Принято считать, что механистическая и виталистическая концепции отделены друг от друга китайской стеной, что они непримиримо противоположны друг другу. Ошибочность подобного мнения особенно явственно обнаруживается при анализе эволюционной проблемы. Как бы себя ни называли современные антидарвинисты – виталистами, номогенетиками, психо-или меха-ноламаркистами-в их методологических предпосылках независимо от субъективных настроений каждого из них мы находим очень много общего. Вот почему механистическая концепция не в силах преодолеть витализм. Механизм не противоречит витализму. Больше того, витализм вытекает из механистической методологии, он базируется на ней. Весь спор между механистами и виталистами нередко сводится к спору о словах, ибо исходные методологические позиции у тех и других во многих основных вопросах по сути дела одни и те же. Такова например их позиция в вопросах об органической целесообразности, о случайности и необходимости в эволюционном процессе, о внутренних и внешних закономерностях, о наследственной передаче приобретенных признаков и т.п. Чтобы преодолеть идеализм в биологии, необходимо наряду с положительной марксистской разработкой основных биологических проблем развернуть серьезную борьбу на два фронта – против витализма и против механизма, поскольку и та и другая концепция представляют по сути дела с разной последовательностью различные оттенки идеализма в биологии. Особым видом вульгаризации диалектического материализма являются попытки заменить им конкретные знания, что неизбежно ведет к формализму и схоластическим разглагольствованиям на тему о том, каким должно то или иное явление быть. Между тем задача науки – исследовать природу так, как она есть. А, исследовавши, изменить и приспособить к нашим потребностям. Диалектический метод не может и не собирается заменить ни одной конкретной области науки. У него в кармане нет готовых ответов на любые конкретные вопросы. Он только указывает путь, по которому нужно искать ответ, но не дает конкретного ответа. Отсюда вытекает чрезвычайно внимательное отношение марксизма к конкретному знанию, любому достижению науки. Именно поэтому марксизм не совместим с ламаркизмом, которому нет дела до конкретной действительности и новейших достижений биологии, который беспомощно пытается навязать природе свою вымученную схоластическую схему. Предлагаемая читателю книга есть попытка марксистского анализа эволюционной проблемы в свете современной биологии. Естественно, что автору пришлось заострить борьбу и против виталистов, и против механистов. Необходимость этой борьбы на два фронта не требует особой аргументации. В основу этой книги легла старая работа автора под тем же названием, под которым выходит данная книга, все главы которой переработаны и значительному расширены. Особенно большой переработке и значительному расширению подверглась глава о наследственности. Кроме того, в книгу введены две новых главы, в которых трактуются проблемы неодарвинизма и неоламаркизма и излагается современное состояние эволюционного учения в связи с колоссальными успехами генетики. И.Агол
Москва, 12 мая 1930 г. ![]() Крупный ученый, специалист в области генетики и философских проблем биологии, академик АН Украины. Окончил медицинский факультет Московского государственного университета. Стажировался в США у лауреата Нобелевской премии по физиологии и медицине Г. Дж. Мёллера, в Германии у выдающегося биолога и генетика Р. Гольдшмидта. В Москве работал в лаборатории члена-корреспондента АН СССР А. С. Серебровского. Принимал участие в первых опытах по радиационному мутагенезу у дрозофил, проведенных в России, и в обосновании сложности структуры гена. Защищал генетику от идеологических нападок.
В области философии И. И. Агол принадлежал к школе диалектиков. Один из ближайших учеников и последователей академика АН СССР А. М. Деборина. После разгрома деборинской философской школы преследовался как "меньшевиствующий идеалист". В 1936 г. арестован и 8 марта 1937 г. расстрелян. |