Фигурное катание на коньках относится к тем видам спорта, где спортивный результат напрямую зависит от уровня технической подготовленности спортсмена. Только высокий уровень технического мастерства позволяет фигуристу добиваться желаемых высоких результатов (Коган А. И., Бальсевич В. К., 1987; Апарин В. А., 1999, 2008, 2010). Возможность стать мастером высокого класса в любом виде спорта базируется, прежде всего, на качественно высоком уровне овладения базовыми движениями. Именно поэтому квалифицированные тренеры процессу обучения базовым элементам фигурного катания в подготовке юных фигуристов всегда придавали большое значение. Исторически сложившаяся к середине XIX века дифференциация видов фигурного катания на обязательные упражнения («школа»), произвольное катание и специальные фигуры, за исключением последних, просуществовала длительное время. Обязательные фигуры, как вид недостаточно зрелищный, исключили из программы соревнований в 1990 году. Однако значимость «школы» в подготовке фигуристов специалисты отмечали всегда. В 1938 году Н. А. Панин писал: «Значение „школы“, даже тогда, когда она была еще далеко не законченной системой, это было лишь хорошо продуманное начало, основа ее, стало очевидно, поскольку стала очевидной совершенная необходимость „школы“, как систематического комплекса упражнений, обеспечивающих дальнейшее искусство катания». А. Н. Мишин в 1979 году писал: «Не вызывает сомнений ставшее уже традиционным утверждение, что обязательные фигуры являются основной базой фигурного катания. Многократное повторение кругов, перетяжек и поворотов позволяет улучшить координацию, реберность скольжения, чувство равновесия, повышает двигательные возможности фигуриста. Именно поэтому обязательные фигуры часто называют „школой“, подчеркивая, что они являются азбукой катания». Результат при исполнении обязательных фигур («школы») складывался из умений: точно исполнить заданный рисунок на льду, точно покрывать след при троекратном исполнении фигуры, нарисовать фигуру требуемого размера, и исполнять основной след фигуры от начала до конца на одном ребре. Достичь высокого результата в «школе» позволяло формирование у фигуриста специализированного чувства, так называемого «чувства конька», а также постоянное совершенствование управления своими движениями. Таким образом, процесс обучения обязательным фигурам, прежде всего, был направлен на формирование у фигуриста именно этих качеств. Современное фигурное катание предъявляет самые высокие требования к технической подготовленности юных фигуристов. Совсем еще юные спортсмены должны уметь исполнять сложные многооборотные прыжки, вращения на высокой скорости и в различных позициях, дорожки и комбинации и шагов, включающие самые различные повороты и переходы. Очевидно, что овладение всем этим комплексом сложно координированных движений невозможно без высокого уровня развития координационных способностей. Учитывая значение базовых элементов в процессе становления фигуристов высокого класса, федерация фигурного катания России с 2011 года в разрядную классификацию по юношеским разрядам ввела обязательные тесты по скольжению. Они представляют собой выполнение базовых элементов фигурного катания. Понимание значимости процесса обучения юных фигуристов базовым элементам фигурного катания, заставляет специалистов постоянно искать наиболее эффективные сродства, методы, методические приемы их освоения. Представленное учебно-методическое пособие раскрывает один из путей решения проблемы обучения юных фигуристов базовым элементам фигурного катания, позволяющий наряду с накопленным за последние годы опытом, использовать опыт практической деятельности по обучению обязательным фигурам, с учетом современных условий и требований. Проведение специальных исследований, анализ опыта многолетней практической деятельности и специальной литературы позволили разработать частные задачи обучения, подобрать средства и методические приемы, направленные на решение поставленных задач, создать классификацию наиболее характерных ошибок, возникающих в процессе освоения техники исполнения базовых элементов и выявить способы их устранения. Предлагаемое пособие позволит тренерам, особенно молодым, не знакомым с практикой исполнения обязательных упражнений, воспользоваться накопленным опытом и оптимизировать процесс обучения базовым элементам фигурного катания сегодня.
Тузова Елена Николаевна Кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики конькобежного спорта и фигурного катания Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта (Санкт-Петербург). Автор книг, пособий и статей по фигурному катанию на коньках.
|