URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Постовалова В.И. Наука о языке в свете идеала цельного знания: В поисках интегральных парадигм Обложка Постовалова В.И. Наука о языке в свете идеала цельного знания: В поисках интегральных парадигм
Id: 285856
738 р.

Наука о языке в свете идеала цельного знания:
В поисках интегральных парадигм. №24. Изд. стереотип.

2022. 272 с.
Типографская бумага

Аннотация

В настоящей книге объединены исследования автора разных лет, в которых предпринимается попытка рассмотреть науку о языке сквозь интерпретационную призму идеала цельного (единого, всеобщего) знания, в контексте метамоделирования интегративных процессов в современной культуре и разработки интегральных парадигм в гуманитарном познании.

В работе содержится три части. В первой части дается эпистемологическая характеристика... (Подробнее)


Оглавление
top
Оглавление3
От автора7
Часть I Лингвистическое познание в аспекте идеала цельного знания11
Глава первая Идеал цельного знания в познании, культуре и жизнетворчестве11
1.1. Идеал цельного знания в контексте формирования антропологии цельности11
1.2. Программа цельного знания школы Всеединства: генетические истоки и установки18
Глава вторая Теоантропокосмическая парадигма представления лингвистической реальности в типологической перспективе30
2.1. Три подхода к постижению лингвистической реальности в гуманитарном познании30
2.2. Теоантропокосмическая парадигма изучения языка школы Всеединства37
2.2.1. Экзистенциальные истоки и начала парадигмы38
2.2.2. Основные принципы и онтологические представления теоантропокосмической парадигмы42
2.2.3. Типологический лик и варианты конструирования теоантропокосмической парадигмы49
2.2.4. О трагичности судьбы школы Всеединства53
Глава третья Принцип целостности в научном познании и формирование лингвистического знания58
3.1. Лингвистика в интегративно-дифференциальном пространстве человеческого познания58
3.2. Лингвистическое описание под знаком теоретико-методологического плюрализма69
3.2.1. Научное познание и принцип плюрализма69
3.2.2. Онтологический статус лингвистического описания75
3.2.3. Критерии оценки лингвистического описания в ситуации «выбора теории»78
3.2.4. Принцип плюрализма и проблема взаимопонимания в научной коммуникации лингвистов79
Часть II Идеал цельного знания в творческом осмыслении А. Ф. Лосева83
Глава первая Концепция цельного знания А. Ф. Лосева83
1.1. Программа цельного знания В. С. Соловьева в творческой судьбе А. Ф. Лосева83
1.2. Основные сферы духовной жизни человека в концепции цельного знания А. Ф. Лосева90
1.2.1. Религия в свете идеала цельного знания90
1.2.2. Философия в свете идеала цельного знания91
1.2.3. Наука в свете идеала цельного знания92
Глава вторая Трактат «Философия имени» А. Ф. Лосева как цельное знание97
2.1. Общие замечания97
2.2. Глубинные установки и концептуальное содержание трактата98
2.2.1. Основные планы рассмотрения. Имя и вещь99
2.2.2. Содержательный смысл трактата102
2.3. «Философия имени» и ее эпистемологический лик106
2.3.1. Философский план трактата107
2.3.2. Научно-эмпирический план трактата109
2.3.3. Богословско-религиозный план трактата111
2.4. «Философия имени» как цельная философия: резюме анализа118
Глава третья От «Философии имени» к учению об абсолютной диалектике и абсолютной мифологии121
3.1. Абсолютная мифология как универсальная религиозно-философская система: общие принципы и установки121
3.1.1. Эпистемологический статус учения и его методологический идеал121
3.1.2. Православные истоки учения об абсолютной мифологии и абсолютной диалектике А. Ф. Лосева: имяславие и исихазм126
3.2. Ономатодоксия А. Ф. Лосева как цельное знание и цельная жизнь132
3.2.1. Основные дефиниции и конструктивная модель132
3.2.2. Диалектика имени и молитвы в ономатодоксии А. Ф. Лосева136
3.3. «Диалектические тайны» реальности сквозь призму цельного знания А. Ф. Лосева140
Глава четвертая Концепция цельного знания и цельной жизни А. Ф. Лосева: pro et contra150
4.1. Идеал цельного знания и цельной жизни А. Ф. Лосева через горнило испытаний150
4.2. Творческий путь А. Ф. Лосева в контексте становления отечественной философской мысли и гуманитарного познания XX–XXI вв. 159
Часть III Наука о языке в интегративном пространстве современного познания и культуры168
Глава первая Интегративные процессы в культуре и гуманитарном познании170
1.1. О путях к обретению целостности человеческого духа и возможности взаимопонимания в культуре170
1.2. Основные стратегии и образы метасинтеза интегративных процессов в культуре173
1.2.1. Метасинтез как Служение173
1.2.2. Метасинтез как Всеединство175
1.2.3. Метасинтез как Встреча и Диалог177
1.2.4. Метасинтез как Гипертекст180
1.3. Опыты интегративного моделирования в современной науке о языке181
1.3.1. Интегративное метамоделирование историко-научных процессов181
1.3.2. Интегративное моделирование языка183
Глава вторая Теолингвистика, ее основания и пути формирования192
2.1. Теолингвистика в контексте становления миросозерцания и гуманитарного познания XX–XXI вв. 192
2.2. Теолингвистика: от замысла к воплощению196
2.2.1. Теолингвистика и ее эпистемологический лик196
2.2.2. Теолингвистика и предмет ее изучения199
2.3. Православно-христианская теолингвистика: основные идеи и принципы представления теолингвистической реальности201
2.4. Специфика и трудности теолингвистических исследований205
2.5. Теолингвистика и некоторые перспективы ее развития209
Глава третья Религиозные концепты в теолингвистическом представлении212
3.1. Концепт как антропологическая и теоантропологическая реальность212
3.2. Концепт в современном гуманитарном познании и его истолкование214
3.3. Восхождение к концепту в современной гуманитарной науке: пути и пределы221
3.4. Реконструкция религиозных концептов в теоконцептологии: общие принципы и образы представления225
3.5. Религиозный концепт как мистико-семиотический феномен и уровни его смысловой экспликации230
Заключение Некоторые итоги и перспективы240
Литература245
Примечания Первые публикации263

От автора
top
В настоящей книге объединены исследования автора разных лет, в которых предпринимается попытка рассмотреть современную науку о языке сквозь призму идеала цельного (единого, всеобщего, целокупного, интегративного) знания. Отблески этого идеала с его установкой на достижение единства и полноты в истолковании реальности в разное время и в разной мере освещали весь путь становления науки о языке и продолжают оказывать свое благотворное воздействие на формирование ее облика.

Возникает вопрос, что такое идеал цельного знания, какая роль этому идеалу (и более широко принципу целостности и интегративности) может быть отведена в рефлексивных процессах осмысления путей постижения лингвистической реальности и почему обращение к идеалу цельного знания в науке о языке является актуальным для нашего времени. В книге «Современные теории познания» американский философ Т. И. Хилл в начале шестидесятых годов прошлого столетия писал: «Хотя люди обычно приобретают знания без помощи специальных гносеологических исследований, тем не менее каждый раз, когда им приходится сталкиваться с противоположными методами познания, приближаться к границам познания или делать попытку соотнести друг с другом такие различные методы познания, как научный, этический, эстетический и религиозный, они бывают вынуждены пересматривать основные предпосылки и перспективы познания; и, по-видимому, такая переоценка будет происходить постоянно. Чем больше познание овладевает своими объектами, тем более разносторонний и сложный характер оно приобретает, а, следовательно, тем более настоятельным становится требование, чтобы время от времени познание устремлялось на самое себя с целью уяснить, откуда оно является, куда ведет» [Хилл 1965, 29].

Именно такая ситуация, о которой говорит Хилл, сложилась в конце XX – начале XXI в. в лингвистике, стоящей перед необходимостью осмысления своих предпосылок и перспектив для понимания процессов, происходящих в науке о языке. Характерную черту лингвистического мышления этого времени составляет установка на поиск интегральных парадигм познания и создание комплексных и синтетических дисциплин, направленных на изучение языка в тесной связи с фундаментальными сторонами человеческого бытия — миросозерцанием, сознанием, культурой и духовной жизнью человека.

Специфику современной гносеологической ситуации в науке о языке составляет быстрая смена лингвистических парадигм и как следствие постоянно изменяющийся образ языка [Степанов 1995], сосуществование множества различных видений языка и предощущение возможности существования множества потенциальных лингвистик. Для данного времени характерны активные интегративно-дифференциальные процессы внутри лингвистики и в культуре — построение, развертывание и проектирование новых дисциплин и направлений, а также интенсивные контакты лингвистики с другими областями знания и духовной деятельности человека.

Все это способствует необходимости снова и снова обращаться к вопросам о том, что же такое лингвистическое познание как таковое, в чем неповторимость современного этапа становления лингвистического знания. И, наконец, какое место это знание занимает в системе общечеловеческого знания, культуре, жизни человека и мира в современную информационную эпоху с ее все возрастающей тенденцией к глобализации. Выбор идеала цельного знания в качестве интерпретационной призмы для представления историко-научных процессов в лингвистике позволяет ответить на многие из этих вопросов.

Обращение к идеалу цельного знания позволяет обратить особое внимание на еще один момент, специфический для становления именно отечественной науки о языке — на встречу лингвистики с новой для нее теоантропокосмической парадигмой постижения языка, сознательно ориентирующейся на следование идеалу цельного знания. Эта парадигма изучения лингвистической реальности в единстве научного, философского и богословского планов рассмотрения лежит в основании религиозно-философской концепции языка школы Всеединства В. С. Соловьева, разрабатываемой в трудах П. А. Флоренского, С. Н. Булгакова, А. Ф. Лосева. Хотя данная концепция и формировалась в начале прошлого века , но силою исторических обстоятельств жизни она приходит в нашу культуру только, спустя более чем полвека.

В случае теоантропокосмической парадигмы школы Всеединства современное гуманитарное познание в полной мере приближается к тем границам познания, о которых говорит Хилл. Следуя идеалу цельного знания, лингвистика предстает как наука с развитой философией языка и сферой внутринаучной рефлексии, с одной стороны, и как наука, обращенная к конкретной эмпирике лингвистической реальности, с другой. Ведь по общим установкам программы цельного знания школы Всеединства В. С. Соловьева, наука в свете идеала цельного знания есть наука, возводимая к своим исходным первоначалам и тем самым избавляющаяся от узости своих познавательных горизонтов, с одной стороны. И — устремляющаяся к достижению самых последних степеней конкретности (в пределе к «слиянию с жизнью»), с другой.

Читатель, к которому через десятилетия приходят публикуемые впервые или ставшие библиографической редкостью работы начала прошлого века этой школы, живет в другую культурно-историческую эпоху. Но парадокс времени состоит в том, что отечественная культура, пройдя путь отречения от своих истоков и недавнего прошлого, вновь обращается к духовной и научно-философской тематике Серебряного века — эпохи творческого и жизненного воплощения идеала цельного знания. Точки исторического круга замыкаются, и начинает осуществляться встреча парадигм культуры начала XX в. и культуры конца XX и начала XXI в.

В работе содержится три части. В первой части дается эпистемологическая характеристика идеала цельного знания в контексте его связи с общим учением о человеке и научным познанием, а также проводится реконструкция теоантропокосмической парадигмы изучения языка, разрабатываемой в рамках программы цельного знания в отечественной школе Всеединства (П. А. Флоренский, С. Н. Булгаков, А. Ф. Лосев). Вторая часть книги посвящена осмыслению идеала цельного знания в творчестве А. Ф. Лосева, воплотившего основные установки данной программы в ее наиболее радикальной форме. В третьей части проводится анализ путей и принципов построения интегральных парадигм в современной лингвистике с позиций идеала цельного знания на материале формирования новых синтетических дисциплин в современном гуманитарном познании — теолингвистики и ее подраздела теоконцептологии, направленных на изучение взаимосвязи языка и религии в ее конфессиональном многообразии.

Современная теолингвистика, формирующаяся на стыке богословия (теологии), религиозной антропологии и лингвистики — «теолингвистики», многовариантна и многолика в своих воплощениях, которые различаются как истолкованием характера взаимосвязи языка и религии, так и пониманием предмета своего изучения. В качестве предмета изучения в теолингвистических исследованиях разного типа выступают религиозная коммуникация, религиозный язык, религиозный дискурс, а также homo loquens religiosus как особый тип языковой личности.

Теоантропокосмическая парадигма изучения языка школы Всеединства обретает в теолингвистике облик теолингвистической программы постижения лингвистической реальности. Рассматривая язык как живой, мистико-семиотический феномен, воспринимаемый духовным зрением и слухом живой веры изнутри конкретного конфессионального миросозерцания, теолингвистическая программа изучения языка открывает такие стороны языкотворческой деятельности человека, которые при других подходах ускользают от исследовательского внимания. Она возвращает науке о языке онтологическое видение и переживание языка как животворящей духовной силы и творчества.

Идеал цельного знания предполагает рассмотрение лингвистики в широком контексте культурно-исторических процессов становления человеческого познания. Мы хотели, чтобы в данной работе историко-рефлексивной направленности как можно чаще и яснее звучали голоса самих участников этого историко-культурного процесса, передающие неуловимую для аналитических рефлексий специфику духа времени, его неповторимую тональность. Поэтому в тексте много цитаций. Такой подход, по словам Ю. С. Степанова, предполагается, впрочем, самим историческим методом. В Предисловии к работе «В трехмерном пространстве языка», предваряющем аналитико-синтетическое описание лингвокультурологических парадигм (философий языка и поэтик), Степанов говорит: «Несколько слов о стиле. В книге много цитат: мы хотели, как того требует исторический метод, чтобы звучали голоса самих участников историко-культурного процесса — мыслителей и поэтов. Кто-нибудь может спросить: но где же голос автора? Это то же самое, что требовать голоса дирижера в опере среди солистов. Роль автора, как и роль дирижера, не в этом» [Степанов 1998, 179].

Особенно часто текст нашей книги будут сопровождать голоса С. Н. Булгакова, задающего камертон звучания идеала цельного знания в его умеренной тональности, и А. Ф. Лосева, воплощавшего (в первый период своего творчества) идеал цельного знания в его радикальной форме поиска всеобщей взаимосвязи. В единстве и напряженном противостоянии различных голосов культурно-исторического процесса гуманитарного познания в пространстве этих полюсов на фоне строгой мелодии святоотеческой антропологии цельности св. Григория Паламы и его последователей, — вся полнота жизни этого идеала в культуре, через призму которого мы будем пытаться улавливать контуры движения лингвистических процессов нашего времени.

Монография построена по принципу гипертекста в его широком истолковании как некоторого иерархически организованного текста, состоящего из отдельных малых текстов, рассматриваемых одновременно и в аспекте единства как самодостаточные тексты и в аспекте множества как смысловые моменты единого текста. В отдельных разделах работы в силу внутренней взаимосвязанности данных разделов встречаются некоторые концептуальные и текстовые пересечения, которые были сохранены, чтобы не разрушать логики и концептуального контекста развития соответствующих идей. И, кроме того, для того, чтобы отдельные разделы данной работы можно было бы читать независимо от других, рассматривая каждый из таких разделов в качестве своеобразного комментария к другим разделам, их смыслового источника или же их дальнейшего смыслового расширения.