URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Сиротинина О.Б. Всё, что нужно знать о русской речи: Пособие для эффективного общения Обложка Сиротинина О.Б. Всё, что нужно знать о русской речи: Пособие для эффективного общения
Id: 285860
519 р.

Всё, что нужно знать о русской речи:
Пособие для эффективного общения. Изд. стереотип.

2022. 224 с.
Типографская бумага

Аннотация

В предлагаемой книге рассмотрены различные вопросы, связанные с изучением и использованием русского языка в школе, вузе, на работе и в повседневной жизни. В книге, первое издание которой предназначалось учителям русского языка и литературы, практически во всех главах приводятся новые научные данные и современные факты использования языка за пределами разговорной речи. Поэтому излагаемый материал будет не только по-прежнему полезен... (Подробнее)


Оглавление
top
Предисловие ко второму изданию
Введение
Глава 1.Место разговорной речи в функционально-стилевой дифференциации языка
 1.1.Стили языка
 1.2.Различия между стилями и культура речи
 1.3.Письменная и устная формы речи и их особенности
 1.4.Разговорная речь и нелитературные формы языка
Глава 2.Нормы разговорной речи
 2.1.Общая характеристика разговорной речи
 2.2.Фонетические нормы разговорной речи
 2.3.Лексические нормы и лексические особенности разговорной речи
 2.4.Морфологические нормы и особенности разговорной речи
 2.5.Синтаксические нормы и особенности разговорной речи
Глава 3.Ошибки в сочинениях учащихся, обусловленные влиянием разговорной речи
 3.1.Лексические ошибки
 3.2.Морфологические ошибки
 3.3.Синтаксические ошибки
Глава 4.Законы построения текста и их нарушения под влиянием разговорной речи
Глава 5.Речь учителя в школе и дома
Глава 6.Разговорные элементы в художественной литературе и публицистике
 6.1.Разговорные элементы в художественной литературе
 6.2.Разговорные элементы в публицистике
Заключение
Статьи разных лет
 Стилистика в свете типов речевой культуры
 Речевая культура и культура речи: сходства и различия понятий
 Сленг: его место в системе социальных и функциональных компонентов русского языка
 Тексты, текстоиды, дискурсы в зоне разговорной речи

Предисловие ко второму изданию
top

В 1996 г. книга вышла под названием "Что и зачем нужно знать учителю о русской разговорной речи" и была адресована преподавателю. Настоящее издание адресовано уже не только учителю и практически во всех главах дополнено новыми научными данными и современными фактами использования языка за пределами разговорной речи. Поэтому изменено название книги. Она по-прежнему полезна учителю русского языка и литературы, но не в меньшей степени способствует успеху в работе журналиста и вообще человека любой специальности, школьника, студента; нужна и домохозяйке в ее повседневной жизни.

Кроме того, в издание вошли 4 статьи автора, написанные и опубликованные первоначально в 1994–2007 гг. и имеющие прямое отношение к проблематике основного текста.

Выражаю глубокую благодарность своей дочери Татьяне Николаевне Сиротининой – моей опоре в жизни и работе. Без ее постоянной помощи в работе с компьютером не состоялась бы доработка этой книги и ее подготовка к изданию, не было бы и моих статей за последние 5 лет.


Введение
top

Язык играет огромную роль в жизни людей: на нем мы общаемся и дома, и на работе, благодаря ему получаем информацию о мире, стране, нужных товарах. Человек не только разумное, но и говорящее существо.

Государственным языком России является русский, но не во всех своих разновидностях (диалекты, просторечие, жаргоны), а только литературный язык, в свою очередь дифференцирующийся на целую систему функциональных разновидностей. Пожалуй, одной из важнейших в жизни каждого человека является разговорная речь. Не каждый пишет научные статьи и законы, не каждый читает лекции или проповеди, работает на радио, телевидении или в газете, но каждый ежедневно общается и в семье, и с коллегами по работе, и на улице, в транспорте, с соседями и пользуется при этом разговорной речью.

Разговорная речь играет очень большую роль в жизни людей. Это та разновидность языка, которая используется повседневно в процессе неофициального общения.

Конечно, русские учащиеся владеют разговорной речью с детства. Казалось бы, их не нужно ей обучать, и поэтому, естественно, учебники основное внимание уделяют книжным стилям, с которыми дети знакомятся только уже в школе. Но это ограничение способствует выработке у школьников стремления говорить "не казенно", "не так, как на уроке", т. е. фактически на жаргоне, подчеркнуто грубо, с использованием подчас непечатных выражений, или, наоборот, стремления говорить так, как их учат, т. е. книжно, вычурно. И то и другое обедняет язык, портит его. Успешная работа по развитию речи невозможна без знания особенностей разговорной речи не только потому, что, развивать надо и разговорную речь школьников, но, прежде всего, потому, что, не зная особенностей разговорной речи, невозможно бороться с разговорными ошибками в устной и письменной речи школьников, а эти ошибки, как показал анализ, составляют более 1/3 всех речевых ошибок и недочетов не только у школьников, но и у выросших из них специалистов. В последние десятилетия появилось много исследований, монографий, статей, посвященных проблеме разговорной речи. Но все еще нет доступных учителю-словеснику пособий, помогающих четко представить ее специфику, ее характерные черты, закономерности. Конечно, о разговорной речи есть некоторые сведения в пособиях по стилистике, в том числе и адресованных учителям (многие из них названы в процессе дальнейшего изложения). В пособиях по стилистике не обращается внимание на ошибки в письменной и устной речи учащихся, которые обусловлены особенностями разговорной речи. Вместе с тем ошибки, отражающие специфику разговорной речи, являются следствием того, что учащиеся, прежде всего, младших классов, фактически владеют лишь одной разновидностью литературного языка – разговорной речью. Конечно, возможны и случае невладения литературным языком вообще: школьники, да и взрослые могут говорить только на диалекте или пользоваться просторечием, жаргоном. Учитывая все сказанное выше, учитель, в особенности словесник, в своей повседневной работе по развитию речи учащихся должен четко представлять, в чем заключается своеобразие разговорной речи, каковы ее закономерности. Тогда учитель сможет опираться на эти сведения, а подчас и отталкиваться от того, что свойственно только разговорной речи. Затруднения испытывают не только дети и их учителя.

Такие же затруднения нередко испытывают даже журналисты, пытаясь говорить и писать "не казенно". Особенно много ошибок в сторону неправильно понятой разговорности совершалось ими в конце ХХ в. А поскольку их речь воспринималась как образцовая, на нее ориентировалось население, возникло не только огрубление и засорение русской речи, но даже возникла угроза порчи русского языка (см., например: Кронгауз М. Русский язык на грани нервного срыва. М., 2008; Сиротинина О. Б. От кого зависит судьба русского языка // Русская речь. 2007. N 1).

С первого года жизни ребенок слышит вокруг себя разговорную речь, овладевая постепенно языком через ее посредство. Однако разговорная речь еще не весь язык. Именно это отметил еще в 1836 г. А. С. Пушкин в статье "Письмо к издателю": "Писать единственно языком разговорным – значит, не знать языка" (Пушкин А. С. Полн. собр. соч.: В 10 т. М., 1958. Т. VII. С. 479).

Придя в школу, ребенок попадает в сферу действия иных разновидностей литературного языка, не разговорных. Требования нормированной речи, предъявляемые учителем, подчас ставят ребенка в тупик: почему нельзя глотать концы слов и фраз? Почему надо давать полные ответы на поставленные вопросы? Нередко эти непонятные для ребенка требования настраивают его против школы, против учителя, который "ко всему придирается", против уроков русского языка, на которых заставляют говорить не так, как все говорят в обыденной жизни.

Конечно, требования учителя справедливы, но непонятны школьнику, так как ничем не аргументированы.

В настоящее время издано много книг и собственно научных, и учебно-методических, не говоря уже о множестве статей, посвященных культуре речи, в том числе "Чтобы Вас понимали: Культура русской речи – речевая культура человека" (М.: URSS, 2009), и все же нужда в данной книге, рассматривающей, прежде всего, разговорную речь в ее отличиях от других разновидностей литературного языка, остается. Первоначально книга была адресована учителям русского языка и отсылала к страницам школьных учебников. В новом издании ее адресатами являются все люди, пользующиеся литературным языком или хотя бы стремящиеся к этому. Она должна помочь не только учителю, школьнику, но и любому взрослому.

Сложность работы учителя-словесника заключается в том, что в повседневном общении разговорная речь закономерна и нормативна. Она широко используется и для того, чтобы создать впечатление беседы, устного общения персонажей художественного произведения. Разговорная речь – одна из функциональных разновидностей литературного языка – обязательна в истинной речевой культуре для повседневного общения, но она не годится ни для выступления на собрании, ни для ответа в классе, ни тем более для общения с отсутствующим адресатом речи, т. е. невозможна в письменной форме, на радио и телевидении.

В начале книги говорится о месте разговорной речи в литературном языке, о границах ее использования. Затем представлены отличия литературной разговорной речи от нелитературных форм языка. В следующей главе рассмотрены нормы разговорной речи, описаны особенности разговорной речи, те ее свойства, которые уместны и даже неизбежны в разговоре друзей, родных, людей, объединенных общностью ситуации, но неприемлемы в официальной устной и любой письменной речи. Знания этих свойств разговорной речи необходимы учителю для понимания причин неудачных построений и оборотов, допускаемых учащимися в устной и письменной речи, не менее необходимы и тем, кто вынужден говорить официально, что-либо писать. В последующем изложении показаны типичные ошибки, возникающие под влиянием разговорной речи на письменную и устную монологическую речь. Читатель получит также сведения о типичных особенностях разговорной речи и материал живой разговорной речи культурных людей, что поможет ему развивать речь детей и свою речь, не делая ее излишне книжной.

Специальная глава посвящена законам построения текста и их характерным нарушениям под влиянием разговорной речи. В одной из глав проанализирована речь учителя на уроке и в бытовой обстановке и, наконец, в последней главе показана роль разговорных элементов в художественной литературе и публицистике. В конце книги добавлены статьи автора, в какой-то мере дающие представление о современных решениях тех или иных вопросов культуры речи, не возникавших в то время, когда эта книга была написана.

Особенностью данного пособия является также и то, что в него включены помимо теоретических материалов, примеров разговорной речи образцы текстов различных стилей устной и письменной речи, которые могут быть использованы учителем на уроках, могут стать дополнительным материалом при организации заданий для самостоятельной работы учащихся. Помимо этого, учитель найдет в пособии образцы упражнений, заданий, помогающих учащимся и читателям этой книги уяснить характерные особенности русской разговорной речи. По этим образцам учитель сам сможет создать свои упражнения, дополнив тем самым материалы учебника. Выполнившему предложенные упражнения читателю будет легче строить свою монологическую речь.

При работе над пособием автор использовал материалы магнитофонных записей устной речи из фонда кафедры русского языка и речевой коммуникации Саратовского государственного университета, а также опубликованные в книге "Русская разговорная речь. Тексты" (М., 1978).


Об авторе
top
photoСиротинина Ольга Борисовна
Доктор филологических наук, профессор, руководитель Саратовской школы изучения функционирования русского языка. Окончила филологический факультет Саратовского государственного университета (1945) и аспирантуру. В 1949 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Говоры Духовницкого района Саратовской области», в 1966 г. — докторскую диссертацию. С 1948 г. работает в Саратовском университете на кафедре русского языка и речевой коммуникации. В 1995–2003 гг. О. Б. Сиротинина была членом Совета по русскому языку при Президенте/Правительстве РФ. В 1999 г. ей было присвоено звание «Заслуженный деятель науки РФ». Автор более 400 научных работ. Область научных интересов: синтаксис русского языка, функциональные стили и формы речи, речь в СМИ и современные проблемы речевой культуры.