Предисловие Глава первая. Геометрия и кинематика гироскопических систем § 1. Геометрия карданова подвеса. Определение углов качки и курса корабля. Карданова ошибка. Бикарданов подвес § 2. О взаимном вращении двух стабилизированных площадок при качке корабля § 3. Ошибки стабилизации, вызванные неточностью монтажа кар-дановых подвесов (геометрия двух бикардановых подвесов) § 4. Ошибки горизонтальной стабилизации при совместной работе подвесов разных систем § 5. Изменение полярных координат фиксированной точки из-за ошибок горизонтальной стабилизации (аналитическое рассмотрение) § 6. Геометрическое определение ошибок стабилизации посредством теории бесконечно малых вращений твердого тела § 7. Изменение величин углов бортовой и килевой качки и курса корабля при конечном повороте корабля вокруг произвольной оси Глава вторая. Ориентация объектов, управляемых гироскопами §1. О точности ориентации объекта, начавшего движение с наклонного основания § 2. Отклонение полета самоуправляющейся ракеты от заданного направления § 3. Некоторые общие соображения о методах решения задач по геометрии систем стабилизации § 4. О неголономных движениях гироскопических систем Глава третья. Явления, связанные е упругостью элементов конструкций гироскопических систем
§ 1. Упругие деформации ротора гироскопа под действием центробежных сил
§ 2. О деформации корпуса гироскопических устройств
§ 3. О жесткости кардановых колец
§ 4. О прерывистом движении недостаточно жестких кинематических передач
§ 5. Влияние жесткости элементов гироскопической системы на частоту нутаций
§ 6. Об амортизации гироскопических и иных приборов на движущихся с большими ускорениями объектах
Глава четвертая. Линейная теория гироскопических систем
§ 1. Об уравнениях гироскопических систем
§ 2. Теория гировертикали с аэродинамическим подвесом и ее возможных улучшений
§ 3. Гироскопическая вертикаль со вспомогательным гироскопом
§ 4. Теория гироскопического креновыравнивателя
§ 5. Гироскопическая рама
Глава пятая. Нелинейные задачи теории гироскопов
§ 1. Скользящие движения гироскопических систем
§ 2. Энергетический метод исследования устойчивости гироскопических систем
§ 3. Вынужденные колебания гироскопической рамы (одноосного стабилизатора)
§ 4. Поведение гироскопа направления на качающемся основании
Глава шестая. Отдельные вопросы механики гироскопических систем
§ 1. Применение вероятностных методов к определению ошибок гирогоризонта с контактной коррекцией на качке
§ 2. О влиянии рыскания корабля на точность показаний гирогоризонта
§ 3. О поклоне волчка гироскопа
§ 4. Об ошибках гироскопического измерителя кажущейся скорости
§ 5. О прецессионных колебаниях нагруженного гироскопа
§ 6. Влияние вибраций на точность показаний гироскопических приборов
§ 7. К теории следящих систем
Приложение 1. К теории сложных систем гироскопической стабилизации
Приложение 2. К теории гирогоризонткомпаса
Приложение 3. Об уравнениях задачи определения местоположения движущегося объекта посредством гироскопов и измерителей ускорений
Литература
Основные научные труды А. Ю. Ишлинского относятся к общей механике, динамике твердого тела, теории гироскопов, теории систем инерциальной навигации, теории упругости, теории пластичности, механике систем с трением. В каждой из этих областей им были получены основополагающие результаты. Он исследовал закономерности трения качения по деформируемому основанию, разработал оригинальную теорию динамической устойчивости, развил общую теорию пластичности с линейным упрочнением, разработал теорию пространственного гирокомпаса и других гироскопических приборов, провел важные исследования по общей теории инерциальной навигации и автономного управления. Большое значение он придавал постановке высшего технического образования в стране; им был организован Научно-методический совет по теоретической механике при Министерстве высшего и среднего специального образования СССР. Лауреат Ленинской премии (1960), Государственной премии СССР (1981) и Государственной премии Российской Федерации (1996). |