Вступление Глава 1 Объективные социально-экономические предпосылки перестройки и две ее ключевые задачи Глава 2 Несостоявшееся ускорение социально-экономического развития как результат стратегического бездорожья Глава 3 Разрушительный итог политических реформ Глава 4 Внешнеполитические итоги перестройки Глава 5 Финал перестройки - распад страны Глава 6 Истоки некоторых свойств характера М. С. Горбачева Заключение Библиографический список В последней четверти ХХ века ведущие индустриально развитые страны Западной Европы, Северной Америки и Япония ступили в полосу формирования постиндустриальных обществ. Так случилось, что именно в начале этого исторического процесса страны, строящие коммунистическое общества, включая ведущие из них - СССР и Китай, столкнулись с исчерпанием возможностей для дальнейшего экономического роста утвердившихся у них моделей социализма Жизнь с неизбежностью диктовала необходимость их модернизации или отказа от них. Обе ведущие страны социализма избрали путь реформ. В Китае они начались после смерти Мао Дзедуна с приходом к власти Дэн Сяопина в 1978 году. В СССР старт реформам был дан на семь лет позже – в 1985 году, с избранием на должность Генерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачева Как реформы в Китае по созданию социализма с китайской спецификой, так и советская перестройка были нацелены на ускорение социально-экономического развития стран, но итоги реформ оказались абсолютно противоположными, и во многом они были определены прагматичностью и прозорливостью их авторов. Сравнение китайского и советского опыта реформирования социализма показывает, сколь значимой становится роль лидера страны в переломные периоды истории. Начатые Дэн Сяопином реформы успешно продолжаются и уже вывели Китай на второе место в мире по объему производимого ВВП и на роль сверхдержавы, горбачевская же перестройка завершилась экономическим коллапсом и сломом Советского Союза. Вот почему в данной работе, посвященной краткому анализу предпосылок, хода и итогов перестройки, а также деятельности М. Горбачева в перестроечные годы, мы часто обращаемся к опыту успешных китайских реформ, при этом осознавая не только общность процессов трансформации сталинской и маодзедуновской моделей социализма в рыночную, но и наличие специфических экономических, культурных и иных условий и особенной, характерных для двух стран. Изучение опыта реформ Дэн Сяопина представляет интерес и на современном этапе развития российского общества. Можно высказать предположение, что ход и результаты горбачевской перестройки также представляли интерес для китайских руководителей. Любой эксперимент ценен своим результатом, ибо дает дополнительную информацию и тем самым обогащает. Руководители Китая хорошо изучили и освоили опыт горбачевских реформ. В начале 2013 года избранный на Всекитайском собрании народных представителей XII созыва новый председатель КНР Си Цзиньпин в своем секретном докладе, ставшем известным СМИ, предостерег своих соратников по партии от опасности пойти по пути реформ М. Горбачева. Он заявил: «Мы рискуем закончить, как Горбачев». <...> Мы не примыкаем ни к одной из приведенных крайних оценочных характеристик М. С. Горбачева, а ставим перед собой задачу дать лишь наиболее общую и, насколько это возможно, объективную характеристику и оценку деятельности М. Горбачева и как личности, и как бывшего руководителя страны с присущими ему индивидуальными, неповторимыми особенностями характера, и как носителя социальных черт, свойственных большинству представителей коммунистической элиты позднесоветского периода отечественной истории. В работе даются краткий анализ и оценка основных итогов его политической и государственной деятельности и истоков формирования, мотивов и особенностей поведения. При подготовке очерка мы использовали воспоминания соратников М. С. Горбачева по работе в государственных и партийных органах, его публикации и интервью, работы отечественных и зарубежных авторов, собственные впечатления о личности М. С. Горбачева в период работы XXVIII съезда и IХХ партийной конференции КПСС[1]. [1] Воспоминания участников любых исторических событий ценны прежде всего приводимыми неоспоримыми фактами и достоверными свидетельствами, но не всегда в них даются объективные оценки и выводы, ибо известна склонность многих политиков к преувеличению своей роли и значимости, представлению в глазах читателя себя как занимающего смелую, мудрую и объективную позицию в период бескомпромиссных борений. Макаркин Николай Петрович Доктор экономических наук, профессор. Заслуженный деятель науки Российской Федерации.
|