знаний» и экономике «услуг». При этом информация рассматривалась одновременно как экономическая категория и как общественное благо, способная преобразовать в прогрессивном направлении все сферы социокультурной жизни.

Несмотря на то, что принципы и основы Интернета были заложены сетью ARPANET, созданной еще в 1969 г., доступ к ней был закрыт, и влияния на общество и все сферы его развития эти разработки не оказывали. И только с появлением раннего варианта Интернета — сети NSFNET, появившейся в 1984 г., стало очевидно, что основой информационного общества станут сетевые технологии, стремительное развитие которых — наряду с цифровыми технологиями — создаст новую основу для трансформации моделей деятельности в области экономики, бизнеса, науки, культуры.

Цифровая экономика в Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы рассматривается как «хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг» . Приоритеты развития цифровой экономики связаны с формированием новых рынков, «основанных на использовании информационных и коммуникационных технологий», «увеличением за счет применения новых технологий объема несырьевого российского экспорта» .

Цифровые технологии являются неотъемлемой составляющей цифрового общества, и, несмотря на все «побочные эффекты» их использования, обойти их невозможно. Более того, только их применение и возможно в обществе, для которого цифровой режим — естественная и единственная данность, противоположная тому, что не оцифровано и исключено таким образом из системы активного функционирования. Сегодня внедрение в бизнес и социальную сферу цифровых технологий нового поколения — «сквозных», к которым, кроме больших данных, относятся: искусственный интеллект, нейротехнологии, промышленный интернет, робототехника, системы распределенного реестра (блокчейн), квантовые технологии, новые производственные технологии, сенсорика, беспроводная связь, виртуальная и дополненная реальности, — в самое ближайшее время будет определять конкурентоспособность не только отельных компаний, но и целых государств, экономика и социальная сфера которых направлена на цифровые трансформации.


Об авторе
top
photoКостина Анна Владимировна
Доктор философских наук, доктор культурологии, профессор, академик Международной академии наук (IAS, Австрия). Проректор по учебной и воспитательной работе Московского гуманитарного университета. Окончила в 1986 г. Уральскую государственную консерваторию имени М. П. Мусоргского (музыковедение), в 1995 г. — Московский институт молодежи (культурология). Автор монографий «Массовая культура как феномен постиндустриального общества» (М.: URSS), «Россия: путь к будущему. Технологии формирования нового общества» (М.: URSS), «Национальная безопасность современной России: Экономические и социокультурные аспекты» (М.: URSS; совм. с В. И. Костиным), «Диалектика массового и элитарного в современной культуре», «Национальная культура — этническая культура — массовая культура: баланс интересов в современном обществе» (М.: URSS), «Теоретические проблемы современной культурологии» (М.: URSS), «Культурная политика современной России» (М.: URSS; совм. с Т. М. Гудимой), «Соотношение традиционности и творчества как основа социокультурной динамики» (М.: URSS), «Интернет-сообщества: что обсуждается в Интернете?» (М.: URSS), «Конструктивный социальный потенциал массовой культуры» (М.: URSS; совм. с А. Р. Кожариновой).