|
|
КНИГА ПЕРВАЯ |
| Обращение к Венере. -- Обращение к Меммию и предмет поэмы. --
Победа Эпикура над религией. -- Религия ведет к преступлениям:
принесение в жертву Ифианассы. -- Необходимость
уничтожения религии, отравляющей человеческое существование;
постижение законов природы уничтожает всякие суеверные страхи. --
Отступление: трудность изложения греческой философии
на латинском языке. -- Основное положение: "Из ничего не
творится ничто по божественной воле" и доказательства его.
Вывод из основного положения: "Ничто не обращается в ничто". --
Доказательство существования атомов, несмотря на их невидимость. --
Доказательство существования пустого пространства
и опровержение теорий, отрицающих существование пустоты. --
Всё в мире состоит из тел и пустоты; никакой третьей
субстанциональной сущности нет. -- Вопрос о времени. -- Строение
атомов и доказательство их плотности и неделимости.
Опровержение теории Гераклита. -- Опровержение других
космогонических систем (Анаксимена, Фалеса, Ферекида, Ксенофана)
и подробное доказательство несостоятельности учения Эмпедокла
о четырех стихиях. -- Опровержение учения Анаксагора. --
Отступление: указание на основную задачу поэмы (освобождение
человеческой мысли от религии) и оправдание формы изложения. --
Доказательство бесконечного количества атомов и безграничности
вселенной. -- Опровержение учения стоиков
о центре вселенной. -- Нелепость гипотезы об антиподах. -- Повторение
доказательства беспредельности материи и пространства. -- Заключительное обращение к Меммию |
КНИГА ВТОРА Я |
| Вступление: похвала мудрости и доказательство тщетности людских
забот и страхов. -- Содержание книги II. -- Движение атомов. --
Их сочетания. -- Скорость их движения. -- Опровержение
идеи провидения и участия богов в создании мира. -- Все тела,
в силу собственной тяжести, устремляются книзу, и ничто не способно
само собой двигаться кверху. -- Отклонение атомов.
Отклонение атомов и свобода воли. -- Количество мировой
материи остается всегда неизменным. -- Движение атомов
и объяснение невидимости его. -- Разнообразие форм атомов
и обусловленные этим явления. -- Разнородность форм атомов,
однако, ограничена. -- Количество одинакового вида атомов
бесконечно. -- Всякая вещь состоит из сочетания разнородных
атомов. -- Пример такого сочетания разнородных атомовземля. --
Отступление описание культа Великой Матери, миф
о ней и опровержение обожествления природы. -- Другие примеры
разнородности материи в вещах. -- Однако не все атомы
могут входить в сочетание друг с другом каким угодно образом. --
Атомы бесцветны. -- Теория цвета. -- Атомы не обладают
ни температурой, ни звуком, ни вкусом, ни запахом, ни мягкостью,
ни гибкостью, ни рыхлостью -- вообще теми качествами, которые присущи
"смертным" предметам. -- Атомы лишены чувства. -- Происхождение
жизни и чувства. -- Переход к новой теме. -- Множественность миров во вселенной. -- Природа
всё создает сама, без всякого участия богов. -- Возникновение
и развитие мира. -- Признаки его постарения и неизбежной смерти |
КНИГА ТРЕТЬЯ |
| Восхваление Эпикура. -- Содержание и задача книги III: исследование
сущности духа и души (animus и anima) и уничтожение
страха смерти. -- Дух и душа составляют часть человеческого
тела, а не являются его "гармонией". -- Связь между душой
и духом. -- Природа духа и души материальна ("телесна"). --
Чрезвычайная тонкость и мелкость атомов духа и души. --
Четыре составные части духа и души; ветер ("дуновение"),
тепло ("жар"), воздух и четвертая безыменная сущность ("душа души").
Объяснение разницы темпераментов у животных и человека.
Тесная взаимная связь между душою и телом. -- Возражение
Демокриту по вопросу о размещении элементов души и тела. -- Учение
об абсолютном пороге. -- Преобладание духа над силой души
при их взаимной связи. -- Дух и душа, составляющие иную
сущность, и рождаются и умирают. -- Душа умирает вместе
с телом. -- Дух и душа рождаются одновременно с телом
и живут и умирают с ним вместе. -- Душа и дух подвержены
болезням, а следовательно, и смерти. -- Душа испытывает
ту же агонию, что и тело. -- Так как дух есть часть
человека, то о л не может существовать вне тела. -- Жизнеспособность
тела и духа обусловлена их взаимною связью. -- Доказательства
этого. -- Душа разделима и, следовательно, смертна.
Будь дух и душа бессмертны и вселяйся они в "готовое тело", они бы
помнили предыдущую свою жизнь. -- Душа так неразрывно
сплетена с телом, что не может покинуть его, не разрушаясь.
Если бы даже душа представляла какой-то ток, извне проникающий
в тело, то тем самым она оказалась бы смертной. -- Душа, труп
и черви. -- Доказательство нелепости учения о переселении
душ. -- Нелепость предположения о вселении душ.
Дух и душа не могут жить вне смертного тела, ибо смертное не может
сочетаться с бессмертным. -- Заключительное доказательство
смертности души. -- Ничтожность страха смерти при смерти
ноет л души. -- Смерть -- не страдание, а избавление от страданий. --
Речь природы к человеку о смерти. -- Наказания после
смерти -- басни. -- Толкование мифов о Тантале, Сизифе, и др. как изображений
страданий при жизни. Неизбежность смерти.
Боязнь смерти и отвращение к жизни происходят от незнания законов природы. --
Заключение: ничтожная длительность жизни по сравнению с вечностью смерти |
КНИГА ЧЕТВЕР ТАЯ |
| Вступление. -- Оправдание формы изложения. -- Содержание
книги IV: теория призраков, или образов. -- Доказательства
существования их. -- Природа образа. -- Возникновение их. -- Быстрота образования и скорость их
движения. -- Истечения исходят от всевозможных
вещей. -- Теория зрения. -- Теория отражения в зеркале. -- Различные явления зрения. -- Тень.
Зрительные иллюзии. -- Оправдание чувства. -- Возражение
скептикам. -- Другие чувства. -- Слух, голос, звук и различные
виды звуков. -- Эхо и связанные с ним легенды.
Слух и зрение. -- Разница между распространением звука и путями зрительных
образов. -- Вкус. -- Разница во вкусах. -- Обоняние. --
Разные виды запахов. -- Разница в зрительных ощущениях. --
Умственные образы и призраки и возникновение их. --
Опровержение теории целесообразности. -- Голод
и жажда. -- Ходьба и движения тела. -- Сон. -- Сновидения. -- Половое чувство. -- Любовь.
Страдания и заблуждения влюбленных. -- Взаимное влечение. --
Теория наследственности. -- Бесплодие и плодовитость. -- Привычка и любовь |
КНИГА ПЯТАЯ
|
| Апофеоз Эпикура. -- Содержание книги V. -- Неизбежная
гибель мира. -- Нелепость обожествления и одухотворения мира.
Независимость мира от богов и опровержение теории целесообразности. --
Мир имел начало и так же смертен, как и его части. --
Борьба мировых стихий. -- Миф о Фаэтоне и потопе. --
Возникновение и образование мира и его отдельных частей. --
Движение звезд и возможные причины его. -- Причины
устойчивости земли. -- Размеры солнца и луны. -- Солнечный
свет и тепло. -- Гипотезы для объяснения движения
солнца, луны и звезд. -- Смена дня и ночи. -- Изменения
длительности дней и ночей в разные времена года.
Фазы луны. -- Затмения. -- Переход к изложению
теории развития земли. -- Появление растительности и животных. --
Истощение земли. -- Возникновение и исчезновение нежизнеспособных
животных. -- Невозможность существования мифических
существ. -- Теория борьбы за существование. -- Первобытные
люди. -- Возникновение первобытного общества.
Происхождение языка. -- Возникновение и применение огня. --
Возникновение царской власти и частной собственности. --
Свержение царской власти. -- Возникновение права и законов. --
Происхождение религии. -- Открытие
металлов. -- Открытие железа. -- Усовершенствования в военном деле. -- Изобретение тканей.
Обработка почвы. -- Возникновение музыки. -- Мысли о развитии
материальной культуры. -- Осознание периодической
смены времен года. -- Дальнейшее развитие культуры: письменность,
судостроение, строительное искусство и т. д. |
КНИГА ШЕСТАЯ |
| Восхваление Афин и Эпикура. -- Содержание книги VI: уничтожение
суеверных страхов путем объяснения явлений природы. --
Происхождение грома. -- Молния. -- Природа молнии. --
Возникновение молнии. -- Скорость и сила
молнии. -- Причины того, почему грозы чаще всего бывают
осенью и весной. -- Молния не может посылаться богами. --
Смерчи. -- Тучи и облака. -- Дождь и радуга. -- Другие метеорологические явления. --
Землетрясения. -- Причины того, почему море не прибывает. --
Извержения Этны. -- Явления природы, допускающие
различные объяснения. -- Разливы Нила. -- Аверны. --
Почему летом вода в колодцах холоднее, чем зимой. --
Источник у храма Аммона. -- Огневой источник и Арадский родник. --
Магнит. -- Болезни и эпидемии. -- Повальный мор в Афинах |
Пояснения к рисункам |
Тит Лукреций Кар (ок. 99–55 гг. до н. э.)
Выдающийся римский поэт и философ эпохи гражданских войн I в. до н. э., один из ярчайших приверженцев атомистического материализма, последователь учения Эпикура. Биографические сведения о нем малодостоверны. Лукреций является одним из первопроходцев в области латинского стихосложения. Он перенял и развил латинский гекзаметр эпического поэта Энния, у него же заимствовал некоторые архаические обороты речи и традиционную фразеологию героической поэзии. Римский оратор и философ Цицерон в письме брату Квинту, написанном в 54 г. до н. э., упоминал поэму «О природе вещей» и признавал в ней «многие проблески гения, но также и немалое искусство».
Рост индивидуализма в связи с распадом римской общины, стремление по-новому поставить и решить проблемы этики, морали и религии, осознать основы мироздания — все это вызвало в Риме интерес к греческим философским системам. Большой популярностью стала пользоваться материалистическая философия греческого философа Эпикура (IV–III вв. до н. э.). В дидактической поэме «О природе вещей» Лукреций пламенно пропагандирует идеи Эпикура, раскрывая философские положения в конкретных образах и аналогиях, которые развертываются у него в яркие, цельные поэтические картины. В основе концепции Лукреция лежит этический принцип: объяснением явлений природы поэт хочет избавить своих современников от всяких суеверий и страха перед смертью. Идеи Лукреция оказали значительное влияние на развитие материалистических философских учений эпохи Возрождения и Нового времени.
|
|
|
|