Эта книга посвящается Льюису Кэрроллу, который приобрел всемирную известность благодаря своим сказкам "Алиса в Стране Чудес" (1865) и "Алиса в Зазеркалье" (1871). Они так понравились английской королеве Виктории, что она попросила все книги автора. К удивлению венценосной любительницы сказок, это оказались труды по математике Чарльза Лютвиджа Доджсона, профессора математики Оксфордского университета. Чтобы привлечь широкую читательскую аудиторию, уже заинтересовавшуюся увлекательными сказками Л. Кэрролла, свои работы по логике профессор тоже опубликовал под этим псевдонимом. Его популярная книга "Логическая игра" (1887) открывается посвящением: "Моему другу - маленькой девочке", напоминая детям и взрослым о жизнерадостной и находчивой Алисе. А начинается книга следующими словами: "Чтобы играть в эту игру, необходимо иметь девять фишек... Например, четыре красных и пять черных... Хотя одного игрока для нашей игры вполне достаточно, намного интереснее играть в нее вдвоем и помогать друг другу исправлять допущенные ошибки". Желающим Кэрролл даже предлагал выслать комплект из фишек и игровой доски... Игра стала своеобразной основой книги не только в силу стремления автора оживить изложение формальной логики, которая и по сию пору большинству представляется скучной, схоластической наукой. Дело в том, что Льюис Кэрролл предложил оригинальный и эффективный метод, позволивший свести умозаключения к определенным ходам - перемещениям фишек на игровой доске. Выдающийся английский писатель и философ Г.К. Честертон, больше известный у нас детективными историями о патере Брауне, назвал его "геометрией мысли будущего". И действительно, Кэрролл предвосхитил то, что сегодня называется интерактивными методами. В наши дни логическая наука значительно продвинулась вперед. С использованием ее достижений созданы современные компьютеры, превратившиеся в мощные усилители человеческого интеллекта. Но любому компьютеру очень далеко до человека, так как он может выполнять лишь вычислительные действия, тогда как люди обладают способностью к логическому мышлению куда более высокого порядка. Но является ли дистанция между вычислениями и логическим мышлением принципиально непреодолимой? Автор считает, что нет. И цель настоящей книги - показать возможность сокращения этой дистанции путем сведения умозаключений к вычислениям. Это предвидел еще великий немецкий философ и математик Г.В. Лейбниц, мечтавший о времени, когда люди вместо того чтобы спорить, скажут "Вычислим!". Следуя примеру Л. Кэрролла, автору настоящей книги удалось свести умозаключения к действиям с логическими векторами. Каждый сможет играть в логическую игру на компьютере, используя предложенный алгоритм. В книге приводятся компьютерные программы и электронные таблицы, которые позволяют любому пользователю без специальной подготовки решать силлогизмы. Разработанный автором подход опирается на современные методы программирования. Особенно наглядно их эффективность проявляется в таблице EXCEL, которую Билл Гейтс назвал электронной таблицей будущего. По его признанию, когда в 1975 году была основана фирма Microsoft, "появление первой электронной таблицы предугадать было невозможно". Однако всего два года спустя Дэн Бриклин изобрел ее за одну неделю, т.е. за те несколько дней, на которые ему одолжили компьютер Apple II, чтобы он смог разработать действующую модель своей программы. Подобно произведениям Л. Кэрролла, эта книга рассчитана на широкого читателя. Она представляет собой мозаику из занимательных этюдов, написанных живым, образным языком, что позволяет рекомендовать ее для самостоятельного чтения всем, кто интересуется логической проблематикой. Вместе с тем содержание книги выходит за рамки общепринятых программ изучения логики. В частности, в ней вводятся многомерные логические массивы, позволяющие добиваться поразительной эффективности при анализе парадоксальных объектов. А опытным педагогам хорошо известно, как захватывает учащихся и студентов все парадоксальное. Поэтому и рассмотрение на учебных занятиях представленных в настоящей книге парадоксов "Брадобрей", "Лжец" и им подобных, вызывая интерес, создает у обучаемых самого различного возраста мотивацию к изучению логики как науки о правильном мышлении. Вот почему книга может стать основой для преподавания факультативных предметов в средних учебных заведениях. Ее можно использовать и для чтения спецкурсов, дополняющих вузовскую программу логики и ориентированных на формирование высокой логической культуры.
Бахтияров Камиль Ибрагимович Специалист по логике; кандидат технических наук, доктор философских наук, профессор. Окончил Московский инженерно-строительный институт (1957) и механико-математический факультет МГУ (1965). С 1971 г. преподаватель, затем доцент кафедр высшей математики Военно-инженерной академии и Военной академии химической защиты. Профессор кафедры высшей математики Российского государственного аграрного университета — МСХА им. К. А. Тимирязева. Докторская диссертация — «Многоаспектный подход в логике» (1989). Основным направлением исследований является разработка метода арифметизации логики, позволяющего дать решение проблемы Лейбница — сведения умозаключений к вычислению. Новым является введение логических векторов для представления булевых конституент, компоненты которых записываются в троичной системе счисления. Метод арифметизации был реализован в компьютерных программах. Предложена новая интерпретация 4-значной логики Я. Лукасевича как логики генезиса, а на ее основе построены 16-значная логика сознания и 64-значная логика метафизики. Фрактальность многоуровневости обеспечивает сразу целостное знание. Предлагается введение дополнительных уровней вместо дополнительных измерений — суперциклы вместо суперструн.
|