URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Лукреций О природе вещей: Билингва латинско-русский
Id: 286146
1279 р.

О природе вещей:
Билингва латинско-русский. № 6. Изд. стереотип.

URSS. 2022. 448 с. ISBN 978-5-9519-3201-3.
Белая офсетная бумага
  • Твердый переплет

Аннотация

Вниманию читателя предлагается бессмертная поэма "О природе вещей" римского поэта и философа Тита Лукреция Кара --- единственное полностью сохранившееся систематическое изложение материалистической философии древности. Эта поэма представляет собой не только великий литературный памятник, одну из вершин римской поэзии, но одновременно и важнейшее сочинение в истории естествознания, содержащее наиболее полное и мотивированное изложение одного из... (Подробнее)


Содержание
top
КНИГА ПЕРВАЯ

Обращение к Венере. -- Обращение к Меммию и предмет поэмы. --Победа Эпикура над религией. -- Религия ведет к преступлениям: принесение в жертву Ифианассы. -- Необходимость уничтожения религии, отравляющей человеческое существование; постижение законов природы уничтожает всякие суеверные страхи. -- Отступление: трудность изложения греческой философии на латинском языке. -- Основное положение: "Из ничего не творится ничто по божественной воле" и доказательства его. Вывод из основного положения: "Ничто не обращается в ничто". -- Доказательство существования атомов, несмотря на их невидимость. -- Доказательство существования пустого пространства и опровержение теорий, отрицающих существование пустоты. -Всё в мире состоит из тел и пустоты; никакой третьей субстанциональной сущности нет. -- Вопрос о времени. -- Строение атомов и доказательство их плотности и неделимости. Опровержение теории Гераклита. -- Опровержение других космогонических систем (Анаксимена, Фалеса, Ферекида, Ксенофана) и подробное доказательство несостоятельности учения Эмпедокла о четырех стихиях. -- Опровержение учения Анаксагора. -Отступление: указание на основную задачу поэмы (освобождение человеческой мысли от религии) и оправдание формы изложения. -Доказательство бесконечного количества атомов и безграничности вселенной. -- Опровержение учения стоиков о центре вселенной. -- Нелепость гипотезы об антиподах. -- Повторение доказательства беспредельности материи и пространства. -- Заключительное обращение к Меммию

7
КНИГА ВТОРАЯ

Вступление: похвала мудрости и доказательство тщетности людских забот и страхов. -- Содержание книги II. -- Движение атомов. -Их сочетания. -- Скорость их движения. -- Опровержение идеи провидения и участия богов в создании мира. -- Все тела, в силу собственной тяжести, устремляются книзу, и ничто не способно само собой двигаться кверху. -- Отклонение атомов. Отклонение атомов и свобода воли. -- Количество мировой материи остается всегда неизменным. -- Движение атомов и объяснение невидимости его. -- Разнообразие форм атомов и обусловленные этим явления. -- Разнородность форм атомов, однако, ограничена. -- Количество одинакового вида атомов бесконечно. -- Всякая вещь состоит из сочетания разнородных атомов. -- Пример такого сочетания разнородных атомовземля. -Отступление описание культа Великой Матери, миф о ней и опровержение обожествления природы. -- Другие примеры разнородности материи в вещах. -- Однако не все атомы могут входить в сочетание друг с другом каким угодно образом. -Атомы бесцветны. -- Теория цвета. -- Атомы не обладают ни температурой, ни звуком, ни вкусом, ни запахом, ни мягкостью, ни гибкостью, ни рыхлостью -- вообще теми качествами, которые присущи "смертным" предметам. -- Атомы лишены чувства. -- Происхождение жизни и чувства. -- Переход к новой теме. -- Множественность миров во вселенной. -- Природа всё создает сама, без всякого участия богов. -- Возникновение и развитие мира. -- Признаки его постарения и неизбежной смерти

73
КНИГА ТРЕТЬЯ

Восхваление Эпикура. -- Содержание и задача книги III: исследование сущности духа и души (animus и anima) и уничтожение страха смерти. -- Дух и душа составляют часть человеческого тела, а не являются его "гармонией". -- Связь между душой и духом. -- Природа духа и души материальна ("телесна"). -Чрезвычайная тонкость и мелкость атомов духа и души. -Четыре составные части духа и души; ветер ("дуновение"), тепло ("жар"), воздух и четвертая безыменная сущность ("душа души"). Объяснение разницы темпераментов у животных и человека. Тесная взаимная связь между душою и телом. – Возражение Демокриту по вопросу о размещении элементов души и тела. -- Учение об абсолютном пороге. -- Преобладание духа над силой души при их взаимной связи. -- Дух и душа, составляющие иную сущность, и рождаются и умирают. -- Душа умирает вместе с телом. -- Дух и душа рождаются одновременно с телом и живут и умирают с ним вместе. -- Душа и дух подвержены болезням, а следовательно, и смерти. -- Душа испытывает ту же агонию, что и тело. -- Так как дух есть часть человека, то о л не может существовать вне тела. -- Жизнеспособность тела и духа обусловлена их взаимною связью. -- Доказательства этого. -- Душа разделима и, следовательно, смертна. Будь дух и душа бессмертны и вселяйся они в "готовое тело", они бы помнили предыдущую свою жизнь. -- Душа так неразрывно сплетена с телом, что не может покинуть его, не разрушаясь. Если бы даже душа представляла какой-то ток, извне проникающий в тело, то тем самым она оказалась бы смертной. -- Душа, труп и черви. -- Доказательство нелепости учения о переселении душ. -- Нелепость предположения о вселении душ. Дух и душа не могут жить вне смертного тела, ибо смертное не может сочетаться с бессмертным. -- Заключительное доказательство смертности души. -- Ничтожность страха смерти при смерти ноет л души. -- Смерть -- не страдание, а избавление от страданий. -Речь природы к человеку о смерти. -- Наказания после смерти -- басни. -- Толкование мифов о Тантале, Сизифе, и др. как изображений страданий при жизни. Неизбежность смерти. Боязнь смерти и отвращение к жизни происходят от незнания законов природы. -Заключение: ничтожная длительность жизни по сравнению с вечностью смерти

143
КНИГА ЧЕТВЕРТАЯ

Вступление. -- Оправдание формы изложения. -- Содержание книги IV: теория призраков, или образов. -- Доказательства существования их. -- Природа образа. -- Возникновение их. -- Быстрота образования и скорость их движения. -- Истечения исходят от всевозможных вещей. -- Теория зрения. -- Теория отражения в зеркале. -- Различные явления зрения. -- Тень. Зрительные иллюзии. -- Оправдание чувства. -- Возражение скептикам. -- Другие чувства. -- Слух, голос, звук и различные виды звуков. -- Эхо и связанные с ним легенды. Слух и зрение. -- Разница между распространением звука и путями зрительных образов. -- Вкус. -- Разница во вкусах. -- Обоняние. -Разные виды запахов. -- Разница в зрительных ощущениях. -Умственные образы и призраки и возникновение их. -Опровержение теории целесообразности. -- Голод и жажда. -- Ходьба и движения тела. -- Сон. -- Сновидения. -- Половое чувство. -- Любовь. Страдания и заблуждения влюбленных. -- Взаимное влечение. -Теория наследственности. -- Бесплодие и плодовитость. -- Привычка и любовь

207
КНИГА ПЯТАЯ

Апофеоз Эпикура. -- Содержание книги V. -- Неизбежная гибель мира. -- Нелепость обожествления и одухотворения мира. Независимость мира от богов и опровержение теории целесообразности. -Мир имел начало и так же смертен, как и его части. -Борьба мировых стихий. -- Миф о Фаэтоне и потопе. -Возникновение и образование мира и его отдельных частей. -Движение звезд и возможные причины его. -- Причины устойчивости земли. -- Размеры солнца и луны. -- Солнечный свет и тепло. -- Гипотезы для объяснения движения солнца, луны и звезд. -- Смена дня и ночи. -- Изменения длительности дней и ночей в разные времена года. Фазы луны. -- Затмения. -- Переход к изложению теории развития земли. -- Появление растительности и животных. -Истощение земли. -- Возникновение и исчезновение нежизнеспособных животных. -- Невозможность существования мифических существ. -- Теория борьбы за существование. -- Первобытные люди. -- Возникновение первобытного общества. Происхождение языка. -- Возникновение и применение огня. -Возникновение царской власти и частной собственности. -Свержение царской власти. -- Возникновение права и законов. -Происхождение религии. -- Открытие металлов. -- Открытие железа. -- Усовершенствования в военном деле. -- Изобретение тканей. Обработка почвы. -- Возникновение музыки. -- Мысли о развитии материальной культуры. -- Осознание периодической смены времен года. -- Дальнейшее развитие культуры: письменность, судостроение, строительное искусство и т. д.

283
КНИГА ШЕСТАЯ

Восхваление Афин и Эпикура. -- Содержание книги VI: уничтожение суеверных страхов путем объяснения явлений природы. -Происхождение грома. -- Молния. -- Природа молнии. -Возникновение молнии. -- Скорость и сила молнии. -- Причины того, почему грозы чаще всего бывают осенью и весной. -- Молния не может посылаться богами. -Смерчи. -- Тучи и облака. -- Дождь и радуга. -- Другие метеорологические явления. -Землетрясения. -- Причины того, почему море не прибывает. -Извержения Этны. -- Явления природы, допускающие различные объяснения. -- Разливы Нила. -- Аверны. -Почему летом вода в колодцах холоднее, чем зимой. -Источник у храма Аммона. -- Огневой источник и Арадский родник. -Магнит. -- Болезни и эпидемии. -- Повальный мор в Афинах

367
Пояснения к рисункам442

Об авторе
top
photoТит Лукреций Кар
(ок. 99–55 гг. до н. э.)

Выдающийся римский поэт и философ эпохи гражданских войн I в. до н. э., один из ярчайших приверженцев атомистического материализма, последователь учения Эпикура. Биографические сведения о нем малодостоверны. Лукреций является одним из первопроходцев в области латинского стихосложения. Он перенял и развил латинский гекзаметр эпического поэта Энния, у него же заимствовал некоторые архаические обороты речи и традиционную фразеологию героической поэзии. Римский оратор и философ Цицерон в письме брату Квинту, написанном в 54 г. до н. э., упоминал поэму «О природе вещей» и признавал в ней «многие проблески гения, но также и немалое искусство».

Рост индивидуализма в связи с распадом римской общины, стремление по-новому поставить и решить проблемы этики, морали и религии, осознать основы мироздания — все это вызвало в Риме интерес к греческим философским системам. Большой популярностью стала пользоваться материалистическая философия греческого философа Эпикура (IV–III вв. до н. э.). В дидактической поэме «О природе вещей» Лукреций пламенно пропагандирует идеи Эпикура, раскрывая философские положения в конкретных образах и аналогиях, которые развертываются у него в яркие, цельные поэтические картины. В основе концепции Лукреция лежит этический принцип: объяснением явлений природы поэт хочет избавить своих современников от всяких суеверий и страха перед смертью. Идеи Лукреция оказали значительное влияние на развитие материалистических философских учений эпохи Возрождения и Нового времени.