Данная монография посвящена исследованию отношений живописной семиотической системы с литературным текстом как интермедиальному явлению и приёмов живописи как средству организации текста в прозе А. П. Чехова. Вопросы присутствия живописи и других видов искусства в тексте литературного произведения, отношений между этими семиотическими системами относятся к числу наиболее дискуссионных в современной филологии. Это связано с тем, что во многом ещё не решена проблема выработки адекватной методологии анализа подобных синтетических феноменов и явлений. В то же время визуализация современной культуры остро обуславливает потребность выработки такой методологии в гуманитарных науках. Одной из определяющих тенденций развития художественной культуры конца XIX в. был синтез и взаимодействие в пределах одного художественного произведения различных приёмов, выразительных средств и методов разных видов искусства. Развитие литературы и искусства вело к становлению новых художественных форм в последней трети XIX в. Чеховский мир, формы его построения и организации отличаются от художественных систем и форм, созданных писателями-предшественниками. Синтез и взаимодействие различных видов искусства, интермедиальные построения, использование приёмов живописи в прозе А. П. Чехова повлияли на формирование основ эстетики и поэтики не только литературы, но и всей художественной культуры России рубежа веков. Сегодня творчество А. П. Чехова в значительной степени исследовано с художественно-эстетической (А. П. Скафтымов, А. П. Чудаков, И. Н. Сухих, В. Б. Катаев, В. И. Тюпа и др.), философско-этической (С. Г. Бочаров, П. Н. Долженков, А. С. Собенников и др.) и других точек зрения. Между тем возникает вопрос о возможности рассмотрения потенциала чеховской прозы на предмет интермедиальных трансформаций приёмов живописи как особом средстве организации элементов текста и его повествования, связанных с передачей зрительно-живописных образов. Соотношения различных интермедиальных связей в тексте свойственны чеховской поэтике. В течение двух десятилетий А. П. Чехов стоял в центре русской литературы и искусства, работая в непосредственной близости и будучи лично знаком с рядом известных писателей, художников, композиторов и актёров. В числе этих людей были величайшие деятели русского искусства — И. И. Ле¬витан, Ф. О. Шехтель, П. И. Чайковский, И. Е. Репин, К. С. Станиславский, К. А. Коровин, В. М. Васнецов, братья Николай и Александр Чеховы и многие другие. На страницах чеховской прозы встречаются описания таких известных живописных полотен, как «Юдифь и Олоферн» (1599) М. да Караваджо («Ведьма», 1886), «Портрет И. И. Лажечникова» (1834) А. В. Тыранова («Невидимые миру слёзы», 1884; «Неудача», 1886), «Встреча Иакова и Исава» (1844) Ф. Хайеса («Тина», 1886), «Неравный брак» (1862) В. В. Пукирева («Драма на охоте», 1886), «Княжна Тараканова» (1864) К. Д. Флавицкого («Пустой случай», 1886), «Самаркандский зиндан» (1873) В. В. Верещагина («Дуэль», 1891), «Тихая обитель» (1890) И. И. Левитана («Три года», 1890) и др. Рождение особого синтетического жанра, органически соединяющего в своей поэтике текст и изображение, а также структурные элементы театра, музыки и ещё не существовавшего кинематографа, по мнению И. Е. Гитович, произошло в недрах «малой прессы». В литературоведении последних десятилетий можно отметить всплеск научного интереса к понятию «интермедиальности», о чём говорит интерес к проблемам коммуникации различных видов искусств. Основным приёмом, с помощью которого достигается синтез литературы и изобразительного искусства, является экфрасис. Экфрасис позволяет глубже уяснить специфику авторского видения и предметной изобразительности, дополнить картину мира, создаваемую в произведении и визуализировать описываемые объекты. В современной науке предлагается достаточно широкое определение экфрастического явления. Наиболее полное и многостороннее понимание этого понятия представлено в сборнике трудов Лозаннского симпозиума «Экфрасис в русской литературе» (2002) , который положил начало изучению экфрасиса как теоретической проблемы в российской науке, а также в сборнике «Теория и история экфрасиса: итоги и перспективы изучения» (2018) , вышедшем по итогам конференции, приуроченной к 15-летию выхода первого сборника. Различным аспектам проблемы понимания искусства и возможностям литературного слова, рамки которых существенно раздвигаются при обращении к другим видам искусства, сегодня посвящено большое количество исследований в современном литературоведении. Автор надеется, что данная книга будет полезна и интересна для любителей чеховской словесности, а также всех тех, кто исследует процессы, связанные с взаимодействием различных видов искусства.
Игнатенко Александр Владимирович Кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков филологического факультета Российского университета дружбы народов (РУДН), ответственный секретарь периодического издания Russian Journal of Linguistics. В 2016–2017 гг. работал в Народном образовательном издательстве КНР редактором учебных материалов по русскому языку. Автор ряда учебных пособий по китайскому языку, в т. ч. «Китайский язык: 5-й уровень коммуникативной компетенции» (2021), «Китайский язык: 3-й уровень коммуникативной компетенции» (2022), «Слушаем китайские новости» (2022).
|