Введение. Краткая характеристика методов частотной идентификации | 20
|
Глава 1. Уравнения движения самолетов и вертолетов | 41
|
1.1. Уравнения движения самолета | 43
|
1.1.1. Уравнения продольного движения Л А с учетом влияния бокового движения | 47
|
1.1.2. Уравнения бокового движения Л А с учетом влияния продольного движения | 47
|
1.1.3. Линеаризованные уравнения движения самолета | 48
|
1.1.4. Линеаризованные уравнения движения самолета в неспокойной атмосфере | 54
|
1.2. Уравнения движения вертолетов | 58
|
1.2.1. Уравнения движения соосного вертолета | 59
|
1.2.2. Уравнения движения одновинтового вертолета | 65
|
Глава 2. Модели аэродинамических характеристик самолетов и вертолетов и их параметризация | 72
|
2.1. Параметризация аэродинамических коэффициентов самолетов | 75
|
2.1.1. Параметризация аэродинамических коэффициентов в продольном движении | 76
|
2.1.2. Аэродинамические коэффициенты в боковом движении | 91
|
2.1.3. Нелинейные аэродинамические характеристики самолета | 95
|
2.1.4. Линеаризованные аэродинамические характеристики самолета | 98
|
2.2. Аэродинамические характеристики линеаризованной модели вертолета | 100
|
Глава 3. Уравнения движения и аэродинамические характеристики дирижабля | 104
|
3.1. Уравнения продольного движения дирижабля | 107
|
3.1.1. Балансировка дирижабля в установившемся горизонтальном полете | 109
|
3.1.2. Информационно-измерительная система дирижабля в продольном движении | 112
|
3.2. Линеаризованные уравнения продольного возмущенного движения дирижабля | 114
|
3.3. Уравнения бокового движения дирижабля | 116
|
3.3.1. Информационно-измерительная система дирижабля в боковом движении | 118
|
Глава 4. Совместимость измерений и восстановление полетных данных | 119
|
4.1. Измеряемые переменные в летных испытаниях | 120
|
4.2. Проверка совместимости измерений и восстановление полетных данных | 124
|
4.2.1. Кинематические уравнения | 125
|
4.2.2. Восстановление данных | 127
|
Глава 5. Идентифицируемость параметров и планирование гармонических тестовых сигналов | 133
|
5.1. Практическая локальная идентифицируемость параметров | 133
|
5.1.1. Постановка задачи | 136
|
5.1.2. Точность оценивания параметра | 137
|
5.1.3. Условия практической локальной идентифицируемости параметра | 138
|
5.1.4. Идентифицируемость параметра в эксперименте с конечным временем | 143
|
5.1.5. Пример практической идентифицируемости аэродинамических коэффициентов самолета | 146
|
5.2. Планирование гармонических тестовых сигналов в задаче идентификации динамических систем | 151
|
5.2.1. Постановка задачи планирования тестовых сигналов | 152
|
5.2.2. Допустимые входные и выходные сигналы | 153
|
5.2.3. Точность оценивания параметров на допустимых тестовых сигналах | 156
|
5.2.4. Решение задачи планирования гармонических тестовых сигналов | 158
|
5.2.5. Планирование тестового гармонического закона управления в летном эксперименте | 158
|
Глава 6. Теоретические основы идентификации динамических систем в частотной области | 163
|
6.1. Преобразование Фурье экспериментальных зависимостей | 165
|
6.2. Влияние дискретизации по времени на спектральный состав непрерывных сигналов | 169
|
6.3. Преобразование Фурье кусочно-постоянной и кусочно-линейной функций | 172
|
6.4. Оценка точности вычисления спектрального состава сигналов | 176
|
6.5. Определение оптимальных коэффициентов аi и bi | 182
|
6.6. Оценка частотных характеристик самолета в летных испытаниях | 188
|
6.7. Оценка частотных характеристик самолета в линейной области изменения аэродинамических характеристик | 191
|
6.8. Определение частотных характеристик по записям слабозатухающих переходных процессов | 197
|
6.9. Матрица частотных характеристик Л А и методы ее определения по полетным данным | 204
|
6.9.1. Определение частотных характеристик в случае одновременного действия нескольких входных сигналов | 205
|
6.9.2. Определение матрицы частотных характеристик при ненулевых начальных и конечных условиях | 207
|
6.10. Применение частотных характеристик при построении математических моделей движения летательных аппаратов | 214
|
6.11. Частотные характеристики алгоритмов автоматизированной обработки | 219
|
Глава 7. Идентификация параметров частотно-временным методом | 226
|
7.1. Постановка задачи идентификация параметров линейной системы | 227
|
7.2. Финитное преобразование Фурье и его свойства | 228
|
7.3. Оценивание параметров линейных систем | 239
|
7.4. Совместная идентификация параметров линейной системы и ненаблюдаемого входного сигнала | 246
|
7.5. Идентификация интенсивности турбулентности и параметров короткопериодического движения самолета в неспокойной атмосфере | 251
|
7.6. Оценивание параметров и запаздываний в измерениях состояния линейных систем | 259
|
7.7. Идентификация нелинейной динамической системы | 262
|
Глава 8. Структурно-параметрическая идентификация динамических и статических систем | 266
|
8.1. Анализ задачи структурной идентификации | 270
|
8.2. Структурная идентификация на классе полиномов | 272
|
8.2.1. Влияние случайного смещения и ограничения на число знаков после запятой | 275
|
8.2.2. Влияние случайного шума наблюдений на решение задачи структурной идентификации | 277
|
8.2.3. Структурная идентификация кусочно-полиномиальных функций | 281
|
8.3. Структурно-параметрическая идентификация линейной динамической системы с постоянными параметрами | 283
|
8.3.1. Постановка задачи структурно-параметрической идентификации | 284
|
8.3.2. Принцип оценки порядка динамической системы | 285
|
8.3.3. Параметрическая идентификация динамической системы | 289
|
8.3.4. Алгоритм идентификации порядка системы (8.1) | 292
|
Глава 9. Структурно-параметрическая идентификация нестационарных аэродинамических характеристик по полетным данным | 304
|
9.1. Математическая модель нестационарных аэродинамических характеристик самолета | 306
|
9.2. Структурно-параметрическая идентификация аэродинамических переходных функций на бесконечном интервале времени t ϵ [0,∞) | 317
|
9.3. Структурно-параметрическая идентификация аэродинамических переходных функций на конечном интервале времени t ϵ [0, Т] | 326
|
9.4. Приближенный анализ условий эквивалентности алгоритмов идентификации при Т = ∞ и Т< ∞ | 331
|
Глава 10. Применение частотных методов идентификации при летных испытаниях | 336
|
10.1. Рекомендации по выбору вида математической модели движения ЛА | 337
|
10.2. Использование априорных сведений при выборе математической модели движения Л А | 351
|
10.3. Общие соображения об оценке адекватности | 354
|
10.4. Примеры определения коэффициентов передаточных функций летательных аппаратов | 364
|
10.4.1. Результаты определения коэффициентов передаточных функций продольного короткопе-риодического движения на примере модели самолета | 371
|
10.4.2. Качественная оценка адекватности параметров математической модели и характеристики исследуемого объекта | 371
|
10.4.3. Примеры определения коэффициентов уравнений движения летательных аппаратов по частотным характеристикам | 376
|
Глава 11. Идентификация аэродинамических характеристик дирижабля в продольном движении | 386
|
11.1. Идентификация аэродинамических производных дирижабля в продольном движении | 388
|
11.2. Идентификация коэффициентов линейной модели продольного движения дирижабля в приращениях | 397
|
Глава 12. Идентификация характеристик управляющих действий летчика | 403
|
12.1. Характеристики управляющих действий летчика в задачах компенсаторного слежения | 404
|
12.1.1. Одноконтурная компенсаторная система | 408
|
12.1.2. Многоконтурная и многоканальная компенсаторная система | 411
|
12.1.3. Дополнительные характеристики системы самолет-летчик | 415
|
12.2. Измерение характеристик управляющий действий летчика | 419
|
12.2.1. Универсальный метод измерения характеристик управляющих действий летчика | 419
|
12.3. Точность определения характеристик системы самолет-летчик | 434
|
12.3.1. Точность определения частотных характеристик | 435
|
12.3.2. Точность определения спектральной плотности ремнанты | 440
|
ПРИЛОЖЕНИЕ А | 444
|
ПРИЛОЖЕНИЕ Б | 445
|
ПРИЛОЖЕНИЕ В | 446
|
ПРИЛОЖЕНИЕ Г | 449
|
Литература | 452
|
8.1. Блок-схема процесса идентификации аэродинамических характеристик | 23
|
8.2. Блок-схема двух этапов идентификации аэродинамических характеристик | 25
|
8.3. Идентификация аэродинамических характеристик Л А в натурном эксперименте | 31
|
1.1. Скорости и угловые параметры в продольном движении самолета в присутствии ветра | 55
|
1.2. Скорости и угловые параметры в боковом движении самолета в присутствии ветра | 57
|
1.3. Силы и моменты, действующие на вертолет с соос-ными винтами | 61
|
1.4. Силы и моменты, действующие на одновинтовой вертолет | 65
|
2.1. Аэродинамические коэффициенты су0(α, М),сх0(α, М) | 78
|
2.2. Аэродинамический коэффициент момента тангажа mz0(α, М) | 79
|
2.3. Влияние на аэродинамический коэффициент сх углов отклонения стабилизатора и руля высоты | 80
|
2.4. Влияние на аэродинамический коэффициент сy углов отклонения стабилизатора и руля высоты | 81
|
2.5. Влияние на аэродинамический коэффициент mz углов отклонения стабилизатора и руля высоты | 82
|
2.6. Влияние на аэродинамический коэффициент сх угла отклонения интерцептора | 83
|
2.7. Влияние на аэродинамический коэффициент сy угла отклонения интерцептора | 84
|
2.8. Влияние на аэродинамический коэффициент mz угла отклонения интерцептора | 85
|
2.9. Влияние угла скольжения β на аэродинамические коэффициенты | 86
|
2.10. Аэродинамические коэффициенты на взлетно-посадочных режимах полета | 92
|
2.11. Аэродинамические коэффициенты на взлетно-посадочных режимах полета [14] | 93
|
2.12. Характеристики аэродинамического профиля | 97
|
2.13. Коэффициенты уравнений линеаризованной модели вертолета в продольном движении | 101
|
2.14. Коэффициенты уравнений линеаризованной модели вертолета в боковом движении | 102
|
3.1. Связанная система координат в динамике дирижабля | 106
|
3.2. Силы, действующие на дирижабль в продольном движении | 108
|
4.1. Датчик угла атаки флюгерного типа | 123
|
4.2. Измеренные и восстановленные переменные (Vх,Vy , Vz , H) | 131
|
4.3. Восстановленный угол скольжения | 132
|
5.1. Оценка дисперсии | 145
|
5.2. Диаграмма локальной 1-идентифицируемости параметра Mzωz | 147
|
5.3. Диаграмма локальной 1- и n-идентифицируемости параметра Mzωz | 149
|
5.4. Частотные характеристики и вид входных сигналов | 161
|
6.1. Спектры дискретного и непрерывного сигналов | 172
|
6.2. Представление дискретной функции кусочно-постоянной функцией | 173
|
6.3. Кусочно-линейное представление дискретного сигнала | 175
|
6.4. Относительная среднеквадратическая ошибка косинус и синус преобразований Фурье | 179
|
6.5. Относительная среднеквадратическая ошибка косинус и синус преобразований Фурье | 181
|
6.6. Запись отклонения руля высоты | 191
|
6.7. Амплитудный спектр отклонения руля высоты | 192
|
6.8. Экспериментальные частотные характеристики тяжелого самолета | 197
|
6.9. Сравнение расчетных и экспериментальных амплитудных и фазовых частотных характеристик | 198
|
6.10. Вид входного сигнала u(t) | 199
|
6.11. Сведение к нулю слабо затухающего переходного процесса | 202
|
6.12. Сведение к нулю слабо затухающего переходного процесса по угловой скорости ωy | 204
|
6.13. Амплитудные частотные характеристики сглаживающего полиномиального фильтра | 221
|
6.14. Амплитудная частотная характеристика алгоритмов вычисления первой производной | 222
|
6.15. Амплитудные частотные характеристики сглаживающего фильтра |WS(o)(jω)| | 223
|
6.16. Амплитудная частотная характеристика алгоритмов вычисления первой производной на скользящем базовом интервале | 224
|
6.17. Амплитудная частотная характеристика алгоритмов вычисления второй производной на скользящем базовом интервале | 225
|
7.1. Сигнал 3 - 2 - 1 - 1 (т = 1) | 233
|
7.2. Амплитудно-частотный спектр сигнала 3 — 2 — 1 — 1 т=1 | 234
|
7.3. Пример кусочно-постоянной функции | 235
|
7.4. Пример кусочно-линейной функции | 237
|
7.5. Управление и переходные процессы в продольном движении | 244
|
7.6. Полетные и вычисленные переходные процессы для самолета МиГ-21 | 247
|
7.7. Степень близости измеренных в полете и вычисленных переходных процессов | 248
|
7.8. Формы турбулентного угла атаки Δαт(t) | 256
|
7.9. Примеры переходных процессов движения самолета в неспокойной атмосфере | 256
|
7.10. Оценки турбулентного угла атаки | 258
|
8.1. а) модель Гаммерштейна и б) модель Винера | 268
|
8.2. функция z(x) и ее первые четыре разности | 274
|
8.3. Функции z(x), y(x) и d(x) = z(x) — y(x) (один знак после запятой) | 276
|
8.4. Функции z(x) и ее разности первых четырех порядков (один знак после запятой) | 277
|
8.5. Функции z(x) и ее разности первых четырех порядков (два знака после запятой) | 278
|
8.6. Функции z(x) и ее разности первых четырех порядков (три знака после запятой) | 279
|
8.7. Кусочно-полиноминальная функция y(x) и ее разности | 283
|
8.8. Входной и выходные сигналы систем (8.11) и (8.12) | 296
|
8.9. Диаграммы Воде отношений Wn+i/Wn для системы (8.11) | 297
|
8.10. Диаграммы Воде отношенийWn+i/Wn для системы (8.12) | 298
|
8.11. Переходные процессы в тестовом полете | 300
|
8.12. Диаграммы Воде отношений для передаточной функции по углу атаки | 301
|
8.13. Диаграммы Воде отношений для передаточной функции по углу отклонения управляемого стабилизатора | 302
|
9.1. Полетные данные | 314
|
9.2. Коэффициент подъемной силы на малых углах атаки | 318
|
9.3. Коэффициент подъемной силы в крейсерской конфигурации | 319
|
9.4. Коэффициент подъемной силы во взлетной конфигурации | 320
|
9.5. Коэффициент подъемной силы при заходе на посадку | 321
|
9.6. Коэффициент подъемной силы в посадочной конфигурации | 322
|
9.7. Пример полетных данных самолета Cessna 172SP | 333
|
9.8. Коэффициент подъемной силы и его оценки | 335
|
10.1. Частотные характеристики продольного движения самолета Ту-154 | 365
|
10.2. Сравнение экспериментальных и расчетных переходных процессов продольного движения самолета Ту-154 | 366
|
10.3. Сравнение экспериментальных и расчетных переходных процессов при импульсном входном сигнале (импульс руля «на себя») | 372
|
10.4. Сравнение экспериментальных и расчетных переходных процессов при импульсном входном сигнале (импульс руля «от себя») | 373
|
10.5. Сравнение амплитудных частотных характеристик самолета — аналога Ту1 11 | 374
|
10.6. Записи параметров движения при импульсе рулем направления δН | 377
|
10.7. Амплитудно-фазовые частотные характеристики самолета Ан-12 | 378
|
10.8. Отношение преобразования Фурье параметра x2 = ωxωz к преобразованию Фурье входного сигнала δН | 379
|
10.9. Пример зависимости дисперсии невязки D(v) от частоты δ | 379
|
10.10. Пример зависимости производной Myβ от угла атаки α | 381
|
10.11. Пример сопоставления левой и правой частей уравнения движения самолета по ωy | 383
|
11.1. План летного эксперимента | 388
|
11.2. Балансировочные углы атаки и рулей высоты | 391
|
11.3. Переходные процессы по скоростям Vx, Vy, угловой скорости ωz и углу тангажа υ | 393
|
11.4. Переходные процессы по скорости V, высоте H, углу атаки α и закон управления рулем высоты δВ | 394
|
11.5. Примеры частотных спектров для идентификации | 398
|
11.6 Переходные процессы по углу атаки Δα и угловой скорости тангажа Δωz | 400
|
11.7 Частотные харктеристики по углу атаки Δα и угловой скорости тангажа Δωz | 402
|
12.1. Структурная схема системы самолет-летчик | 405
|
12.2. Основные системы и процессы, определяющие действия летчика | 407
|
12.3. Линеаризованная система самолет-летчик | 409
|
12.4. Двухконтурная система самолет-летчик (параллельная схема) | 414
|
12.5. Двухканальная система самолет-летчик | 415
|
12.6. Двухконтурная система самолет-летчик (последовательная схема) | 416
|
12.7. Функция распределения | 424
|
12.8. Входной сигнал, его частотный и амплитудный состав | 425
|
12.9. Спектральная плотность случайного процесса и дискретный спектр полигармонического сигнала | 428
|
12.10. Информационный кадр результатов обработки характеристик системы самолет-летчик | 431
|
12.11. Информационный кадр результатов обработки характеристик системы самолет-летчик | 432
|
12.12. Разброс оценок АФЧХ замкнутой системы самолет-летчик | 439
|
12.13. Разброс оценки спектральной плотности ремнанты | 443
|
Г.1. Пилотажный стенд с цифровой системой визуализации и системой имитации акселерационных ощущений | 450
|
Г.2. Пилотажный стенд с цифровой коллиматорной системой визуализации | 451
|
Г.З. Пилотажный стенд с широкоугольной цифровой стереоскопической системой визуализации | 451
|