Обложка Ишлинский А.Ю. __Механика гироскопических систем
Id: 288056

Механика гироскопических систем

1963. 482 с. Букинист. Состояние: 4+. отсутствует лист форзаца.
  • Твердый переплет

Аннотация

Монография академика Ю. Ишлинского «Механика гиро-опических систем» охватывает широкий круг вопросов теории гироскопов, включая кинематику кардановых подвесов и основы инерциальной навигации. Автор книги на конкретных примерах сравнительно ростыми математическими средствами дает описание важнейших устройств гироскопических систем. К ним относятся вопросы компенсации баллистических девиаций гирогоризонта, ухода свободного гироскопа при вибрации... (Подробнее)


Оглавление

Предисловие

Глава первая. Геометрия и кинематика гироскопических систем

§ 1. Геометрия карданова подвеса. Определение углов качки и курса корабля. Карданова ошибка. Бикарданов подвес

§ 2. О взаимном вращении двух стабилизированных площадок при качке корабля

§ 3. Ошибки стабилизации, вызванные неточностью монтажа кар-дановых подвесов (геометрия двух бикардановых подвесов)

§ 4. Ошибки горизонтальной стабилизации при совместной работе подвесов разных систем

§ 5. Изменение полярных координат фиксированной точки из-за ошибок горизонтальной стабилизации (аналитическое рассмотрение)

§ 6. Геометрическое определение ошибок стабилизации посредством теории бесконечно малых вращений твердого тела

§ 7. Изменение величин углов бортовой и килевой качки и курса корабля при конечном повороте корабля вокруг произвольной оси

Глава вторая. Ориентация объектов, управляемых гироскопами

§1. О точности ориентации объекта, начавшего движение с наклонного основания

§ 2. Отклонение полета самоуправляющейся ракеты от заданного направления

§ 3. Некоторые общие соображения о методах решения задач по геометрии систем стабилизации

§ 4. О неголономных движениях гироскопических систем

Глава третья. Явления, связанные е упругостью элементов конструкций гироскопических систем

§ 1. Упругие деформации ротора гироскопа под действием центробежных сил

§ 2. О деформации корпуса гироскопических устройств

§ 3. О жесткости кардановых колец

§ 4. О прерывистом движении недостаточно жестких кинематических передач

§ 5. Влияние жесткости элементов гироскопической системы на частоту нутаций

§ 6. Об амортизации гироскопических и иных приборов на движущихся с большими ускорениями объектах

Глава четвертая. Линейная теория гироскопических систем

§ 1. Об уравнениях гироскопических систем

§ 2. Теория гировертикали с аэродинамическим подвесом и ее возможных улучшений

§ 3. Гироскопическая вертикаль со вспомогательным гироскопом

§ 4. Теория гироскопического креновыравнивателя

§ 5. Гироскопическая рама

Глава пятая. Нелинейные задачи теории гироскопов

§ 1. Скользящие движения гироскопических систем

§ 2. Энергетический метод исследования устойчивости гироскопических систем

§ 3. Вынужденные колебания гироскопической рамы (одноосного стабилизатора)

§ 4. Поведение гироскопа направления на качающемся основании

Глава шестая. Отдельные вопросы механики гироскопических систем

§ 1. Применение вероятностных методов к определению ошибок гирогоризонта с контактной коррекцией на качке

§ 2. О влиянии рыскания корабля на точность показаний гирогоризонта

§ 3. О поклоне волчка гироскопа

§ 4. Об ошибках гироскопического измерителя кажущейся скорости

§ 5. О прецессионных колебаниях нагруженного гироскопа

§ 6. Влияние вибраций на точность показаний гироскопических приборов

§ 7. К теории следящих систем

Приложение 1. К теории сложных систем гироскопической стабилизации

Приложение 2. К теории гирогоризонткомпаса

Приложение 3. Об уравнениях задачи определения местоположения движущегося объекта посредством гироскопов и измерителей ускорений

Литература


Об авторе
Ишлинский Александр Юльевич
Выдающийся ученый-механик, педагог и организатор науки; академик АН СССР. В 1935 г. окончил механико-математический факультет Московского университета. Работал в университете на кафедре теории упругости, преподавал в ряде вузов Москвы. В 1938 г. защитил кандидатскую диссертацию, а в 1943 г. — докторскую диссертацию на тему "Механика не вполне упругих и вязкопластических тел". В 1948-1955 гг. — директор Института математики АН УССР. В 1950-х гг. активно участвовал в осуществлении ракетно-космических программ СССР под общим руководством С. П. Королева. В 1956–2003 гг. — заведующий кафедрой прикладной механики мехмата МГУ (с 1993 г. — кафедра прикладной механики и управления). Один из организаторов и первый директор (1959–1960) Института механики МГУ. В 1965–1990 гг. — директор Института проблем механики АН СССР, ныне носящего его имя.

Основные научные труды А. Ю. Ишлинского относятся к общей механике, динамике твердого тела, теории гироскопов, теории систем инерциальной навигации, теории упругости, теории пластичности, механике систем с трением. В каждой из этих областей им были получены основополагающие результаты. Он исследовал закономерности трения качения по деформируемому основанию, разработал оригинальную теорию динамической устойчивости, развил общую теорию пластичности с линейным упрочнением, разработал теорию пространственного гирокомпаса и других гироскопических приборов, провел важные исследования по общей теории инерциальной навигации и автономного управления. Большое значение он придавал постановке высшего технического образования в стране; им был организован Научно-методический совет по теоретической механике при Министерстве высшего и среднего специального образования СССР. Лауреат Ленинской премии (1960), Государственной премии СССР (1981) и Государственной премии Российской Федерации (1996).