|
|
ПРЕДИСЛОВИЕ РЕДАКТОРА (к первому изданию) | V
|
ПРЕДИСЛОВИЕ | 3
|
ЕСТЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ СУЕВЕРИЯ ИЛИ КАРТИНА СЛЕДСТВИЙ, ВЫЗВАННЫХ НА ЗЕМЛЕ РЕЛИГИОЗНЫМИ ВОЗЗРЕНИЯМИ | 9
|
Глава I. Происхождение суеверия; в основе его всегда лежал страх | 9
|
Глава II. О различных религиях; среди них не может быть истинной.— Об откровениях | 21
|
Глава III. Все религии дают нам одинаково противоречивые и зловещие представления о божестве. — Об идолопоклонстве. — О политеизме и монотеизме, или о догме единобожия | 29
|
Глава IV. О священстве | 42
|
Глава V. О теократии, или правительстве духовенства | 51
|
Глава VI. Союз тирании и суеверия | 70
|
Глава VII. О развращении нравов и о предрассудках, вводимых деспотизмом и суеверием | 83
|
Глава VIII. О религиозных войнах и преследованиях | 95
|
Глава IX. О терпимости; она не совместима с основными принципами всякой религии | 104
|
Глава X. О влиянии религии на мораль; религия не может служить основой морали | 131
|
Глава XI. О ложном религиозном долге, о религиозных обрядах и мнимых религиозных добродетелях. — Пагубность отпущения грехов | 146
|
Глава XII. Продолжение. — О фанатических подвижниках суеверия | 156
|
Глава XIII. Суеверие противоречит истинным представлениям о добродетели, спутывает их и уничтожает. —Естественные принципы морали | 166
|
Глава XIV. О влиянии религии на счастье индивидуума: она делает человека крайне несчастным | 184
|
Глава XV. О невозможности исправить суеверие и бесполезности попыток реформировать религию. — О действительных лекарствах против суеверия | 193
|
Это сочинение, одно из самых глубоких и сильных из всего напечатанного о религии, появилось в Англии: в 1709 г. в одном; томе in 8° без имени автора; однако в нем признали манеру и принципы Джона Тренчерда, выдвинувшегося в партии вигов «своей просвещенностью, честностью, а главным образом своим горячим рвением к свободе. Он опубликовал ряд произведений, написанных им совместно с знаменитым Томасом Гордоном; из них наиболее известны «Письма Катана» в 4 томах in 4° и «Независимый виг» в 2 томах in 12 . В них можно во всяком случае найти часть тех идей, которые содержатся в предлагаемой работе; но в последней автор выступает более открыто. Впрочем все его произведения одинаково проникнуты стремлением к общественному благу и сильнейшей ненавистью к религиозной политической тирании.
Этот гражданин-философ, выдающийся не столь своим происхождением и богатством, сколь своими талантами и добродетелями, был членом парламента от города Таунтона и в этой роли с пользой послужил своему отечеству. Он умер в 1723 г. в возрасте 55 лет. См. приложение к словарю Бейля, статью «Тренчерд».
Гольбах Поль Анри Выдающийся французский философ, энциклопедист, просветитель. Родился в Германии, в семье торговца. Изучал химию в Лейденском университете. Унаследовав от дяди баронский титул и крупное состояние, обосновался в Париже и посвятил свою жизнь философии и науке. Его дом стал одним из виднейших во Франции салонов, местом регулярных философских дискуссий между энциклопедистами; его посещали Дени Дидро, Жан д’Аламбер, Жорж Бюффон, Клод Гельвеций, Жан-Жак Руссо, Адам Смит, Дэвид Юм, Эдуард Гиббон и другие. П. Гольбах был деятельным сотрудником «Энциклопедии» Д. Дидро и Ж. д’Аламбера; им были написаны многие статьи по вопросам политики, религии, естествознания, общественной морали и др. Иностранный член Берлинской (с 1752 г.) и Мангеймской (c 1766 г.) академий. В 1780 г. был единогласно избран почетным иностранным членом Петербургской академии наук.
Поль Гольбах — автор многочисленных атеистических произведений, в которых критиковалась как религия вообще, так и имеющие к ней отношение люди. Широкую известность получили его труды «Разоблаченное христианство» (1761), «Карманное богословие» (1766), «Священная зараза» (1768), «Письма к Евгении» (1768), «Галерея святых» (1770), «Здравый смысл» (1772) и др. Наиболее известное сочинение «Система природы, или О законах мира физического и мира духовного» вышло в свет в 1770 г.; современники называли эту книгу «Библией материализма». Книги П. Гольбаха были осуждены парижским парламентом и приговорены к сожжению, а Римско-католическая церковь включила их в «Индекс запрещенных книг». Но самому автору удалось избежать преследований; его труды издавались за пределами Франции под вымышленными именами и с указанием ложного места издания. П. Гольбах также переводил на французский язык и издавал сочинения философов Лукреция, Томаса Гоббса, Джона Толанда, Энтони Коллинза, труды немецких и шведских ученых.
|
|
|
|