Метод историзма — один из традиционных методов географической науки, который применяется едва ли не со времени ее зарождения. «История есть география во времени, география — история в пространстве», — писал еще в XIX в. знаменитый французский географ Элизе Реклю. В середине XX в. известный географ и методист А. С. Барков назвал географию и историю родными сестрами. А основоположник отечественной экономической и социальной географии Н. Н. Баранский, развивая идеи исторического подхода, отмечал: «Для понимания географии настоящего сплошь и рядом оказывается необходимым знание географии прошлого». В работах самого Н. Н. Баранского, а также представителей его школы (И. А. Витвер, Ю. Г. Саушкин, И. М. Маергойз) мы находим яркие образцы применения такого подхода как в теоретических, так и в конкретных социально-экономических исследованиях. Исторические очерки населения и хозяйства занимают видное место в большинстве страноведческих исследований. Имеются, хотя и не в столь большом количестве, и специальные работы по исторической географии, написанные как историками, так и географами. Казалось бы, что необходимый научный задел для внедрения курсов исторической географии в вузовское преподавание у нас есть. Однако в действительности ситуация не такая простая. Хорошо известно, что первый полный историко-географический курс для Московского университета был создан еще в середине 40-х годов видным представителем университетской экономико-географической школы И. А. Витвером. После того как в 1963 г. вышла в свет его книга «Историко-географическое введение в экономическую географию зарубежных стран», преподавание этого курса смогли ввести в свои учебные планы и многие другие университеты. Но в настоящее время книга И. А. Витвера стала библиографической редкостью, а другие пособия подобного рода практически отсутствуют. Поэтому типовой учебный план географических факультетов такого историко-географического курса давно уже не содержит. Даже в МГУ он читается выборочно и в сокращенном виде. Тревогу вызывает и положение на географических факультетах педагогических университетов и институтов. Самостоятельного курса историко-географического введения в их учебных планах никогда не было. Обычно соответствующий материал включался в виде небольшого (3–4 лекции) раздела в общий курс экономической географии зарубежных стран, но и это имело место далеко не всюду. С введением несколько лет назад нового курса «Общая экономическая и социальная география» этот раздел был расширен до 6 лекций. Однако нет никакой уверенности в том, что такое расширение было осуществлено во всех шестидесяти с лишним педвузах России, где ведется подготовка географов. С одной стороны, в связи с общей недооценкой историко-географического образования будущих учителей географии, а с другой — по причине полного отсутствия какой-либо учебной литературы. Например, на географическом факультете столичного МПГУ упоминавшееся учебное пособие И. А. Витвера сохранилось в одном экземпляре. В результате студенты-географы как университетов, так и педагогических университетов и институтов получают совершенно недостаточные знания в области исторической географии. Опыт показывает, что отсутствие общего систематического курса не может быть возмещено историческими разделами страноведческих и региональных характеристик. Это приводит к массовой исторической малограмотности и даже безграмотности учителей географии. И не случайно при необходимости вести в школе два предмета они почти никогда не выбирают в качестве второго из них историю. Такое положение отрицательно сказывается на преподавании школьной географии и, следовательно, снижает общий уровень географической культуры молодого поколения. В первую очередь это относится к курсам экономической и социальной географии, представляющим гуманитарное крыло школьной географии. А это именно те курсы, которые преподаются в старшем звене общеобразовательной школы. Все эти обстоятельства объясняют замысел данной учебной книги «Историческая география мира», предназначенной прежде всего для студентов географических факультетов. Самая общая ее задача — показать историю формирования современной политической карты мира, современного мирового хозяйства, современного населения мира, включая его рост, движение, структуру, материальную и духовную культуру. По степени охвата избранной темы она шире упомянутой книги И. А. Витвера, которая начиналась с периода Великих географических открытий и к тому же представляла собой историко-географическое введение только в экономическую географию зарубежного мира. По структуре преподнесения материала «Историческая география мира» задумана как учебная книга с соответственно четкой внутренней рубрикацией и соблюдением необходимых внутренних пропорций. В то же время по своему жанру она стоит ближе к научно-популярным изданиям. Это подразумевает широкое использование различного рода описаний и интересных фактов, опору на художественную литературу, всемерное «очеловечивание» учебного материала, что в конечном счете отражает кредо автора, которое можно выразить словами: «Учиться должно быть интересно!» Автор надеется, что настоящее учебное пособие поможет восполнить пробел в гуманитарной подготовке географов широкого профиля и учителей географии и тем самым будет способствовать гуманитаризации российской системы образования. Академик РАО В. П. Максаковский
Историческая география, как показывает само ее название, находится на стыке истории и географии, образуя своего рода мост между ними. На начальном этапе дифференциации научных знаний и историк, и географ нередко совмещались в одном лице. Яркий пример такого рода — В. Н. Татищев, который по праву считается основоположником отечественной «Исторической географии». Но в нашу эпоху специалисты в области исторической географии (может быть, за исключением лишь Л. Н. Гумилева) по образованию и профилю работы обычно являются либо историками, либо географами, что находит определенное отражение и в их подходах. В исторической науке исторической географии обычно отводится роль вспомогательной дисциплины, наряду с геральдикой, нумизматикой и др. В качестве именно такой дисциплины она и читается на исторических факультетах. Тем не менее историческая география привлекала и продолжает привлекать внимание ряда видных историков. Среди них в первую очередь следует назвать В. К. Яцунского, труды которого в этой области широко известны. И все же подобная классификация явно принижает роль второй «материнской науки» — географии. Тем более что в системе географических наук историческую географию обычно относят не к вспомогательным, а к пограничным дисциплинам, сформировавшимся на стыке географии и истории. Географическая наука также выдвинула ряд крупных специалистов в этой области, среди которых можно выделить И. А. Витвера, Л. И. Иофа, B. C. Жекулина. Общеизвестно, что в нашу эпоху пограничные науки развиваются, как правило, особенно быстро. Но об исторической географии сказать так, по-видимому, нельзя: и по количеству специалистов, и по числу публикаций она сильно отстает от большинства других стыковых дисциплин. Возможно, этим объясняется и то, что многие принципиальные вопросы, с нею связанные, до сих пор не нашли еще полного разрешения. Например, пока еще не сформулировано общепринятое определение этой науки. В «Географическом энциклопедическом словаре» (1988) говорится о том, что историческая география исследует географию и географические проблемы прошлых эпох (по-видимому, здесь имеется в виду историческое прошлое, поскольку доисторическое изучается палеогеографией) и что она подразделяется на несколько направлений. В общем это определение совпадает с тем, которое дал в своей книге И. А. Витвер: «Историческая география изучает конкретную географию прошлого и ее изменения на разных исторических этапах». Есть также ряд определений, данных в разное время В. К. Яцунским и другими учеными. Если принять их за основу и одновременно несколько трансформировать, то, как нам представляется, в исторической географии можно выделить следующие восемь направлений: 1. Историческая физическая география (историческое землеведение), которая изучает общие вопросы развития и изменения географической среды за историческое время. 2. Историческая политическая география, которая изучает политическую карту, границы государств и государственный строй прошлых эпох. 3. Историческая география населения, которая изучает его демографические, этнические, религиозные особенности, а также вопросы, связанные с его размещением и миграциями на разных этапах исторического развития. 4. Историческая социальная география, которая изучает социальный состав общества, взаимоотношение разных общественных слоев и классов, смену общественных формаций на протяжении исторического прошлого. 5. Историческая экономическая география, которая изучает последовательный ход развития производства в целом и отдельных его отраслей, а также изменения в их пространственной структуре. 6. Историческая культурная география, которая изучает историко-географические аспекты развития материальной и духовной культуры. 7. Историческая география взаимодействия общества и природы, которая изучает прямые и обратные связи между социально-экономическим развитием и окружающей природной средой и их влияние на формирование антропогенных ландшафтов разных типов. 8. Историко-географическое страноведение, которое изучает перечисленные выше вопросы в преломлении к отдельным территориям. Анализ научного географического наследия свидетельствует о том, что те или иные из этих подходов нашли широкое отражение в трудах таких крупных ученых-географов второй половины XIX–XX в., как В. В. Докучаев, А. И. Воейков, Д. Н. Анучин, Н. И. Вавилов, Л. С. Берг, А. А. Григорьев, Н. Н. Баранский, С. В. Калесник, И. П. Герасимов. Это же относится и к целому ряду ученых нынешнего поколения. Необходимо также отметить, что к исторической географии вплотную примыкают работы в области истории географической мысли, принадлежащие перу А. Г. Исаченко, А. Б. Дитмара, А. И. Соловьева, Ю. Г. Саушкина, В. А. Анучина, В. А. Есакова, Н. К. Мукитанова и многих других авторов, а также обширнейшая литература по истории географических открытий. Здесь же вполне уместно упомянуть и работы по экономической истории (Ф. Я. Полянский, В. А. Жамин, В. Т. Чунтулов, В. Е. Мотылев и др.) и по истории техники (B. C. Виргинский, В. А. Кириллин). Естественно, что весь этот солидный научный арсенал может и должен быть использован для изучения исторической географии мира и в наши дни. Однако нельзя не учитывать и того, что в самые последние годы как в науке, так и в вузовском и школьном преподавании истории произошла радикальная переоценка ценностей, поистине «смена вех», которая не может не отразиться и на исторической географии. В значительной мере такая переоценка касается исторической периодизации, в основу которой, как хорошо известно, положено выделение четырех исторических эпох: древнего мира, средних веков, нового и новейшего времени. Хотя все эти эпохи продолжают оставаться «на вооружении» и науки и образования, их хронологические рамки подверглись некоторому пересмотру. Но главное даже не в этом, а в изменении самого сущностного подхода к их характеристике. До недавнего времени во всей нашей литературе по истории и, соответственно, по исторической географии был принят как единственно правильный так называемый формационный подход. Он непосредственно вытекал из марксистского учения об исторической преемственности развития «по вертикали» рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической (социалистической) общественно-экономических формаций, которым предшествовал длительный период, получивший название доисторического. Такой подход создавал немало трудностей, в том числе и для исторической географии, поскольку подобную формационную модель, разработанную в основном на примере Европы, было не так просто перенести на почву других крупных регионов Земли, имевших совсем другие, пользуясь выражением Ф. Энгельса, «межевые знаки». В самые последние годы в нашей исторической науке на смену формационному пришел цивилизационный подход, который, кстати говоря, всегда преобладал на Западе. Его стержнем стало появившееся еще в начале нового времени понятие «цивилизация», трактуемое как некая культурная целостность, вобравшая в себя представления о развитии человеческой личности и разума, о гражданском обществе, о прогрессе науки и производства, о росте благосостояния людей. Можно утверждать, что в новое и новейшее время сложилась теория цивилизаций, которая нашла выражение в работах русского публициста и социолога Н. Я. Данилевского, немецкого социолога А. Вебера, немецкого философа О. Шпенглера, английского историка и социолога А. Тойнби, французского историка Ф. Броделя и ряда других ученых. Некоторые из них вслед за О. Шпенглером выделяют в истории человечества постепенную смену лишь двух основных фаз развития — варварства и цивилизации. По мнению же большинства других, всемирно-исторический процесс представляет собой последовательную смену нескольких мировых цивилизаций. Но с позиций исторической географии особенно важно то, что на любом из прошедших этапов человеческая цивилизация — как культурная целостность и общность мегаэтнического типа — по существу представляла собой совокупность многих цивилизаций. Так, с давних времен основной водораздел проходил между цивилизацией Запада (или европейской) и цивилизацией Востока, каждая из которых имеет свое «лицо». Не случайно Запад иногда называют миром модернизации, а Восток — миром традиционности. Но и Запад и Восток в свою очередь подразделяются на целый ряд региональных, субрегиональных и даже еще менее крупных цивилизаций. Например, среди древних цивилизаций различались цивилизации Древнего Египта, Месопотамии, Индии, Китая. Несмотря на ряд сходных черт, определенные различия существовали между цивилизациями Древней Греции и Древнего Рима. Еще большее разнообразие цивилизаций возникло в средние века и в новое время. Их появление было связано с различиями в условиях жизни, формирования национального характера, ценностных ориентации. В свою очередь мощной духовной силой, повлиявшей на все эти стороны жизни или менталитет народов, стала их религиозная принадлежность — прежде всего к христианству или восточным религиям. Некоторые исследователи даже особо подчеркивают, что именно христианство послужило исходным пунктом западной (европейской) цивилизации. Об этом историческом многообразии не раз писали отечественные ученые. Л. Н. Гумилев в качестве одного из важнейших свойств человечества называл его мозаичность, которую определяют различия между народами (этносами), в свою очередь связанные с различиями пространства и времени. Академик Н. Н. Моисеев в качестве примера исторического разнообразия привел пример цивилизации Востока, которая в действительности включает непохожие друг на друга мусульманскую, индийскую, китайскую и японскую цивилизации. Подобный же подход доминирует и на Западе. Например, Арнольд Тойнби выделяет 21 цивилизацию, которые занимают 16 регионов. На существенные различия в пределах единой человеческой цивилизации обращает внимание и современный американский политолог С. Хантингтон, подразделяющий человечество на восемь главных цивилизаций. Основной принцип его расчленения — религиозный, согласно которому он выделяет христианско-католическую (западную), христианско-православную, исламскую, индуистскую, конфуцианскую, японскую цивилизации. Еще две цивилизации (африканская и латиноамериканская) выделяются им по географическому признаку. В свою очередь западная цивилизация включает в себя европейскую и североамериканскую, а исламская — арабскую, тюркскую и малайскую. Нетрудно заметить, что, по С. Хантингтону, одна цивилизация может охватывать целый ряд государств (Западной Европы, Латинской Америки, арабского Востока), но может и ограничиваться пределами одной страны (Япония). Что же касается самой таксономии цивилизационных районов и регионов, то и в отечественной и в западной литературе их именуют то культурными или социокультурными регионами, то интегральными культурными пространствами, то регионами цивилизации. Известные этнографы Н. Н. Чебоксаров и Б. В. Андрианов обосновали выделение хозяйственно-культурных типов и историко-культурных областей. Недавно В.-Р. Л. Крищунасом (Московский университет) была предложена сетка геоисторических регионов мира, включающая 38 единиц районирования. А по Л. Н. Гумилеву, крупнейшей после человечества в целом таксономической единицей служит суперэтнос, в свою очередь подразделяющийся на этносы. В настоящей работе в качестве структурной основы принято деление всемирно-исторического процесса на четыре упомянутых главных эпохи. При характеристике каждой из них применяются и цивилизационный и формационный подходы. В свою очередь такая характеристика имеет относительно унифицированную структуру, состоящую из общей и региональной характеристик. Региональная характеристика, главная по значению и объему, включает следующие типовые разделы: 1) расширение ойкумены региона, 2) политическая карта и государственный строй, 3) экономическое развитие, 4) население как главная производительная сила, 5) материальная культура, включая технику, строительство и архитектуру, 6) духовная культура, включая просвещение, науку, искусство, мораль, религию, 7) экономические связи и географическое разделение труда. Данное пособие состоит из пяти частей: первая посвящена Древнему миру, вторая — средним векам, третья — раннему новому времени, четвертая — Великим географическим открытиям, пятая — новому времени. Следовательно, новейшее время, охватывающее период после Первой мировой войны, в нем не рассматривается, поскольку этот период заслуживает специального большого исследования. Тем не менее принцип актуализма, т. е. тесной связи с современностью, пронизывает все содержание книги.
Максаковский Владимир Павлович Доктор географических наук, почетный профессор и заведующий кафедрой экономической и социальной географии Московского педагогического государственного университета, академик Российской академии образования. Дважды лауреат Государственной премии СССР, лауреат премий Президента РФ и Правительства РФ в области образования. Почетный член Русского и ряда зарубежных географических сообществ. Участник Великой Отечественной войны.
Один из видных ученых-географов России, преподаватель высшей школы с 60-летним стажем с широким кругом научных интересов, включавшим теорию и историю географии, социально-экономическую, политическую, культурную географию, страноведение, а также методологию и методику преподавания географии в средней и высшей школе. Автор более 650 публикаций общим объемом в 1500 печатных листов. |