Система К.С.Станиславского не может быть изучена и тем более освоена чисто умозрительным, теоретическим путем. Ею надо овладевать практически в процессе "тренинга и муштры", как любил говорить Константин Сергеевич. Мой опыт работы в Оперно-драматической студии под руководством самого К.С.Станиславского, М.П.Лилиной и других больших мастеров театра, длительный опыт самостоятельной педагогической и режиссерской деятельности дали мне возможность подготовить практическое пособие по системе К.С.Станиславского, которое и составляет вторую часть этой книги. Оно ставит перед собой задачу передать методику практического изучения системы К.С.Станиславского. Это, конечно, не значит, что каждое предложенное в книге упражнение следует рассматривать как образец, которому нужно слепо следовать, который можно механически копировать без учета реальных возможностей. Надо не буквально повторять упражнения, а делать это творчески, продумывая целесообразность отдельных приемов, хода занятия, его направления применительно к условиям каждой студии, курса или театра. Режиссер или педагог, изучая систему, не должен воспринимать ее как готовый рецепт, он должен находить свои способы и приемы обучения, идя от собственных наблюдений, жизненного опыта. Профессия актера главным образом практическая. "Знать, понять на актерском языке, – говорил К.С.Станиславский, – это значит почувствовать". Поэтому овладение своей профессией начинает актер с изучения науки о мастерстве актера, с самых азов. Без знаний основ мастерства нецелесообразно давать ученикам работать сразу над ролью. "Всем вам хочется играть, – говорил К.С.Станиславский, – и если мы сдадимся и дадим вам играть, то вы погибли. Вы сейчас же наберетесь актерских штук... Вы должны учиться "жрать знания". Я всегда в таких случаях вспоминаю Шаляпина. Как-то с Мамонтовым мы смотрели на молодого Шаляпина, который сидел в кругу мастеров: там были И.Репин, В.Серов. Он слушал их с жадностью, стараясь не проронить ни слова. Мамонтов тогда толкнул меня и сказал: "Смотри, Костя, как он "жрет знания". И вот мы должны также "жрать знания". С какой громадной любовью Константин Сергеевич Станиславский занимался с молодежью. В ней он видел создателей театра будущего. В педагогические занятия он вносил молодой порыв своих исканий. Нам, своим ассистентам, он давал советы, как нужно подходить к молодежи, решившей посвятить себя театру, как важно с первых же дней обучения овладеть еще примитивной творческой инициативой учащихся и как тщательно и тонко следует "отрабатывать" отдельные элементы этого наивного, но искреннего творчества, стремясь развить и закрепить у учащихся наблюдательность, веру в то, что они делают. Упражнения каждой главы этой части книги – попытка дать возможность педагогу, режиссеру широко развивать инициативу учеников, поддерживать их молодую страсть, пылкое увлечение любимым делом, ради которого они пришли в искусство. Важно, чтобы педагог проникал в душу учащегося, понимал его, умел смотреть на вещи его глазами, а не навязывал ему насильно собственные взгляды, понятия, мнения. Самым страшным в нашей деятельности является сухой и формальный подход к своему делу. В своей методике Станиславский утверждал, что надо трудное сделать привычным, привычное – легким, легкое – красивым. Вопросы воспитания неотделимы от общих вопросов обучения. Каждый педагог знает, как всякое нарушение этических норм и дисциплины мешает творческому процессу. К.С.Станиславский был требовательным и к себе и к ученикам, не оставляя без внимания любое нарушение. Однажды на занятиях студиец Ш. сидел развалившись на стуле. К.С Станиславский заметил это и сказал: "Почему вы так сидите? Что это такое?" Студиец начал оправдываться. Тогда Станиславский сказал: "Почему вы не встаете, когда я с вами говорю? Я вовсе не хочу этим сказать, что я какое-то "его превосходительство". С вашей стороны будет простой вежливостью встать передо мной... Разве вас это оскорбляет? Надо быть собранным, это вам всегда пригодится..... Вежливость должна быть в вас механической, подсознательной..." Так и нам следует уделять серьезное внимание вопросам этики и дисциплины. А для этого каждому из нас в первую очередь следует быть требовательным к себе, ибо личный пример является большой силой. |