URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Сарданашвили Г.А. Кризис научного познания: Взгляд физика
Id: 288415
599 р.

Кризис научного познания:
Взгляд физика. Изд. стереотип.

URSS. 2022. 256 с. ISBN 978-5-9519-3329-4.
Белая офсетная бумага

Аннотация

Современная наука начала XXI века столкнулась с проблемой, что истина, как представление реальности, при научном познании неизбежно оказывается многовариантной и противоречивой. Причиной тому является неуниверсальность, антропоморфность созданной человечеством науки, поскольку возникшая в ходе эволюции форма человеческого мышления посредством суждений специфична и потому заведомо неадекватно отражает реальность. Структура — это, по-видимому,... (Подробнее)


Оглавление
Оглавление4
Предисловие7
О книге. Тезисы9
Об авторе22
Главные научные результаты22
Главные научные публикации23
Глава 1. Живые системы27
1.1. Жизнь как самовоспроизводящаяся структура27
1.2. Имманентные свойства жизни28
1.3. Земная форма жизни — возникновение и эволюция30
Глава 2. Биология нервной деятельности32
2.1. Нервная информационно-управляющая система32
2.2. Биология человеческого мозга35
2.3. Нервная деятельность в режимах ответа и самодействия39
2.4. Механизм символического чувственного восприятия41
Глава 3. Антропоморфность человеческого сознания47
3.1. Генезис человеческого сознания47
3.2. Сенсо-понятия как базовый контент человеческого сознания50
3.3. Абстрактные понятия как структуры54
3.4. Ассоциативность понятий57
3.5. Вербализация человеческого сознания58
3.6. Когнитивно-чувственное восприятие60
3.7. Мышление суждениями61
3.8. Общественное сознание64
Глава 4. Философия сознания67
4.1. Кризис философии как науки67
4.2. Онтология бытия70
4.3. Онтология сознания73
4.4. «Я» и «не-Я»78
Глава 5. Кризис познания82
5.1. Познание82
5.2. Научное познание85
5.3. Концепция истины90
5.4. Конвенциональное знание92
Глава 6. Антропоморфная математика95
6.1. Эмпиричность теории множеств96
6.2. Многовариантность и неполноталогики102
6.3. Теоремы Гёделя о неполноте106
Глава 7. Кризис фундаментальной физики111
7.1. Заблуждение Дирака112
7.2. Материя как иерархия структур118
7.3. Новая методология физики119
Глава 8. Концепция структурализма127
Глава 9. Математическая теория структур130
9.1. Отношения130
9.2. Структуры136
9.3. Композиции структур140
9.4. Универсальная структура146
Глава 10. Структуральная экономика148
Глава 11. Гипотеза бога как универсальной структуры157
Дополнение I. Моя научная биография как опыт методологии познания161
Студенческий период и первые работы161
Второй период (1973–1978 гг.)163
Третий период (1978–1990 гг.)168
Четвертый период (1990–1999 гг.)172
Пятый период (1999–2012 гг.)180
Основные научные результаты188
Другие опубликованные результаты193
Список научных публикаций (1974–2013 гг.)194
Дополнение II. Три «сумасшедшие» идеи207
Дискретное пространство-время207
Квантовое расширение пространства-времени208
Категория праспиноров210
Библиография214
Глоссарий терминов217
Предметный указатель227
Понятие социального капитала в экономике (И. Г. Чаплыгина)235
Введение235
Из истории формирования термина236
Институты и ценности238
Экономические эффекты «систем ценностей»240
Особенности системы «обезличенного доверия»244
Проблема включения в экономический дискурс246
Заключение249
Литература250

Предисловие
В конце XX века созданная человечеством наука столкнулась с проблемой, что едва ли ни всякое сколько-нибудь сложное явление не удаётся охарактеризовать полностью и непротиворечиво. Такое явление описывается, как правило, несколькими теориями, каждая из которых представляет только какую-то его часть или аспект, а на пересечении областей применимости эти теории ни только не согласуются, но и в принципе противоречат друг другу. Ввиду общности проблемы, представляется, что её причина коренится не столько в том, что познается, сколько в том, как познается.

Человеческое сознание — единственная известная нам форма разума. Оно представляет собой специфический результат эволюции конкретного вида Homo sapience (Человек разумный). Его контент, по происхождению, составляют понятия, а мышление происходит путем суждений. Такое сознание антропоморфно, не универсально и потому заведомо не может адекватно отражать действительность. В результате, истина при научном познании, представляющая реальность системой суждений, неизбежно оказывается многовариантной и противоречивой.

Уже математика как аппарат других разделов науки в своей основе — логике суждений и аксиоматике теории множеств — антропоморфна, поскольку исходит из обыденного человеческого опыта. Она в принципе не формализуема, как это следует из первой и второй теорем Гёделя о неполноте. Причисляемые к главным достижениям математики XX века, эти теоремы устанавливают, что в математической логике первого порядка всякая развернутая (содержащая арифметику) формальная система суждений, если непротиворечива, то неполна, то есть содержит суждение, такое что ни оно само, ни его отрицание не выводимы.

Пример математики свидетельствует, что трудности той или иной модели реальности коренятся, прежде всего, в её построении как системы суждений, которая выражает структуру исследуемой реальности, то есть отношения между её объектами, и, по сути, игнорирует природу этих объектов, если она не проявляется в этих отношениях. Собственно, структура — это единственное, что доступно изучению в рамках научного познания.

Действительно, современная физика представляет материю именно как иерархию структур. Даже масса, всегда рассматривавшаяся в качестве главной, своего рода, онтологической характеристики материи, как бы её сущего, оказывается деривативом взаимодействия полей, то есть структурой. Жизнь тоже можно характеризовать как структуру, участвующую в своём воспроизведении, то есть в возникновении себе подобной структуры, которая не могла бы появиться, если бы исходной структуры не было. И так далее, вплоть до сознания и общественных явлений.

Таким образом, именно структура всё более выступает как сущее изучаемой реальности, по крайней мере, в рамках научного познания. Это вновь привлекает внимание к концепции структурализма, развивавшейся в начале XX века в применении к ряду гуманитарных специальностей, как к общей методологии современной науки, в том числе и естественных наук. При этом, ключевым становится признание самодостаточности структуры с позиции не только гносеологии, но и онтологии.

В частности, это предполагает, что структуры могут, во-первых, существовать без носителя и, во-вторых, сами по себе коррелировать (соотноситься) друг с другом. В математике, структура во всех существующих её вариантах вводится на множествах, то есть имеет носитель. В современной физике, однако, оказывается, что множество, на котором определена та или иная структура, само состоит из элементов некоторой структуры. Поэтому одной из ключевых в книге является концепция универсальной структуры, задаваемой на самой себе, носителем которой служат элементы самой этой структуры.

В отличие от естественных наук, специфика гуманитарных дисциплин состоит в том, что исследуемые ими общественные явления не являются в точности ни повторяющимися, ни воспроизводимыми. Завтра общество уже не такое, как сегодня, и никогда таким уже не будет. При этом, хотя объекты общественной системы всё время меняются, именно её структура — общественные отношения — более консервативна и определяет эту систему как таковую.

В данной книге, мы не претендуем на охват всей науки и ограничимся в основном теоретической физикой и математикой. Однако это не делает наш анализ слишком частным. Если иметь в виду универсальную науку, которая представляет интерес не только в конкретных условиях земной человеческой цивилизации, то это именно физика, обслуживающие её разделы математики и квантовая химия.

Что касается гуманитарных наук, то экономика — самая из них, если так можно выразиться, «негуманитарная». Её предмет — отношения в процессе товарного обмена, которые обезличены и определяются только тем, что товар является собственностью и имеет стоимость. С другой стороны, собственность не сводится к сугубо экономической категории и, наравне с познанием и религией, является формой преодоления отчуждения «Я» и «не-Я».

Книга предназначена для широкого круга читателей, интересующихся фундаментальными проблемами современной науки. Для удобства чтения она снабжена подробным Предметным указателем и Глоссарием терминов.


Об авторе
Сарданашвили Геннадий Александрович
Советский и российский физик-теоретик, доктор физико-математических наук. На протяжении многих лет работал на кафедре теоретической физики физического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова (последняя должность — ведущий научный сотрудник). Область научных исследований: геометрические методы теории поля, классической и квантовой механики; теория калибровочных полей; теория гравитации. Автор более 350 научных работ, в том числе 25 книг.