Педагог, педагогика, воспитание... Мы привыкли встречать эти слова там, где речь идет о школе — школьном педагоге, школьном воспитании. А правильно ли это? Только ли школа должна воспитывать человека? Завершается ли процесс воспитания личности с окончанием школы? На наш взгляд, нет. Окончив учебу, человек начинает трудиться, но проблема воспитания отнюдь не отодвигается на задний план. В этой книге мы и хотим поговорить о воспитании в процессе производства, о психологических проблемах, которые приходится решать и рядовым труженикам в своей непосредственной работе, и руководителям. В социалистическом обществе, строящем коммунизм, закономерно повышение уровня сознательного участия трудящихся в осуществлении производственных задач, но говорить о том, что педагогика в широком смысле слова проникла в производство, еще рано. Проведенное автором в 1967 году социологическое обследование 600 мастеров предприятий Москвы и Подмосковья подтвердило, что при всей сложности технологических и экономических задач, которые приходится решать мастерам, начальникам цехов, наибольшую трудность для них составляют функции административно-организаторские. В этой связи у названных выше категорий работников производства возникает масса вопросов, есть необходимость в деловых консультациях, доступных по форме и методически обоснованных. Переход социалистической промышленности на новые принципы планирования и экономического стимулирования резко повысил роль воспитательной работы па производстве. Воспитательная работа не может быть теперь делом только общественных организаций. На многих предприятиях накоплен интересный опыт по коммунистическому воспитанию трудящихся. Но этот опыт еще недостаточно изучен, В теоретическом осмыслении нуждаются методы и формы педагогического и психологического воздействия, которыми пользуются практики-руководители. Назрела необходимость создания научной дисциплины, специально занимающейся разработкой проблем коммунистического воспитания личности на производстве. Такой дисциплиной может быть производственная педагогика. Производственная педагогика, на наш взгляд, должна создаваться на стыке социологии, педагогики, психологии и экономики. В центре ее внимания необходимо поставить изучение опыта воспитательной работы на производствах различного вида (машиностроение, текстильное, угольное и т. п.), теоретические исследования по определению эффективных методов и форм воспитания взрослых, вооружение организаторов производства педагогико-психологическими знаниями. Конечно, производственная педагогика во многом отличается от существующей педагогики. Методы и формы производственной педагогики призваны прежде всего отражать специфику условий, при которых осуществляется обучение и воспитание взрослых. В предлагаемой книге рассматриваются три вопроса: организация труда и воспитание; производственный коллектив и условия его формирования; стиль руководства и искусство общения с людьми. Автор выражает искреннюю благодарность работникам промышленных предприятий Москвы и Подмосковья, оказавших ему существенную помощь при работе над книгой.
Шепель Виктор Максимович Доктор философских наук, профессор. Заслуженный деятель науки РСФСР. Президент Лиги профессиональных имиджмейкеров. Прошел долгий путь служебно-профессиональной деятельности: заведующий лабораторией социально-психологических проблем управления НИИ электронной техники, заведующий кафедрой «Научные основы управления» Института повышения квалификации руководителей промышленных предприятий Минхимпрома, заместитель руководителя кафедры «Педагогика и социальная психология» Академии общественных наук при ЦК КПСС, заведующий кафедрой человековедческих технологий Педагогической академии последипломного образования, декан факультета «Имиджелогия и связи с общественностью» Института индустрии моды, директор Института имиджелогии и связи с общественностью Международного университета бизнеса и управления. Вел авторские рубрики: «На политическом подиуме» в журнале «Управа» в 1999–2000 гг.; «Школа менеджмента» (для руководителей образовательных учреждений) в журнале «Профессиональное образование» в 2001–2004 гг.; «Имидж педагога» в журнале «Воспитание школьника» в 2005–2008 гг. Автор 38 монографий и учебно-методических пособий общим тиражом более 500 тысяч экземпляров. Его книги были изданы в Японии, Польше, Вьетнаме, Болгарии, Чехии, Словакии, Монголии. Презентации его книг проходили на восьми Международных книжных ярмарках на ВДНХ и дважды на Книжном фестивале на Красной площади в Москве. Подготовил 60 кандидатов и 15 докторов наук.
|