Природа говорит языком математики:
круги, треугольники и иные математические фигуры.
Г. Галилей
Одной из особенностей современной школы является процесс интег- рации учебных предметов. Это диктуется жизненной необходимостью – известно, что знания современных учащихся часто представляют отдельные "лоскутки": физика – сама по себе, математика, астрономия, которую часто именуют астрологией, и другие предметы – отдельные островки знаний. Поэтому в последнее время в теории и практике развивающего образования встал вопрос об интегративном подходе к преподаванию различных предметов в школе. Основная задача курса - показать возможность межпредметной интеграции предметов астрономии, математики и физики с целью более продуктивного усвоения знаний по данным дисциплинам. Интеграция [лат. Integratio – восстановление, восполнение, integer - целый] – объединение в целом каких-либо частей, элементов (Современный словарь иностранных слов). Большое значение интеграции для развития интеллектуальных творческих способностей учащихся объясняется усиливающейся тенденцией науки к синтезу знаний, к осознанию и раскрытию общности объектов познания. Ставится вопрос о формировании нового, обобщённого способа мышления, что способствует выработке системы знаний и развитию умения к их переносу. Кроме того, овладение общечеловеческой культурой немыслимо на основе только специальных знаний, без целостного видения мира. Интеграция позволяет показать взаимопроникновение идей и методов различных наук в познании окружающего мира, способствует выработке целостного восприятия природы. Содержание элективного курса базируется на основе материала курсов астрономии, математики, физики с элементами истории развития этих наук: на примерах жизни и деятельности учёных, внесших значительный вклад в развитие этих наук. За стержневую основу предлагаемого варианта программы и дидактического материала для занятий были взяты астрономические понятия, при формировании которых требуется широкое использование математического аппарата. Подобное построение элективного курса предусматривает расширение и углубление математических знаний: способствует формированию прикладной математической культуры. Так как астрономические понятия являются в высшей степени абстрактными понятиями, то для их формирования требуются различные средства наглядности и астрономические наблюдения. Поэтому целесо-образно при изучении курса широко использовать средства наглядности: диапозитивы, таблицы, видеофильмы, фотографии, портреты учёных, компьютерные программы, презентации. Программой предусмотрены уроки-наблюдения, методика проведения которых рассмотрена в описании соответствующего занятия. При построении курса предусмотрена система заданий, позволяющая закрепить и расширить изучаемые темы курса: карточки-задания, тестовые вопросы, которые можно использовать для подготовки к наблюдениям, для повторения и закрепления полученной учебной информации и подготовки к олимпиадам разного уровня. В пособии содержатся подробные разработки некоторых тем предлагаемого курса. ![]() Кандидат педагогических наук, доцент по кафедре астрономии, учитель высшей квалификационной категории, преподаватель астрономии, дважды лауреат премии губернатора Челябинской области. Автор многих публикаций в различных журналах, нескольких методических пособий по астрономии. Успешно работает с одаренными детьми, которые занимают призовые места в конкурсах и олимпиадах разного уровня в России и за рубежом и, благодаря своим успехам в области астрономии и астрофизики, поступают в лучшие российские вузы. Имя автора внесено в два выпуска Российской энциклопедии «Одаренные дети — будущее России», ежегодного приложения к популярной общероссийской энциклопедии «Лучшие люди России». Награждена медалью «За вклад в развитие образования».
|