Уважаемый читатель! Ты держишь в руках интересную и во многом необычную книгу, отвечающую на ряд актуальных и сложнейших вопросов нашей недавней истории. В частности, ее автор Сергей Черняков поставил перед собой нелегкую задачу: раскрыть сложнейшую диалектику рождения, развития и падения реального социализма в СССР. Данная книга оригинальна и по своему замыслу, и по содержанию. В ней прямо поставлен вопрос: почему погиб СССР? Автор дает на него достаточно развернутый ответ. Прежде всего, он раскрывает причины этого трагического явления для судеб нашей страны, да и всего мира. В книге также рассмотрены несколько линий становления советского социализма. В первую очередь в ней подробно раскрывается противоречие между ленинской диалектической концепцией создания социализма и практическим воплощением в жизнь ультрарадикальных сталинских взглядов создания нового общества. По мнению автора книги, по разным объективным и субъективным причинам в ходе острой политической борьбы ленинская концепция создания социализма была отброшена, в результате чего в стране восторжествовала псевдомарксистская авторитарная политика создания социализма, проводимая Сталиным и его ближайшими соратниками. Чрезвычайно интересно раскрыта автором теоретическая полемика, которая возникла в марксистско-ленинской науке после смерти основателя Советского государства. Особенно читателей книги привлечет анализ оппозиционных взглядов «правых» (Бухарин, Рыков) и «левых» (Троцкий, Зиновьев) идеологов, которые в пылу полемики нередко искажали или полностью игнорировали мнение самого Ленина по поводу закономерностей создания нового социалистического общества. Анализируя эти взгляды, С. Черняков показывает, что их носителям часто не хватало диалектичности и самокритичности Владимира Ильича. Автор подчеркивает, что его последователи нередко превращали внутрипартийную борьбу в простую склоку, далекую от научного ленинского понимания революционного процесса, выражающего глубинные интересы трудящихся классов. На мой взгляд, С. Черняков на всем протяжении своего исследования последовательно раскрывает фундаментальную политическую ошибку Сталина, который, став генсеком, часто рассматривал своих различных оппонентов или противников исключительно как «врагов народа». Отсюда же вытекает его постоянное стремление идейные и политические разногласия разрешать сугубо насильственными средствами. Именно такое понимание политики вело на практике к многочисленным массовым репрессиям в СССР, подрывающим глубинные основы создания демократического и гуманного социалистического общества. Отдельного внимания заслуживает исследование С. Черняковым значительной роли Н. К. Крупской в сохранении аутентичного ленинского наследия, в ее принципиальной борьбе за это наследие. При этом автор книги замечает, что Н. К. Крупская не являлась одним из лидеров большевистской партии и, следовательно, не была ангажирована в борьбе за власть. Автор в своей книге не ограничивается анализом социализма в СССР. Он стремится показать читателям глубокие интернациональные стороны и новые горизонты зарубежной марксистской мысли. При этом он достаточно глубоко анализирует теоретические постулаты и практическое движение к социализму виднейших представителей латиноамериканского марксизма — Че Гевары и Фиделя Кастро; затрагивает некоторые идейные и нравственные аспекты воззрений Мао Цзэдуна. Хочется специально отметить, что настоящая книга не только историческая, но и философская. Ее автор демонстрирует достаточно глубокое понимание конкретных сторон марксистской диалектики и ее законов. В этой связи, пожалуй, впервые в научной литературе дается развернутая и аргументированная критика «поздних» философских взглядов известного академика Т. Ойзер¬мана. Здесь С. Черняков также проявил своеобразное новаторство в постановке и решении ряда актуальных исторических и философских проблем. Уверен, заинтересованный читатель много нового и полезного для себя получит от прочтения данной книги. Хочется пожелать ее автору всяческих успехов в его дальнейшей творческой работе.
Борис Славин, доктор философских наук, профессор МПГУ
Черняков Сергей Феликсович Кандидат исторических наук (2000). Тема диссертации: «Внутрипартийная борьба в ВКП(б) в 1923–1927 гг.». Родился в 1974 г. в Москве. Окончил Московский педагогический государственный университет (МПГУ) им. В. И. Ленина. Преподавал историю и философию в МПГУ и Современной гуманитарной академии. Автор более 60 публикаций по исторической, философской, педагогической тематике в журналах «Альтернативы», «Свободная мысль», газете «Первое сентября» и др.
|