Вторая конференция марксистско-ленинских научно-исследовательских учреждений сказала свое авторитетное слово по поводу наших споров с механистами. Резолюция конференции по докладу тов. Деборина утверждает, что механистические взгляды тт. Тимирязева, Варьяша и их единомышленников представляют собою "явный отход от марксистско-ленинских филосовских позиций". С этим единодушным мнением авторитетнейших марксистских научно-исследовательских учреждений нашего Союза не может не считаться ни один марксист. Корни, питающие ревизионистские настроения в марксизме, лежат в об'ективных условиях классовой борьбы. Поэтому само собою понятно, что, хотя конференция и разоблачила оппортунистическую сущность механистических взглядов, все же корни эти остаются, и нам еще не раз придется вести борьбу со всякими извращениями нашего революционного учения. Классовый враг не раз еще найдет малодушные и неустойчивые элементы в наших рядах и через них попытается повлиять на наши революционные теоретические позиции и тем самым увеличить трудности нашей практики, нашего великого социалистического строительства. Поэтому борьба на идеологическом фронте за правильную марксистско-ленинскую линию есть прежде всего борьба политическая. История политической борьбы показывает, с какой силой и страстностью обрушивались Маркс, Энгельс, Ленин и Плеханов на малейшие попытки искажения революционной марксистской теории. Для успешной борьбы и победы пролетариату нужна не только винтовка в руках, но и правильная революционная теория. Разработке некоторых специальных проблем биологии с точки зрения диалектического материализма и посвящена эта книга. Невиданный спрос на литературу по вопросам методологии естествознания показывает, какой огромный интерес существует среди широких масс к теоретическим проблемам. Этот интерес является наглядным показателем культурного роста нашей страны. Первое издание этой книги разошлось в течение двух месяцев. Новое издание стилистически исправлено и дополнено главой о дарвинизме. Ноябрь 1929 г. И.Агол На рубеже XIX иXX вв. похороненный, казалось бы, навеки витализм снова оживает и постепенно начинает завоевывать себе известное место в современной биологии. Целый ряд биологов, в том числе немало выдающихся, объявили себя сторонниками витализма. Виталистическая литература растет и множится. Между тем до настоящего времени мы не имеем ни одной марксистской работы на эту тему, за исключением нескольких популярных книжек и статеек, где по существу критикуется не современный, а старый витализм, от которого, по крайней мере на словах, отказываются и многие виталисты наших дней. Весь конкретный материал, на котором базируется современный витализм, вся методология; которой он оперирует, остаются вне поля зрения почти всей этой литературы. Вот почему и критика эта в подавляющем большинстве своем не достигает цели, а настоятельная потребность в работе, которая дала бы марксистскую оценку современного витализма, остается, как и была, неудовлетворенной. Предлагаемая вниманию читателя книга имеет целью хотя бы в некоторой степени заполнить этот пробел. Она не претендует на исчерпывающую полноту. В ней затрагиваются только основные проблемы современного витализма. Дать марксистский анализ и критику основных проблем современных виталистических направлений и наметить основные линии, по которым должна итти наша дальнейшая положительная работа, – вот главная задача, которую ставит себе автор в этой работе. Биология развивается ощупью, от случая к случаю. Большим тормозом в ее развитии являются пренебрежение и слабое знакомство биологов с философией, в особенности с марсистской философией. Большинство современных биологов имеет самое превратное представление о философии. Они судят о ней по наслышке, по обывательским разговорам. В их представлении философия есть пустая фантастика, никчемное мудрствование. А так как без философии они не в состоянии разрешить ни одной более или менее сложной задачи, стоящей перед нами, ибо нельзя оторвать науку от метода, то они бессознательно бросаются от витализма к материализму, от материализма к витализму, погрязая в подавляющем большинстве случаев в эклектическом болоте. Другими словами, они, сами того не замечая, оказываются на поводу у философии, притом – самой скверной философии. Только сознательное применение диалектического материализма как орудия научного исследования избавит естествоиспытателя от постоянных шатаний и многих ошибок, совершаемых им вследствие отсутствия твердой методологической позиции. Это – насущная необходимость современного естествознания. Работа эта состоит из трех частей, тесно связанных между собой. Первая часть посвящена разбору неовитализма. Это – основная часть работы. Она составлена из статьи, появившейся уже в третьем номере журнала "Под знаменем марксизма" за 1928 г., и нескольких небольших глав находящейся в печати статьи для "Большой советской энциклопедии". Вторая часть представляет собой переработанную статью: "Диалектика и метафизика в биологии", напечатанную в журнале "Под знаменем марксизма" (1926 г.. N3). Третья часть является критикой "философии" и "естественно-научных" положений механистического материализма. В последние годы в нашей марксистской литературе все чаще и чаще стали раздаваться голоса, зовущие к ревизии марксизма. Появилась легенда о двух Энгельсах. Под видом борьбы с "ранними", "незрелыми" мыслями Энгельса, являющимися-де следствием его былого гегельянства, делается попытка ревизии основных положений марксизма. Из марксизма вытравляется весь его революционный дух, марксизм превращается в тощую беспомощную схему, философия Маркса и Энгельса заменяется туманной формулой: "наука – сама себе философия". Все, кто отказывается миритьсй с подобной вульгаризацией марксизма, об'являются виталистами, врагами науки. Разбору и марксистской критике этих взглядов и посвящена третья часть предлагаемой работы. Непо-средственным толчком, побудившим автора написать эту главу, послужила книга т. Степанова: "Диалектический материализм и деборинская школа", в которой эти ревизионист-взгляды нашли свое самое яркое выражение. Москва, 13 сентября 1928 г. И.Агол ![]() Крупный ученый, специалист в области генетики и философских проблем биологии, академик АН Украины. Окончил медицинский факультет Московского государственного университета. Стажировался в США у лауреата Нобелевской премии по физиологии и медицине Г. Дж. Мёллера, в Германии у выдающегося биолога и генетика Р. Гольдшмидта. В Москве работал в лаборатории члена-корреспондента АН СССР А. С. Серебровского. Принимал участие в первых опытах по радиационному мутагенезу у дрозофил, проведенных в России, и в обосновании сложности структуры гена. Защищал генетику от идеологических нападок.
В области философии И. И. Агол принадлежал к школе диалектиков. Один из ближайших учеников и последователей академика АН СССР А. М. Деборина. После разгрома деборинской философской школы преследовался как "меньшевиствующий идеалист". В 1936 г. арестован и 8 марта 1937 г. расстрелян. |