Оглавление | 5
|
Несколько вводных слов к этой книге (Б. Славин) | 9
|
Предисловие | 11
|
Глава 1. В начале пути | 15
|
1. Какая власть у нас была? Диктатура пролетариата: теория и практика | 15
|
1.1. Необходимость диктатуры | 16
|
1.2. Октябрь 1917 года и вопрос о характере государственной власти | 19
|
1.3. Советский госаппарат: начало пути | 20
|
1.4. Историческая судьба советской диктатуры | 21
|
1.5. Бюрократия: год рождения и партийная принадлежность | 22
|
1.6. Всегда ли уместно поступаться принципами | 24
|
2. Теория «перманентной революции»: истоки | 27
|
Глава 2. Политическая борьба в ВКП(б) в 1920-е годы | 33
|
1. Н. К. Крупская и конфликты в Политбюро в 1922–1923 годах | 33
|
2. Вопросы догматизма. Теория и политика в истории внутрипартийной борьбы | 42
|
2.1. Социализм в одной стране | 42
|
2.2. Международные отношения и мировая революция | 48
|
2.3. Новая экономическая политика | 52
|
2.4. Заключение | 64
|
3. «Загадка» Троцкого | 66
|
4. Взгляд «со стороны» | 70
|
4.1. Партийная масса и внутрипартийная борьба | 70
|
4.2. Взгляд эмиграции | 74
|
Глава 3. Ленин. На переломе | 81
|
1. Некоторые аспекты «политического завещания» В. И. Ленина | 81
|
2. Последний год жизни Ленина: новое прочтение | 86
|
Глава 4. Сталин. Главное | 96
|
1. Террор. Анализ проблемы сквозь призму историографии | 96
|
2. Национально-революционный вопрос | 110
|
3. Теоретические взгляды | 124
|
4. Троцкий: идейное противостояние со Сталиным в 1930-е годы | 146
|
5. Сталин, Мао, Че Гевара | 173
|
6. О соотношении понятий «советский режим в 1930-е – начале 1950-х гг.» и «сталинизм» | 182
|
Глава 5. Пламенные революционеры | 191
|
1. Эрнесто Че Гевара: некоторые вопросы революционной теории и практики | 191
|
1.1. О стратегии Че | 191
|
1.2. О понимании Че революционной ситуации | 195
|
1.3. Э. Гевара: революционер и человек | 198
|
1.4. О вкладе Че в марксизм | 200
|
1.5. Некоторые выводы | 206
|
Глава 6. Заметки по диалектике | 209
|
1. О единстве диалектики, логики и теории познания | 209
|
2. О соотношении философии, психологии и педагогики | 213
|
3. Э. В. Ильенков | 215
|
4. Коммунизм: некоторые штрихи | 216
|
5. К вопросу о прогрессе современной эпохи | 219
|
6. О страхе народа | 220
|
7. О реакционной роли народа | 220
|
8. О пределах капитализма и общественном сознании | 222
|
9. Духовные предпосылки коммунизма | 226
|
10. О диалектике | 229
|
11. О соотношении идеального и материального | 233
|
12. К вопросу о природе идеального | 234
|
13. Свобода и необходимость | 234
|
14. О роли религии как иллюзорной нравственности | 236
|
15. О чувственном восприятии и логике | 237
|
16. Об обывательском восприятии культуры | 238
|
17. Есть ли пределы у разума | 241
|
18. Методология мышления | 244
|
19. Об отношении коммунистов к людям | 245
|
20. Об ошибках в идеологии и освещении истории | 246
|
21. Об интересах народа в империалистических войнах | 248
|
22. О современной «взвешенной» трактовке истории | 250
|
23. К проблеме аутентичности в исследовании наследия классиков | 252
|
24. Развитие исторического наследия | 254
|
25. О соотношении идейности и материального развития при социализме | 254
|
26. К вопросу о слабости экономической политики социализма | 257
|
27. О формировании коммунистического быта и сознания | 259
|
28. Практическое освоение советского опыта | 261
|
Глава 7. Рецензии | 264
|
1. Материалистическая диалектика: вчера, сегодня, завтра. О книге Т. Ойзермана «Возникновение марксизма» | 264
|
1.1. Вместо предисловия. Марксизм: некоторые замечания к осмыслению | 264
|
1.2. Вопросы научного атеизма | 267
|
1.3. Марксизм и пролетариат | 270
|
1.4. О формальном и реальном снятии частной собственности | 273
|
1.5. Формальная и диалектическая логика | 276
|
1.6. Социалистическая революция: объективные предпосылки и субъективный фактор | 280
|
1.7. Коммунизм: идеал или действительное движение? | 287
|
1.8. Истоки и смысл современного капитализма | 288
|
1.9. О вкладе В. И. Ленина в марксизм | 291
|
1.10. Вместо заключения. Что такое ревизионизм | 295
|
2. Рецензия на книгу Д. Эпштейна «Социализм XXI века: Вопросы теории и оценки опыта СССР» | 297
|
2.1. О социалистическом характере развития Советского Союза | 297
|
2.2. К вопросу о роли советской бюрократии в крушении СССР | 301
|
2.3. О диктатуре пролетариата и социалистической демократии | 310
|
2.4. Социализм: «рыночный» или подлинный | 313
|
3. Интеллигенция как зеркало русской контрреволюции | 324
|
4. Ричард Иванович Косолапов. Теоретическое наследие марксиста | 328
|
4.1. Немного личного | 328
|
4.2. О Ленине | 330
|
4.3. Вопросы ленинизма | 331
|
4.4. Аппаратное мышление и «перестройка» | 334
|
4.5. Сталин | 336
|
4.6. Проблемы теории социализма | 341
|
4.7. К выводам | 343
|
5. Вне троцкизма и сталинизма. Рецензия на книгу В. Сарабеева «Троцкий, Сталин, коммунизм» | 344
|
6. «Сталин. Труды». Необходимое дополнение | 355
|
7. Новая «теория относительности». Постмодернизм как основа современной дидактики | 359
|
7.1. Иван Грозный как «спаситель» России | 360
|
7.2. Вопросы сталинизма | 361
|
7.3. Коминтерн и государственные интересы страны | 363
|
7.4. «Хранительница устоев» или «жандарм Европы» | 363
|
7.5. «Слабое звено в цепи империализма» | 364
|
7.6. О главном и второстепенном | 364
|
7.7. Диалектика или постмодернизм | 365
|
Ты держишь в руках интересную и во многом необычную книгу, отвечающую на ряд актуальных и сложнейших вопросов нашей недавней истории. В частности, ее автор Сергей Черняков поставил перед собой нелегкую задачу: раскрыть сложнейшую диалектику рождения, развития и падения реального социализма в СССР.
Данная книга оригинальна и по своему замыслу, и по содержанию. В ней прямо поставлен вопрос: почему погиб СССР? Автор дает на него достаточно развернутый ответ. Прежде всего, он раскрывает причины этого трагического явления для судеб нашей страны, да и всего мира.
В книге также рассмотрены несколько линий становления советского социализма. В первую очередь в ней подробно раскрывается противоречие между ленинской диалектической концепцией создания социализма и практическим воплощением в жизнь ультрарадикальных сталинских взглядов создания нового общества. По мнению автора книги, по разным объективным и субъективным причинам в ходе острой политической борьбы ленинская концепция создания социализма была отброшена, в результате чего в стране восторжествовала псевдомарксистская авторитарная политика создания социализма, проводимая Сталиным и его ближайшими соратниками.
Чрезвычайно интересно раскрыта автором теоретическая полемика, которая возникла в марксистско-ленинской науке после смерти основателя Советского государства. Особенно читателей книги привлечет анализ оппозиционных взглядов «правых» (Бухарин, Рыков) и «левых» (Троцкий, Зиновьев) идеологов, которые в пылу полемики нередко искажали или полностью игнорировали мнение самого Ленина по поводу закономерностей создания нового социалистического общества. Анализируя эти взгляды, С. Черняков показывает, что их носителям часто не хватало диалектичности и самокритичности Владимира Ильича. Автор подчеркивает, что его последователи нередко превращали внутрипартийную борьбу в простую склоку, далекую от научного ленинского понимания революционного процесса, выражающего глубинные интересы трудящихся классов.
На мой взгляд, С. Черняков на всем протяжении своего исследования последовательно раскрывает фундаментальную политическую ошибку Сталина, который, став генсеком, часто рассматривал своих различных оппонентов или противников исключительно как «врагов народа». Отсюда же вытекает его постоянное стремление идейные и политические разногласия разрешать сугубо насильственными средствами. Именно такое понимание политики вело на практике к многочисленным массовым репрессиям в СССР, подрывающим глубинные основы создания демократического и гуманного социалистического общества.
Отдельного внимания заслуживает исследование С. Черняковым значительной роли Н. К. Крупской в сохранении аутентичного ленинского наследия, в ее принципиальной борьбе за это наследие. При этом автор книги замечает, что Н. К. Крупская не являлась одним из лидеров большевистской партии и, следовательно, не была ангажирована в борьбе за власть.
Автор в своей книге не ограничивается анализом социализма в СССР. Он стремится показать читателям глубокие интернациональные стороны и новые горизонты зарубежной марксистской мысли. При этом он достаточно глубоко анализирует теоретические постулаты и практическое движение к социализму виднейших представителей латиноамериканского марксизма — Че Гевары и Фиделя Кастро; затрагивает некоторые идейные и нравственные аспекты воззрений Мао Цзэдуна.
Хочется специально отметить, что настоящая книга не только историческая, но и философская. Ее автор демонстрирует достаточно глубокое понимание конкретных сторон марксистской диалектики и ее законов. В этой связи, пожалуй, впервые в научной литературе дается развернутая и аргументированная критика «поздних» философских взглядов известного академика Т. Ойзер¬мана. Здесь С. Черняков также проявил своеобразное новаторство в постановке и решении ряда актуальных исторических и философских проблем.
Уверен, заинтересованный читатель много нового и полезного для себя получит от прочтения данной книги. Хочется пожелать ее автору всяческих успехов в его дальнейшей творческой работе.