Отличительной чертой любого знания, которое претендует на статус научного, является обязательное явное выделение методологического основания, исходя из которого и строится определенная картина мира. Давайте поэтому начнем наше знакомство с социологией с обсуждения того, каким образом строятся и как получаются социологические знания. Но этот вопрос оказывается далеко не простым, поэтому нам придется предварительно ознакомиться с тем, что такое научное знание, как происходит его демаркация от прочих видов знания, какие знания еще бывают. Иными словами нам необходимо совершить краткий экскурс в историю и философию социологии. Человек устроен таким образом, что для того чтобы успешно ориентироваться в окружающей его реальности, ему необходимо эту реальность картировать, то есть в буквальном смысле создать когнитивную карту реальности. В данном случае ситуация полностью аналогична той, которая нам хорошо известна из географии. Есть многообразный природный мир, и если мы хотим в нем не заблудиться, то нам необходима некоторая карта, схема, эскиз окружающей нас реальности, которая позволит нам в ней сориентироваться в зависимости от стоящих перед нами целей и задач. Для решения этой задачи мы обладаем определенными познавательными свойствами и способностями, которые являются теми когнитивными инструментами, которая позволяют нам сделать действительность понятной, знакомой, известной, точно также как географу помогает в решение сходной задачи теодолит и прочие геодезические инструменты различной степени сложности, при использовании которых исследователь может получить карты разной степени точности, масштаба, подробности. Чтобы человек чувствовал себя безопасно, комфортно в окружающем мире, он должен сделать этот мир для себя понятным. Давайте пока оставим в стороне вопрос о том, насколько понятным, как определить правильность созданной карты и ее полезность – все эти вопросы решает гносеология, но нам в данном случае не нужны философские нюансы. Что такое когнитивная карта, которую создает любой из нас по мере знакомства и накопления жизненного опыта об окружающем мире? Когнитивная карта (от лат. cognitio – знание, познание) – образ знакомого пространственного окружения. Когнитивные карты создаются и видоизменяются в результате активного взаимодействия субъекта с окружающим миром. При этом, как уже отмечалось, могут формироваться карты различной степени общности, "масштаба" и организации. Главное ее назначение заключается в том, что картина мира представляет собой картирование, схематизацию той реальности, которая нам интересна, в которой протекает наша деятельность. Эти образы действительности могут быть абсолютно разными в зависимости от решаемых нами задач. Наиболее распространенной является обыденная картина мира, известная также как здравый смысл. Именно она формируется с самого нашего рождения и на протяжении всего нашего жизненного пути, до того момента, когда он не прервется... Иными словами, здравый смысл – это есть обобщение нашего жизненного опыта, который позволяет нам с известной долей успешности адекватно адаптироваться к окружающему миру, дает нам возможность описать те явления и события, которые в нем происходят, построить некоторую модель их объяснения, которая нужна нам для составления предсказания, прогноза того, что, когда, при каких условиях и с какой вероятностью нас ожидает в будущем. Вот эти три задачи и решает любая когнитивная карта человека: Стоит заметить, что не только человеческая психика в состоянии решать эти задачи – все млекопитающие, обладающие развитым мозгом, как показывают исследования, оказываются в состоянии решать эти же три задачи, но делают это с различной степенью успешности и эффективности. Но нас в данной книге будет интересовать, прежде всего, человек и его способы решения задач адаптации к окружающему миру с помощью присущих ему инструментов познания, которые мы будем называть когнитивными инструментами. Психологи хорошо изучили, как происходит генезис когнитивных функций человека, какие этапы проходит осуществляемое им когнитивное конструирование реальности. Базовые исследования провел выдающийся швейцарский биологи и психолог Жан Пиаже (1896–1980), основатель Женевской школы генетической психологии, создавший свой подход в науке о природе познания – генетическую эпистемологию... Баксанский Олег Евгеньевич Доктор философских наук, профессор, ведущий научный сотрудник Физического института им. П. Н. Лебедева РАН, профессор РАН. Преподает физику, математические методы в психологии и социологии, а также естествознание и методологию естественно-научного познания в Московском физико-техническом институте (государственном университете), Национальном исследовательском центре «Курчатовский институт», Московском педагогическом государственном университете, Российском экономическом университете им. Г. В. Плеханова, Российском национальном исследовательском медицинском университете им. Н. И. Пирогова. Автор более 400 научных трудов, в том числе 26 монографий, среди которых: «Моделирование и когнитивные репрезентации», «Методология науки: когнитивный анализ», «Когнитивные науки: междисциплинарный подход», «Когнитивное конструирование реальности: философия образования» (URSS), «Когнитивные репрезентации: обыденные, социальные, научные» (URSS), «Технологии манипуляций массами: реклама, маркетинг, PR, GR (когнитивный подход)» (URSS).
Область научных интересов: физика, математика, естествознание, когнитивная наука и когнитивные дисциплины, методология и философия науки, конвергентные технологии. Специалист по подбору, обучению и мотивации персонала. M.A.NLP, сертифицированный тренер. О. Е. Баксанский имеет богатый и успешный опыт участия в социологических и электоральных кампаниях с начала 90-х годов XX века, а также эффективную практику участия в выборных кампаниях в Российской академии наук начиная с 2003 г. |