В переломные времена Россия, ее интеллектуальная элита, стремясь найти адекватные ответы на вызовы истории и обрести достойное место в мире, неизбежно обращаются к истокам народной жизни и культуры, самобытным духовным началам и основаниям русского бытия. Ибо лишь на этом пути может быть продолжен процесс развития национального самосознания и идентификации как условие достижения тех результатов, которые соответствуют высоким притязаниям страны и народа. Поэтому понятен устойчивый интерес к прошлому отечественной мысли и крупнейшим ее представителям, принадлежащим к различным идейным течениям и философским направлениям. Важное место среди них занимают славянофилы, творчество которых оставило ярчайший след в русской истории и культуре. Та роль, которую играют идеи славянофильства в духовной жизни современного русского общества, острота вызываемых ими интеллектуальных дискуссий подтверждают актуальность обращения к этой теме. В последние десятилетия идейное наследие славянофилов исследовали профессиональные отечественные и зарубежные философы, литературоведы, историки, культурологи, социологи, религиоведы, представители других областей знания и науки, публицисты. В результате создан значительный массив литературы (монографий, статей, различных сборников), защищены десятки диссертаций, опубликованы новые документы. Подвергнуты тщательному анализу самые различные стороны славянофильства. При этом редкое направление русской мысли вызывало столь разноречивые суждения и оценки. Появилось немало трудов, в которых видно стремление глубоко разобраться в проблеме, освоить неизвестные источники и материалы, использовать новейшие методы исследования. Во многом под влиянием творчества славянофилов возник целый жанр в современной отечественной мысли — новая «историософия». В то же время интерес к творчеству славянофилов реализуется в контексте недостаточной разработанности и развитости историографии русской философии как важного подраздела историко-фило¬софской науки. В современной отечественной литературе отчетливо наблюдается «крен» в сторону «концептуализма», построения разного рода общих концепций и «моделей», часто не подтвержденных эмпирическим материалом из истории русской философии. Это явление можно квалифицировать как своего рода «историографический дефицит», обнаруживающийся прежде всего в незнании источников. В результате для современного этапа историко-философской мысли, ряда ее представителей нередко характерны недостаточный учет, игнорирование или вовсе отрицание сложившихся традиций, а также точек зрения и результатов, выработанных предшествующими поколениями исследователей русской философии. Такие авторы пишут как бы «впервые» на разные темы, включая и славянофильство. Отсюда очевидны актуальность и важность квалифицированного историографического подхода к изучаемой историко-фило¬соф¬ской проблеме как необходимого условия и предпосылки эффективного исследовательского процесса. При этом, однако, такой подход не должен трактоваться как простое реферирование, библиографический обзор или указатель источников. Нам известна лишь одна работа, удовлетворяющая этим требованиям — статья Б. В. Емель¬янова «Историография русской философии» в словаре «Русская философия» (1995) под редакцией М. А. Маслина. Однако она посвящена русской философии в целом, но не историографии философского творчества славянофилов. Существуют и другие теоретико-методологические трудности. Нередко исследователи, имея в виду специфические задачи различных философских и других дисциплин, сосредоточиваясь на каком-либо одном аспекте творчества славянофилов, иногда изолируя избранный ракурс от остальных и, естественно, привлекая соответствующие источники и материалы, приходят к односторонним суждениям, выводам и оценкам. И сегодня, например, распространенными являются утверждения о приверженности славянофилов патриархальной жизни, попытках вернуть Россию к допетровским временам, неприязни к Западу. Подчас славянофилов отождествляют с теоретиками «официальной народности». Только игнорированием принципа историзма можно объяснить еще встречающееся расширительное толкование термина «славянофильство», когда исследователи ведут начало этого феномена от XVII века, доводят его до 1917 года, а некоторые — даже до наших дней. Все это убеждает в актуальности научного анализа и обобщения проведенных в последние десятилетия в стране историко- философских исследований славянофильства, а также подведения итогов, систематизации и оценки полученных в них результатов, с тем, чтобы точнее и отчетливее наметить ориентиры и направления будущих исследований. Это тем более важно, что в отечественной философской литературе сегодня отсутствуют обобщающие работы, специально посвященные исследованию той разновидности знания, которое ориентировано на анализ философии славянофилов. Отметим, что в отечественной и зарубежной историографии творчеству славянофилов, в том числе философскому, посвящены сотни книг и тысячи статей, начиная с работ их современников. Прежде всего это огромный корпус литературы по славянофильству дореформенного периода — его идейно-теоретическим основаниям и философским концепциям, различным аспектам диалога с западниками, мировоззрению и деятельности отдельных славянофилов, общественному значению. Несколько меньшее, но все же значительное число работ посвящено пореформенному славянофильству. Одна из первых дискуссий об этом феномене прошла в виде бурного журнального спора в 1891–1893 гг. Он примечателен не столько глубиной анализа славянофильского наследия, сколько оригинальностью и остроумием суждений его участников, разнообразием их позиций. В споре приняли участие В. С. Соловьев, Н. Н. Страхов, А. Н. Пыпин, А. А. Киреев, К. Н. Бестужев-Рюмин, П. Ви¬ноградов, П. Н. Милюков, Н. П. Аксаков, Н. К. Михайловский, С. Н. Трубецкой, А. Васильев, Л. А. Тихомиров. В конечном счете дискуссия властителей русских дум о славянофильстве, как и сменившая ее полемика народников и марксистов, которая на закате XIX в. воспринималась многими как новый виток спора славянофилов и западников, были выражением исчерпанности традиционного общества, неизбежности наступления для России социальных и идейно-полити¬ческих перемен, связанных с модернизацией. В конце XIX – начале XX вв., в дооктябрьский и «досоветский» периоды феномен славянофильства анализировался в основном в связи с конкретным рассмотрением философских взглядов того или иного славянофила в работах Бердяева Н. А., Булгакова С. Н., Венгерова С. А., Владимирова Л. Е., Гершензона М. О., Завитневича В. З., Колюпанова Н. П., Лясковского В., Плеханова Г. В., Таубе М. Ф., Флоренского П. А., Херсонского В. И., Эрна В. Ф., Языкова Д. Д. и ряда других исследователей. После вынужденного отъезда в 1922 году из России большой группы отечественной интеллигенции исследование отдельных аспектов славянофильства происходило в зарубежье среди русской эмиграции, в том числе философов, в частности, в работах Арсеньева Н. С., Дорна Н., Зеньковского В. В., Ильина И. А., Левицкого С. А., Лосского Н. О., Милюкова П. Н., Нольдэ Б. Э., Степуна Ф. А., Флоровского Г. В. и других мыслителей. Однако как фундаментальное, масштабное и актуальное для своего времени направление русской философии славянофильство в целом в среде философов русской эмиграции не рассматривалось. В советский период состоялось несколько дискуссий о славянофильстве — о соотношении панславизма и славянофилов (1930-е гг.); об экономических воззрениях славянофилов в Институте истории АН СССР (1941); о литературной критике славянофилов в журнале «Вопросы литературы» (1969). Результатом этих дискуссий стали монографии, книги, статьи их участников, в которых на фоне идеологизированных и резко критических суждений пробивались здравые мысли о необходимости взвешенного и объективного подхода к феномену славянофильства. В 1970–1990-е гг. происходил заочный теоретический спор между исследователями философии славянофилов об исторических и сущностных границах и особенностях славянофильства. Он имел по меньшей мере три вектора приложения сил: 1) дискуссии о хронологических рамках славянофильства; 2) определение отношения «славянофилы и панславизм»; 3) выяснение соотношения «славянофилы и теория официальной народности». Характер заочных дискуссий и споров носило в последние три–четыре десятилетия обсуждение на страницах книг и журналов и целого ряда других проблем — теории познания, социальной философии, соборности, общины, социального идеала, социальной справедливости и т. д. Из числа изданных в последние два–три десятилетия трудов, разрабатывающих самые различные аспекты наследия славянофилов, заметны прежде всего работы Благовой Т. И., Дудзинской Е. А., Кошелева В. А. Кулешова В., Маслина М. А., Носова С. Н., Пирожковой Т. Ф., Пушкина С. Н., Цимбаева Н. И., Шапошникова Л. Е., Янковского Ю. З. и других исследователей. В значительной мере решают проблему обобщения результатов историко-философских исследований славянофильства ставшие заметными событиями работы под редакцией М. А. Маслина — антология «Русская идея» (М., 1992), учебник для вузов «История русской философии» (М., 2001), а также словарь «Русская философия» (М., 1995), другие подобные издания. В определенном смысле эту работу выполняют и регулярно проходящие российские симпозиумы историков русской философии. Из трудов, имеющих несомненно важное значение в развитии философского знания о творчестве славянофилов, следует назвать, кроме упомянутых, работы Абрамова А. И., Галактионова А. А., Громова М. Н., Замалеева А. Ф., Кантора В. К., Керимова В. И., Костелова В. С., Кувакина В. А., Ломунова К. Н., Малахова В. С., Никандрова П. Ф., Павлова А. Т., Пескова А. М., Сербиненко В. В., Смирновой З. В., Солнце-ва Н. В., Сухова А. Д., Холодного В. И., Хоружего С. С., Щукина В. Г. Существенное приращение знания о различных гранях философского творчества славянофилов содержится в диссертационных работах Антонова К. М., Ауловой Е. П., Волкович Н. А., Гвоздева А. В., Деникина А. В., Жукова В. Н., Засухиной В. Н., Лабанова С. С., Наумова С. В., Парилова О. В., Петровой М. В., Разумовского И. С., Федотовой И. А. и многих других исследователей. Следует обратить внимание на то, что собственно философские исследования славянофильства пока уступают по объему и масштабу другим — историческим, литературоведческим, общественно-политическим и т. п. Тем не менее в литературе по философии славянофильства накоплен значительный материал. Однако стремления к его обобщению, анализу самих этих исследований в специфически историографическом виде пока не ощущается. Трудов, более или менее близких по замыслу к настоящему исследованию, нам обнаружить вообще не удалось, не говоря уже о посвященных этой теме непосредственно. В лучшем случае можно говорить лишь об историко-философских обзорах литературы, соответствующих тому или иному избранному исследователем аспекту и умещающихся обычно на нескольких страницах в трудах многих из перечисленных авторов. До сих пор в нашей философской литературе не предпринят опыт специального, систематического и достаточно полного исследования той области исторического знания, которое обращено собственно к анализу философии славянофилов. Разработка проблем, связанных с историографическим аспектом философии славянофилов, существует пока лишь как исследовательская перспектива. Настоящее монографическое исследование призвано в какой-то мере восполнить этот пробел, представляя собой одновременно попытку как анализа историографии философии славянофилов, нередко критического, так и выработки собственной точки зрения на содержание рассматриваемых проблем. В этом качестве и в этом смысле оно является, возможно, одним из первых в отечественной философии. Целями данного исследования является анализ и характеристика современной отечественной историко-философской литературы, посвященной теоретическому наследию славянофилов; систематизация полученных в ней результатов; определение основных черт трактовки современными авторами философии славянофилов. Под современной мы понимаем литературу, изданную в последние примерно два–три десятилетия. Стремление к достижению этих целей потребовало от авторов прежде всего дать анализ имеющихся интерпретаций истоков и сущности философии славянофилов в современной научной литературе. Важно также было раскрыть специфику славянофильства как идейного течения в свете современных философских дискуссий и вместе с тем рассмотреть своеобразие и индивидуальные особенности творчества ведущих славянофилов. Нельзя было обойти и не исследовать предложенные российской философской мыслью последних десятилетий трактовки онтологии и гносеологии ведущих славянофилов, их ключевые категории, предложить собственное видение этой проблемы. Особое внимание следовало уделить выявлению и систематизации основных позиций и точек зрения современных исследователей на историософию и социальную философию славянофилов, дать обобщенную интерпретацию полученных результатов. Наконец, исследовательская логика проблемы требовала рассмотреть славянофильство как явление русской общественной мысли в свете ключевых проблем современных дискуссий, подвести некоторые предварительные итоги его изучения отечественными исследователями за последние десятилетия, а также хотя бы кратко проанализировать некоторые особенности связанного с ним жанра новой «историософии», активно проявившего себя в постсоветский период. Насколько это удалось авторам — судить читателям.
Митрошенков Олег Александрович
Доктор философских наук, профессор. Почетный работник сферы образования Российской Федерации (2022). Специалист в области социальной философии, философии истории, философии управления, истории и философии науки. Преподает и ведет исследовательскую работу в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Публикуется в ведущих российских научных журналах, а также за рубежом.
Известен в научном сообществе как автор книг: «Г. В. Плеханов: Философия истории» (URSS), «Онтология гуманизма и тоталитаризма», «Техника переговорного процесса», «Эффективные переговоры», «Философия» (рук. авт. коллектива), «Политическая эпистемология», «Политическая философия. Эпистемология», «Философия управления», «История и философия науки», «Деловые переговоры», «Деловое общение: эффективные переговоры», «Философия славянофилов в современной российской историографии» (URSS), «Русская философия. Имена и идеи» (URSS) и других. Всего имеет 330 научных публикаций. Митрошенков Александр Олегович Кандидат философских наук. Окончил философский факультет МГУ имени М. В. Ломоносова и аспирантуру Российского университета дружбы народов.
|