В пожаре красочных революций, В потоке слов, что с экранов льются, Я не нашел никаких инструкций По выживанию моей души. БИ-2 Эта монография создана на основе текстов, написанных в течение последних десяти лет и затрагивающих наиболее интересующие меня темы и области общей и клинической психологии, психиатрии, психотерапии. На мой взгляд, эти темы являются также наиболее актуальными проблемами психологии современного человека. Это: виртуальная деструкция личности, кризис идентичности человека в современном мире, феномен неклинической деперсонализации, связанный с избыточной погруженностью человека в виртуальное пространство и влиянием социальных медиа, высокий уровень тревожности, депрессивные расстройства, ипохондризация, нарциссизм, иррациональное мышление и воздействие на сознание, проблемы коммуникации, шизофрения, проблемы взаимодействия человека со сферами психиатрии и психотерапии, эффективность психотерапии, проблемы выбора специалиста и направления психотерапии и т. д. Вероятно, неподготовленному и интересующемуся психологией в научно-популярном ключе читателю более всего будет интересна первая глава, поскольку она касается психических феноменов, актуальных практически для любого человека, остальные же главы посвящены уже более углубленным клиническим аспектам психологии, психиатрии, психотерапии. Первая глава посвящена невероятно распространенным проблемам, с которыми современный человек чаще всего оказывается на приеме у психолога и психотерапевта: это проблемы идентичности, понимания себя и самоопределения, «поиск себя», проблемы мотивации, нарциссические переживания, экзистенциальные кризисы, тревожные, депрессивные и ипохондрические состояния. Хочу особенно подчеркнуть, что весь спектр этих проблем напрямую связан с избыточной погруженностью современного человека в виртуальное пространство, одержимостью гаджетами и социальными сетями. Виртуальный мир стал неотъемлемой частью нашего бытия, но продукт человека в какой-то момент перестает быть просто производной от человеческой деятельности, начинает существовать и развиваться уже по собственным внутренним законам, влияя на субъекта и особым образом организуя и структурируя его деятельность, сознание и личность. Совладать с этими процессами и попытаться минимизировать негативные эффекты такого влияния можно, лишь понимая их психологические механизмы. Также в работе уделяется внимание проблематизации объяснительной функции эволюционной теории, к которой прибегают авторы большинства современных научно-популярных психологических и когнитивистски-ориентированных книг, обосновывая распространенность тревоги, депрессии, зависимости от цифровых технологий и даже психозов «биологическим наследием» и нарушением функционирования нейромедиаторных систем мозга. О злосчастном дофамине и «ловушках», в которые нас ловит наш «хитрый мозг», сейчас слышно из каждого утюга, будь то курсы обучения психотерапии для специалистов-психологов, научно-популярные книги по третьей волне когнитивно-поведенческой терапии (КПТ) во всех книжных магазинах, видеозаписи именитых когнитивистов и не очень именитых «психологизаторов» на YouTube или высказывания вообще не имеющих отношения к научной психологии «комментаторов-в-каждой-бочке-затычка» в социальных сетях. Но психика и ее механизмы — это не то, что находится внутри нашего мозга и/или мозгом «вырабатывается», а значит, и психологию вывести из биологии и нейрофизиологии невозможно. Нет, можно, конечно, и выводят, но это уж слишком какая-то убогая и ограниченная психология получается, неспособная видеть дальше своего носа и решить мало-мальски серьезные научные проблемы. Отечественная культурно-историческая и деятельностная школа психологии предлагает более полное, глубокое и корректное понимание и интерпретацию тех психических феноменов, с которыми мы постоянно сталкиваемся в повседневной жизни, и я бесконечно рада, что являюсь выходцем из этой школы и могу строить свои рассуждения, опираясь на ее фундаментальные положения. Думаю, что современные психология и психотерапия окажутся жизнеспособными и осмысленными в теоретическом и, что не менее важно, в практическом плане, только будучи проникнутыми культурно-исторической и деятельностной теорией и методологией. Пока я не считаю, что работы, составившие данную монографию, есть с моей стороны «широкий» шаг в развитии в этом направлении, но по крайней мере это уже шаг, и мы будем идти дальше. Другие главы будут интересны и учащимся, и специалистам в области клинической психологии, психиатрии и психотерапии. Одна из ключевых тем, задающих методологическое «звучание» представленных здесь текстов, — это тема отношений между «Я» и «Другим», через призму которой раскрываются серьезные проблемы понимания психических расстройств (депрессии, шизофрении) и сущности психотерапевтического процесса. Также я хочу выразить благодарности. Я благодарна своему родному факультету психологии МГУ имени М. В. Ломоносова. Благодарна многим интереснейшим людям — преподавателям, которые нас учили, передавали традиции нашей научной школы, формировали клиническое мышление, но также благодарна самому факультету, как если бы он был самостоятельной сущностью, обладающей душой. Это судьбоносная встреча. Факультет дал мне все самое главное, важное и ценное: дело жизни, интерес и мотивацию, любимую специальность, профессиональную и личностную идентичность и, самое главное, настоящую любовь. Большего и желать невозможно! И эта монография в некотором смысле тоже результат того влияния, которое оказал на меня факультет. Кроме того, я благодарна самой себе за то, что в определенные времена я смогла прислушаться к некоему источнику подлинности внутри себя, выбрать для поступления именно этот факультет, самостоятельно туда поступить, а также смогла увидеть и услышать там то, что должно было стать увиденным и услышанным мною. Я благодарна многим моим клиентам и пациентам, с которыми довелось работать в разные периоды, с кем-то это были единичные диагностические встречи, а некоторые со мной уже несколько лет. Я благодарна им за доверие, за то, что они подарили мне удовольствие интересного общения и бесценный клинический опыт, за возможность проживать и наблюдать эту удивительную трансформацию психотерапевтического процесса, его переходы на новые уровни смысла от локальных поверхностных проблем к глубоким экзистенциальным вопросам индивидуального бытия и жизни в целом. И, наконец, я хотела бы выразить бесконечную благодарность Игнатию Владимировичу Журавлеву, без которого этой монографии никогда бы не было, который просто одним своим существованием показывает, что значит быть настоящим ученым, иметь подлинные ценности и мотивацию и быть достойным, мудрым человеком в совершенно любых смыслах этого словосочетания. Эта встреча, без сомнения, лучшее, что могло произойти со мной в жизни.
Юлия Журавлева
![]() Клинический психолог, сертифицированный специалист по когнитивно-поведенческой, стратегической и экзистенциальной психотерапии, создатель психологического проекта «Деятельный ум». Автор и преподаватель программ «Основы когнитивно-поведенческой психотерапии», «Иррациональное мышление», «Психология и психотерапия депрессивных состояний» и др.
Работала научным сотрудником отдела психолингвистики ИЯз РАН, старшим преподавателем кафедры общей и клинической психологии МГИ им. Е. Р. Дашковой. Автор научных статей по общей и клинической психологии. Области научного и практического интереса: депрессивные и тревожные расстройства, нарушения идентичности и самоопределения, экзистенциальные кризисы, цифровая зависимость, нарушения пищевого поведения, психология иррационального мышления, методология клинической психологии и психотерапии. |