Обложка Пилецкий С.Г. Каиново наследство, или Опыт изучения человеческой агрессивности: Анализ этологических, социобиологических и современных социально-гуманитарных концепций
Id: 285855
1099 руб.

Каиново наследство, или Опыт изучения человеческой агрессивности:
Анализ этологических, социобиологических и современных социально-гуманитарных концепций Изд. стереотип.

URSS. 2022. 480 с. ISBN 978-5-9519-3186-3.
Типографская бумага
  • Твердый переплет

Аннотация

Данная книга поднимает одну из «вечных» философских и экзистенциальных проблем --- проблему человеческой агрессивности. Человек издревле силился понять, отчего он таков. И мифология, и религия, и искусство, и самые различные направления философии пытались по-своему понять и объяснить исконную причину и высший, потаенный, смысл того, что мы называем человеческой агрессией. Автор этой монографии, безусловно, памятуя обо всем этом, все же ставит своей... (Подробнее)


Оглавление
От автора5
Глава I Психоанализ о роли и значении человеческой агрессивности9
1. Человеческая агрессия как проявление сил «Танатоса» в теории Зигмунда Фрейда9
2. Человеческая агрессия в рамках доктрины Карла-Густава Юнга об «архетипах коллективного бессознательного»31
3. Феномен агрессии в анализе Эрихом Фроммом форм человеческой деструктивности40
Глава II Этология о формах агрессивного поведения65
1. Предыстория, специфика и своеобразие гносеологического инструментария этологии как науки о поведении65
2. Сущность и значение концепции К. Лоренца об агрессивности91
3. Вклад работ Н. Тинбергена в анализ образцов агрессивного поведения115
4. Усовершенствование И. Эйбл-Эйбесфельдтом «импульс-разрядной модели» толкования человеческой агрессивности126
5. Феномен животной и человеческой агрессии в исследовательских разработках современных российских этологов155
6. Этология человека через призму философии марксизма184
Глава III Особенности гносеологической программы социобиологического исследования агрессивности животных и человека202
1. Естественнонаучные и методологические предпосылки социобиологического изучения образцов социального поведения202
2. Классическая социобиология как контрапункт этологического понимания сущности агрессии228
3. Теория генно-культурной коэволюции как содержательная новация в деле изучения человеческой агрессивности252
4. Классическая социобиология по изучению человека и социобиологическая теория генно-культурной коэволюции в свете марксистской теории275
Глава IV Проблематика агрессии человека в сфере современного социально-гуманитарного знания317
1. «Фрустрационная модель» объяснения человеческой агрессивности Дж. Долларда, Н. Миллера и др. 319
2. «Инструментальная модель» понимания агрессивности человека в контексте теории социального научения А. Бандуры328
3. «Комбинированная», или «синтетическая», модель понимания человеческой агрессивности Л. Берковица, Р. Бэрона и Д. Ричардсон351
4. Проблема человеческой агрессии в ракурсе разработок современной отечественной психологии372
5. Природа человеческой агрессии как принципиальная проблема социологии девиантного поведения399
6. Агрессивность человека как ключевой вопрос новой отрасли социально-гуманитарного знания – биополитики434
7. Феномен агрессии как ключевой элемент теории А. П. Назаретяна о нелинейном развитии Мегаистории445
Заключение461
Примечания466

От автора

Чрезвычайная актуальность темы обоснована всей историей рода человеческого. Века шли за веками, эпоха шла за эпохой, мирные эпизоды жизни чередовались с кровавыми, менялись правители, рушились империи, происходила даже смена целых общественно-экономических формаций, а проблема человеческой агрессивности и её сдерживания как была экзистенциально важна и остро значима, так остаётся и до сих пор. Без сомнения, она затрагивает самые основы нашего миробытия, самые глубины нашего эмоционально-психологического восприятия и нравственного осознания своего места в этом мире и своих взаимоотношений с другими представителями рода человеческого.

Невозможно представить себе сегодня такую газету, журнал или программу радио- или теленовостей, где не было бы ни одного сообщения о каком-либо акте агрессии или насилия. Статистика красноречиво свидетельствует о том, с какой частотой люди подвергают насилию, ранят и убивают друг друга, причиняют боль и страдания своим ближним. Спору нет, даже и в тех случаях, когда люди увечат и умерщвляют друг друга с помощью копий, луков и стрел, духовых ружей и другого примитивного оружия, их действия деструктивны и ведут зачастую к бессмысленным и ненужным страданиям. Однако подобные побоища, как правило, происходят на ограниченной территории и не представляют угрозы для человечества в целом. А вот применение современных, несравненно более мощных видов вооружения может привести, без всякого сомнения, к глобальной катастрофе. В настоящий момент имеется ряд государств, которые обладают арсеналом, могущим стереть с лица Земли всё живое. А ещё большее количество таит в себе планы присоединиться к этому «ядерному клубу». К тому же производство оружия массового уничтожения в наше время обходится не так уж дорого (скажем, химического, биологического и бактериологического) и не требует особых технологических познаний. И данное обстоятельство, с учётом международной напряжённости и превращения терроризма в глобальную проблему, существенным образом усугубляет ситуацию и трансформирует насущную потребность комплексного изучение человеческой агрессивности в задачу чрезвычайной важности.

В свете этих тенденций невозможно не признать, что насилие и конфликт относятся к числу наиболее серьезных тем, перед лицом которых сегодня оказалась человеческая цивилизация. Спрашивается, в каких ситуациях и почему люди действуют агрессивно, каковы источники, моторные механизмы и ключевые моменты стимульных ситуаций, высвобождающих потенциал агрессивности, а также какие меры необходимо принять для того, чтобы предотвратить или взять под контроль подобное деструктивное поведение? Эти и подобные им вопросы занимали лучшие умы человечества на протяжении многих веков и рассматривались с различных позиций – с точки зрения мифологии, религии, литературного творчества и философии. Однако только во второй половине XX столетия данная проблема стала предметом систематического научного исследования. В сущности, изучение этой темы часто порождало больше вопросов, чем ответов. Тем не менее, налицо несомненный прогресс, и сегодня мы уже кое-что знаем об истоках и природе человеческой агрессии, во всяком случае, гораздо больше, чем даже несколько десятилетий назад.

В обыденном языке слово «агрессия» означает множество разнообразных действий, которые нарушают физическую или психическую целостность другого человека (или группы людей), наносят ему материальный ущерб, препятствуют осуществлению его намерений, противодействуют его интересам или же ведут к его уничтожению. Такого рода антисоциальный оттенок заставляет относить к одной и той же категории столь различные явления, как детская ссора и войны, упрёки и убийство, наказание и бандитское нападение. Мотивационно-психологический анализ деятельности предполагает не только фенотипическую, но и генотипическую дифференциацию этих явлений. Однако когда речь идёт об агрессивных действиях, выяснение условий их совершения представляет собой особо сложную задачу. Как и в случае других социальных мотиваций, человек, совершая агрессивное действие, как правило, не просто реагирует на какую-либо особенность ситуации, но оказывается включённым в сложную предысторию развития событий, что заставляет его оценивать намерения других людей и последствия собственных поступков. Поскольку многие (хотя и не все) виды агрессивных действий подлежат к тому же регуляции моральными нормами и социальными санкциями, исследователю ещё приходится принимать в расчёт многообразные заторможенные и завуалированные формы агрессивного действия. В агрессивном поведении человек выражает свои чувства и мнения в грубой, угрожающей, нападающей, требовательной или враждебной манере. Он пренебрегает правами других или ущемляет их. Чувства и права другого человека, который является объектом агрессии, мало принимаются в расчёт или вовсе не принимаются. И зачастую человек, который ведёт себя агрессивно, допускает очень малую долю ответственности за последствия своих поступков.

Но это ещё не всё. Обнаружено, что люди значительно отличаются друг от друга по склонности к агрессии. Различия по степени агрессивности как онтогенетически устойчивой индивидуальной характеристики детерминированы не только внешними и внутренними условиями развития, но и некоторыми наследственными биологическими задатками. Каков соотносительный вклад генотипа и среды в вариативность проявления агрессивности у людей, какие именно гены и кодируемые ими белки влияют на межиндивидуальные различия в склонности к агрессии, какие психологические механизмы могут опосредовать такое влияние – эти и некоторые другие вопросы, касающиеся источников агрессивности и её места в структуре индивидуальности, также являются архиважными в раскрытии сущности человеческой агрессии.

При этом стоит помнить, что изучение человеческой агрессивности имеет давнюю историю. При этом всё многообразие, вариативность спектра постулатов, мнений и мировоззренческих позиций можно условно приурочить к двум полюсам, к двум принципиально разным подходам: религиозно-мифологическому и сциентистскому. Первый представлен целой гаммой легенд, мифов, сказаний, религиозных догм, в эпической форме повествующих, поясняющих, что с момента своего сотворения миром правят две космические силы, два космических начала – тёмное и светлое, злое и доброе, деструктивное и конструктивное. Более того, сама человеческая душа – арена противостояния, поле битвы этих двух противоположных сил, этих двух противоположных начал. Кстати говоря, христианство так же позиционирует, постулирует, что всякий человек таков именно потому, что господствует, что доминирует, что превалирует в его душе – светлое или тёмное, божеское или бесовское, другими словами, кто одолевает, кто выигрывает в этом конкретном, частном, бое – Бог или Сатана. А по большому счёту, это никакое и не изучение, это, скорее, некое нравоучительное повествование, «дидактическое» сказание, имеющее целью в поэтически-аллегорической форме растолковать страждущему причину его душевных невзгод. Не без привнесения должной эстетики, надо признать.

Действительные исследования человеческой агрессивности проистекают из целого сонма биологических теорий, от ламаркизма и дарвинизма до современной генетики человека. Действительность здесь подразумевает научность. Упор в них делается, во-первых, на вскрытии и причинном объяснении эволюционной генеалогии агрессивного поведения и, во-вто¬рых, на изучении гормонально-генетической «подкладки» тех поведенческих образцов, что принято относить к агрессии. Ясно, что если мы утверждаем, что вид Homo sapiens – хоть и «венец» творения Природы, но всё же лишь одно из звеньев в общей эволюционной цепи животных видов, то тем самым мы обязываем себя выискивать и скрупулёзно исследовать именно те эволюционно-адаптивные механизмы и образцы индивидуального и коллективного поведения, которые либо повышают степень и уровень индивидуального и популяционного выживания и воспроизводства, либо, напротив, их понижают. А раз образцы агрессивного поведения демонстрируют все животные виды, включая и Homo sapiens, то, с одной стороны, это означает, что агрессия имеет свою эволюционно-биологичес¬кую значимость, а, следовательно, и оправдание, и, с другой стороны, значит, что есть человеческая родословная и человеческая топограмма агрессивности, чрезвычайно важные в плане самопознания, в плане упорядочивания социальной организации и в плане выстраивания межличностных отношений.

Таким образом, поскольку уже в самом названии книги ясно позиционируется ориентация не на умозрение, а именно на изучение агрессивности, а противоположностью умозрительного рассмотрения – не трудно догадаться – выступает эмпирическое описание и объяснение, то следует указать четырёх основных адептов приверженности данного подхода и, соответственно, четыре основных адресата нашего исследовательского интереса. Это психоанализ, этология, социобиология и различные отрасли социально-гуманитарного знания. Именно разбор психоанализа, этологии, социобиологии и социально-гуманитарных дисциплин как наиболее значительных и результативных попыток реализации сциентистской парадигмы по изучению феномена агрессивности заключает в себе не только немалый мировоззренческий и методологический интерес со стороны философии, но и несёт собой изрядную долю эвристики в деле претворения в жизнь легендарного сократовского гносеологического кредо: «Познай самого себя!»


Об авторе
Пилецкий Сергей Григорьевич
Кандидат философских наук, специалист по философским проблемам биологии, философской антропологии и социальной философии. Окончил философский факультет МГУ имени М. В. Ломоносова и факультетскую очную аспирантуру. В данное время работает на кафедре философии Ярославского государственного медицинского университета в должности доцента. Автор таких книг, как "О мести и ее месте в жизни человеческой" (2008), "Третий Рим, или Ностальгия по будущему" (2009), "Дюжина дум о недюжинном" (2010), "По ту сторону зеркала" (2011), "Парадигма мести и возмездия в европейской цивилизации" (в двух частях; 2011), "Тема мести и возмездия в европейской философии" (2012), "Проблема мести и возмездия в русской религиозной философии" (2012).