Жизнь, привычки, беседы Шопенгауера известны намъ во всехъ подробностяхъ. Книга его душеприказчика Гвиннера можетъ удовлетворить въ этомъ отношении самымъ строгимъ требованиямъ. Въ издании, названномъ: Von ihm, uber ihn, Линднеръ и Фрауенштедтъ опубликовали его переписку и собрание разговоровъ. Изъ французовъ Фуше-де-Жарейль и Шалльмель-Лакуръ, посетившие Шопенгауера, рассказали о своемъ свидании съ нимъ. Мы не можемъ здесь подробно говорить о Шопенгауере, какъ о человеке; притомъ мы лишены преимущества судить о немъ по личнымъ впечатлениямъ и не желаемъ навлечь на себя упрекъ, обращенной имъ къ лицамъ, останавливающимся на биографии философа. Онъ сравнивалъ ихъ съ людьми, которые, находясь предъ картиною, гдавнымъ образомъ, занимаются рамою и позолотой. А потому отсылаемъ интересующихся подробностями къ названнымъ авторамъ и скажемъ здъсь о человеке лишь то, что необходимо для понимания философа. Артуръ Шопенгауеръ родился 22 февраля 1788 года въ Данциге. Его отецъ, человтекъ богатый и патрицианскаго происхождения, былъ однимъ изъ главныхъ негоциантовъ этого города. Это былъ человекъ энергичнаго характера, упрямый, деятельный и съ большими коммерческими способностями. Отличаясь въ обыденной жизни юмористическою веселостью, онъ жилъ ка широкую ногу, много расходуя на картины, драгоценности, книги и особенно на путешествия. Тридцати восьми летъ онъ женился на восемнадцатилетней дочери ратсгера Трозинера. Знавший ее позднее А.Фейербахъ высказываетъ о ней такое суждение: "Она много и хорошо болтаетъ; умна, безъ души и сердца". Это былъ бракъ по разсудку; чувства не было ни съ той, ни съ другой стороны. Сынъ родившийся отъ этого брака, получилъ имя Артура, – имя, которое оставаясь неизменнымъ на всехъ языкахъ, очень удобно, какъ говорилъ его отецъ, для обозначения торговой фирмы. Юный Артуръ прожилъ въ своемъ родномъ городе пять летъ. Въ 1793 году Данцигъ пересталъ быть вольнымъ городомъ, и семья Шопенгауера, девизомъ которой было: "нетъ чести безъ свободы", переселилась въ Гамбургъ. Она оставалась тамъ двенадцать летъ. За это время Шопенгауеръ много путешествовалъ. На девятомъ году отецъ отвезъ его въ Гавръ и оставилъ тамъ на два года у своего друга, негоцианта. Въ Гамбургъ онъ возвратился для того, чтобы снова отправиться въ продолжительное путешествие (1803–1804) по Швейцарии, Бельгии, Франции и Англии. Въ течение шести месяцевъ онъ оставался въ одномъ изъ лондонскихъ пансионовъ и получилъ тамъ отвращение къ английскому ханжеству, которое, – какъ впоследствии онъ выразился, – "низвело самую интеллигентную и, можетъ быть, первую нацию въ Европе для того, что было бы въ пору послать противъ ихъ преподобий, въ Англию, миссионеровъ Разума, съ сочйнениями Штрауса въ одной руке и съ Критикою Канта – въ другой". Помещенный въ торговый домъ сенатора Иениша, въ Гамбурге, молодой Шопенгауеръ не обнаружилъ склонности ни къ чему, кроме ученья. За своей конторкой онъ читалъ Френологию Галля. Торговля была ему противна. На его взглядъ, въ большомъ маскараде, который представляетъ собою нашъ цивилизованный миръ, только одни купцы играютъ безъ маски и открыто являются спекулянтами: но эта откровенность ему не нравилась. Между темъ умеръ его отецъ. Кажется, что, вследствие преувеличеннаго опасения банкротства, онъ покончилъ съ собой самоубийствомъ. Если бы этотъ фактъ былъ вполне установленъ, – а онъ, повидимому, имелъ место, – то это печальное обстоятельство бросало бы некоторый светъ на мрачный характеръ его сына. Шопенгауеръ попалъ подъ власть своей матери, Иоганны, женщины остроумной (bel-esprit), окружавшей себя литераторами, художниками и светскими людьми. Ея гамбургский домъ посещали Клошптокъ, живописецъ Тишбейнъ, Реймарусъ и довольно много политическихъ деятелей. По смерти мужа, она поселилась въ Веймаре, познакомилась съ Гете и вращалась въ одномъ съ нймъ свете. Она выпустила несколько критическихъ трудовъ объ искусстве и большое число романовъ. Эта женщина была такъ расположена видеть миръ въ радужномъ свете, что должна была немало удивляться тому, что она дала жизнь неисправимому пессимисту. Съ этого времени начинается недовольство ея сына. Своими жалобами онъ достигъ того, что былъ освобожденъ отъ торговли и отправленъ сначала въ Готу, въ гимназию, а затемъ, въ 1809 году, въ геттингенский университета, где съ особеннымъ усердиемъ изучалъ медицину, естественныя науки и историю. Лекции последователя Канта, Шульце, автора "Энесидема", внушили ему любовь къ философш. Его учитель далъ ему советъ заняться исключительно Платономъ и Кантомъ и, прежде чемъ овладеетъ ими, не приступать ни къ какому другому философу, особенно же къ Аристотелю и Спинозе – "советъ, послъдовавъ которому Шопенгауеръ никогда не раскаялся". Въ 1811 году онъ отправился въ Берлинъ, въ надежде услышать тамъ великаго, истиннаго философа, Иоганна Фихте. "Но его априорное преклонение, – говоритъ Фрауенштедтъ, – скоро уступило место презрению и насмешке". Въ 1813 году онъ готовился защищать докторскую диссертацию въ берлинскомъ университете; война помешала этому, и онъ получилъ докторскую степень въ Иене за диссертацию подъ заглавиемъ: "О четвероякомъ корне закона достаточнаго основания". Этотъ законъ, по Шопенгауеру, имеетъ четыре вида: 1) законъ достаточнаго основания бывания (ratio flendi), управляющий всеми изменениями и обыкновенно называемый закономъ причинности; 2) законъ достаточнаго основания познания (ratio cognosceudi); это по преимуществу логический видъ, управляющий абстрактными понятиями, и въ частности суждениемъ; 3) законъ достаточнаго основания бытия (ratio essendi), которому подчиненъ формальный миръ, априорныя интуиции времени и пространства и вытекающия отсюда математическия истины; 4) законъ достаточнаго основания деятельности (ratio agendi), который онъ называетъ также закономъ мотивации и который прилагается къ причинности внутреннихъ явлешй. – Известно, что Лейбницъ свелъ все эти законы къ двумъ: къ достаточному основаниию и тождеству; въ последнемъ анализе они, быть можетъ, сводятся къ одному. Такое обобщение, конечно, имеетъ более философский характеръ, чемъ разделение Шопенгауера, потому что, по справедливому замечанию Л.Дюмона, "четыре вида достаточнаго основания легко можно свести къ одному закону причинности, такъ какъ все факты, даже факты логические, въ конце концовъ сводятся къ изменениямъ", а все абстрактныя условия отношений между нашими идеями нужно выводить изъ самой действительности и управляющихъ ею законовъ. Получивъ 2 октября 1813 года ученую степень, Шопенгауеръ отправился въ Веймаръ, где и провелъ следующую зиму. Здесь онъ бывалъ у Гете и сблизился съ нимъ, насколько это допускала тридцатидевятилетняя разница ихъ возраста. Здесь же онъ познакомился съ ориенталистом Фридрихомъ Майеромъ, посвятившимъ его въ изучение Индии, ея религии и философии: важное событие въ жизни Шопенгауера, который, въ практической части своей философии, является случайно попавшимъ на Западъ буддистомъ. Съ 1814 по 1818 гг. онъ жилъ въ Дрездене, посещая библиотеку и музей, изучая – не понаслышке или по книгамъ – произведения искусства и женщинъ. Всецело находясь еще подъ влияниемъ Гете, онъ издалъ (1816) свою "Теорию зрения и цветовъ", сочинение, латинский переводъ котораго былъ опубликованъ позднее (1830) въ сборнике Радиуса "Scriptores ophtalmologici minores". Его теория, "разсматривая, – какъ онъ говорить, – цвета, только какъ таковые, т.е. какъ специфическое ощущение, переданное глазомъ, делаетъ возможвымъ выборъ между теориями Ньютона и Гете относительно объективности цветовъ, т.е. внешнихъ причинъ, производящихъ въ глазе соответствующее ощущение". Найдутъ, что въ этой теории все говорить въ пользу Гете и противъ Ньютона, потому что Гете, – замечаетъ онъ въ другомъ месте, – изучалъ природу объективно, доверяя ей; Ньютонъ же былъ чистый математикъ, постоянно занятый вычислениями и измерениями, но не проникавшим дальше внешности явления. |