URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Шеллинг Ф.В.Й. Система трансцендентального идеализма. Пер. с нем.
Id: 283750
1139 р.

Система трансцендентального идеализма.
Пер. с нем. Изд. 2, стереотип.

URSS. 2022. 484 с. ISBN 978-5-9710-9760-0.
Белая офсетная бумага

Аннотация

Вниманию читателей предлагается книга, являющаяся первым русским переводом классической работы выдающегося немецкого философа, одного из главных представителей немецкого идеализма Фридриха Шеллинга (1775–1854). Книга представляет собой одно из развитых и систематизированных произведений Шеллинга; в ней он излагает свою теорию знания, именуемую им системой трансцендентального идеализма. По этой книге читатель сможет составить представление... (Подробнее)


Содержание
top
Предисловие автора3
Введение9
1. Понятие трансцендентальной ФИЛОСОФИИ11
2. Выводы15
3. Предварительное подразделение трансцендентальной ФИЛОСОФИИ19
4. Орган трансцендентальной ФИЛОСОФИИ24
Первый главный раздел О ПРИНЦИПЕ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОГО ИДЕАЛИЗМА29
Первый раздел. О необходимости высшего принципа знания и о том, каков он должен быть31
Второй раздел. Дедукция самого принципа41
Пояснения45
Общие замечания56
Второй главный раздел ОБЩАЯ ДЕДУКЦИЯ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОГО ИДЕАЛИЗМА61
Предварительное замечание63
Третий главный раздел СИСТЕМА ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ СОГЛАСНО ОСНОВОПОЛОЖЕНИЯМ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОГО ИДЕАЛИЗМА77
Предварительное замечание79
I. Дедукция абсолютного синтеза, содержащегося в акте самосознания80
II. Дедукция промежуточных звеньев абсолютного синтеза87
Часть предварительная87
Первая эпоха. От первоначального ощущения вплоть до творческого созерцания93
А. Как я доходит до созерцания своей ограниченности93
B. Каким образом я себя созерцает в качестве ощущающего109
C. Теория созидающего созерцания129
I. Дедукция созидающего созерцания136
II. Дедукция материи146
Выводы152
Общее замечание но поводу первой эпохи159
Вторая эпоха. От созидающего созерцания вплоть до рефлексии163
Предварительное замечание163
D. Как я доходит до того, что начинает себя созерцать порождающим166
Общее замечание ко второй эпохе223
Третья эпоха. От рефлексии вплоть до абсолютного акта воли226
Общее замечание к третьей эпохе255
Четвертый главный раздел СИСТЕМА ПРАКТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ, ВЫДВИГАЕМАЯ НА ОСНОВАХ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОГО ИДЕАЛИЗМА261
Первое положение. Абсолютная абстракция, т. е. начало всякого сознания объяснимо только при помощи самоопределения или воздействия интеллигенции на самое себя263
Выводы. — (Принцип общий как для теоретической, так и для практической ФИЛОСОФИИ)264
Второе положение. Акт самоопределения, пли свободное воздействие интеллигенции на самое себя, объясним только на основании деятельности другой внешней интеллигенции273
Дополнения289
Е. Каким образом воля вновь приобретает объективность для я296
Третье положение. Воля первоначально с неизбежностью устремляется на внешний объект296
Дополнения327
F. Каким образом само я может дойти до осознания исконной гармонии между субъективным и объективным358
Пятый главный раздел КАКОВЫ ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ТЕЛЕОЛОГИИ СОГЛАСНО С ОСНОВОНАЧАЛАМИ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОГО ИДЕАЛИЗМА363
Шестой главный раздел ДЕДУКЦИЯ ВСЕОБЩЕГО ОРУДИЯ ФИЛОСОФИИ, ИЛИ ПРИНЦИПЫ ФИЛОСОФИИ ИСКУССТВА В СОГЛАСИИ С ОСНОВОНАЧАЛАМИ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОГО ИДЕАЛИЗМА371
1. Дедукция произведения искусства вообще373
2. Что характерно для произведения искусства383
3. Выводы389
Общее замечание по поводу всей системы в целом395
Приложения401
Обзор содержания, составленный издателем собрания сочинений Шеллинга403
Тематическая схема важнейших сочинений Шеллинга до 1809 г. включительно406
Примечания переводчика410
Библиография (составил И. Колубовский)415
1. Маркс-Энгельс-Ленин о Шеллинге415
2. Издания Шеллинга421
3. Русские переводы Шеллинга421
4. Русская литература о Шеллинге423
5. Иностранная литература о Шеллинге442
A. Библиографические источники и основные пособия442
B. Основные направления изучения Шеллинга в иностранной буржуазной литературе442
C. Тематический обзор иностранной литературы, посвященной Шеллингу448
1. Эволюция и периодизация Шеллинговой ФИЛОСОФИИ448
2. Шеллинг и немецкий романтизм449
3. Эстетика Шеллинга450
4. Натур-Философия Шеллинга451
5. ФИЛОСОФИЯ истории Шеллинга452
Указатели к «Системе трансцендентального идеализма»453
Предметный указатель453
Указатель имен476

Об авторе
top
photoШеллинг Фридрих Вильгельм Йозеф
Выдающийся философ-идеалист, представитель немецкой классической философии. Родился в Леонберге близ Штутгарта, в семье протестантского священника. В 1790–1795 гг. учился в Тюбингенском теологическом институте, где познакомился с Г. Гегелем. В 1793 г. встретился с И. Фихте и на долгое время увлекся его философской системой. В 1798 г. по рекомендации Гёте и Фихте был приглашен на кафедру философии в Йенском университете. В 1803–1806 гг. — профессор философии Вюрцбургского университета. В 1806 г. стал штатным членом Баварской академии наук в Мюнхене, где работал более тридцати лет. В 1807–1823 гг. — генеральный секретарь Академии художеств Баварии, с 1827 г. — президент Академии наук Баварии. С 1841 г. — профессор университета в Берлине. Среди слушателей его лекций были С. Кьеркегор, Я. Буркхардт, Ф. Энгельс и М. Бакунин. Позже вернулся в Мюнхен и занялся подготовкой рукописей для публикации.

Центральным понятием философии Шеллинга можно считать идею свободы, которую он последовательно искал сначала в природе, затем в творчестве личности и, наконец, в природе божественного творения. В своих ранних работах он конструирует своеобразную натурфилософскую картину целостного развития мира. Он последовательно раскрывает этапы развития природы как осознание ей самой себя в качестве целесообразного целого. Постановка вопроса о философии природы и разработка теории объективной продуктивной деятельности сознания сделали философию Шеллинга достаточно популярной в среде как европейских естествоиспытателей, так и немецких поэтов, а также оказали воздействие на становление русской философии.