В предлагаемую читателю книгу я включил четырнадцать работ, написанных за последние десять с лишним лет . Каждую из них можно рассматривать как самостоятельное исследование, но я старался подобрать и расположить их таким образом, чтобы они составили некую целостность . Книгу эту вряд ли можно назвать монографией в классическом понимании этого слова, но вместе с тем все включенные тексты посвящены разным аспектам одного и того же предмета исследований — гуманитарной географии как таковой и в ее отношении к художественному творчеству . Еще в раннем детстве я обнаружил в себе особую склонность к третьей категории из классического перечня Аристотеля — пространству . Тогда я, конечно, не знал такого слова . Но я знал такие слова, как где, куда, далеко, близко, и именно они, а также мучивший меня вопрос: «А что там такое есть?» — волновали меня больше всего на свете . С тех пор страсть к познанию не пространства вообще, а именно о с м ы с л е н н о г о и п р о ч у в с т в о в а н н о г о з е м н о г о п р о с т р а н с т в а , а также расположенных на нем там и сям почему-либо к р а с и в ы х и и н т е р е с н ы х м е с т никогда не покидала меня . Потому-то, решив посвятить себя географии, я тщетно искал в мудреных книгах и атласах того, что меня интересовало — проникновенных рассказов о впечатлениях путешественников и обитателей интересных мест . То, что я искал, я вскоре нашел в художественной литературе и в так называемых травелогах — описаниях путешествий . Тогда я понял, что мое призвание — история литературы . Я стал филологом, но уже в самом начале первого курса, роясь в каталоге Исторической библиотеки, что в Старосадском переулке, я случайно наткнулся на книги Николая Анциферова и понял, что это как раз то, что я так долго искал . Прошло немало лет, пока стало можно писать не только о том, о чем принято было писать рядовому литературоведу, но и о том, о чем писать хочется и нравится . И вот теперь, когда можно уже не думать о степенях и званиях, я могу посвятить если не все, то бóльшую часть работ заветному Где?, которое по-прежнему волнует душу . Пользуюсь случаем, чтобы выразить свою глубокую благодарность коллегам — литературоведам и географам, чья помощь, осознанная или невольная, помогала мне в работе над книгой . Низко кланяюсь Борису Федоровичу Егорову, Ольге Николаевне Купцовой, Татьяне 6 От автора Евгеньевне Автухович, Елене Константиновне Созиной, Марии Аркадьевне Литовской, Татьяне Владимировне Цивьян, Наталии Витальевне Злыдневой, Инге Видугирите, Павлу Михайловичу Лавринцу, Александру Иосифовичу Федуте, Владимиру Львовичу Каганскому, Дмитрию Николаевичу Замятину, Аркадию Хаимовичу Гольденбергу, Кристине Владиславовне Воронцовой, Аркадию Николаевичу Неминущему, Александру Яковлевичу Звигильскому, Агнеш Дуккон, Каталин Кроо, Жужанне Хетени, Дагласу Клайтону, Якубу Садовскому, Михалу Мильчареку, Богдану Жилко и Александру Вавжинчаку . Имею честь выразить особую благодарность Валерию Ильичу Мильдону, оказавшему мне неизмеримую помощь в издании книги . Я посвящаю эту книгу светлой памяти Владимира Николаевича Топорова — великого русского филолога, вдохновенного топофила, первопроходца отечественной мифопоэтики и геопоэтики, теоретика обжитого пространства и первооткрывателя таинственной красоты литературных урочищ.
Щукин Василий Георгиевич Доктор филологических наук, профессор. Литературовед, историк русской литературы и культуры. Родился в 1952 г. в Москве. Окончил филологический факультет МГУ. Преподает в Кракове, в Ягеллонском университете. Автор книг: «Миф дворянского гнезда. Геокультурологическое исследование по русской классической литературе» (Краков, 1997); «Русское западничество. Генезис, сущность, историческая роль» (Лодзь, 2001); «Российский гений просвещения. Исследования в области мифопоэтики и истории идей» (М., 2007); «Сны об ангелах и бесах. Эссе о поэтическом воображении» (Краков, 2014), «Лекции по истории русской литературы ХХ века» (Краков, 2022).
|