Предисловие автора | 3
|
Введение | 9
|
1. Понятие трансцендентальной ФИЛОСОФИИ | 11
|
2. Выводы | 15
|
3. Предварительное подразделение трансцендентальной ФИЛОСОФИИ | 19
|
4. Орган трансцендентальной ФИЛОСОФИИ | 24
|
Первый главный раздел О ПРИНЦИПЕ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОГО ИДЕАЛИЗМА | 29
|
Первый раздел. О необходимости высшего принципа знания и о том, каков он должен быть | 31
|
Второй раздел. Дедукция самого принципа | 41
|
Пояснения | 45
|
Общие замечания | 56
|
Второй главный раздел ОБЩАЯ ДЕДУКЦИЯ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОГО ИДЕАЛИЗМА | 61
|
Предварительное замечание | 63
|
Третий главный раздел СИСТЕМА ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ СОГЛАСНО ОСНОВОПОЛОЖЕНИЯМ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОГО ИДЕАЛИЗМА | 77
|
Предварительное замечание | 79
|
I. Дедукция абсолютного синтеза, содержащегося в акте самосознания | 80
|
II. Дедукция промежуточных звеньев абсолютного синтеза | 87
|
Часть предварительная | 87
|
Первая эпоха. От первоначального ощущения вплоть до творческого созерцания | 93
|
А. Как я доходит до созерцания своей ограниченности | 93
|
B. Каким образом я себя созерцает в качестве ощущающего | 109
|
C. Теория созидающего созерцания | 129
|
I. Дедукция созидающего созерцания | 136
|
II. Дедукция материи | 146
|
Выводы | 152
|
Общее замечание но поводу первой эпохи | 159
|
Вторая эпоха. От созидающего созерцания вплоть до рефлексии | 163
|
Предварительное замечание | 163
|
D. Как я доходит до того, что начинает себя созерцать порождающим | 166
|
Общее замечание ко второй эпохе | 223
|
Третья эпоха. От рефлексии вплоть до абсолютного акта воли | 226
|
Общее замечание к третьей эпохе | 255
|
Четвертый главный раздел СИСТЕМА ПРАКТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ, ВЫДВИГАЕМАЯ НА ОСНОВАХ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОГО ИДЕАЛИЗМА | 261
|
Первое положение. Абсолютная абстракция, т. е. начало всякого сознания объяснимо только при помощи самоопределения или воздействия интеллигенции на самое себя | 263
|
Выводы. — (Принцип общий как для теоретической, так и для практической ФИЛОСОФИИ) | 264
|
Второе положение. Акт самоопределения, пли свободное воздействие интеллигенции на самое себя, объясним только на основании деятельности другой внешней интеллигенции | 273
|
Дополнения | 289
|
Е. Каким образом воля вновь приобретает объективность для я | 296
|
Третье положение. Воля первоначально с неизбежностью устремляется на внешний объект | 296
|
Дополнения | 327
|
F. Каким образом само я может дойти до осознания исконной гармонии между субъективным и объективным | 358
|
Пятый главный раздел КАКОВЫ ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ТЕЛЕОЛОГИИ СОГЛАСНО С ОСНОВОНАЧАЛАМИ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОГО ИДЕАЛИЗМА | 363
|
Шестой главный раздел ДЕДУКЦИЯ ВСЕОБЩЕГО ОРУДИЯ ФИЛОСОФИИ, ИЛИ ПРИНЦИПЫ ФИЛОСОФИИ ИСКУССТВА В СОГЛАСИИ С ОСНОВОНАЧАЛАМИ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОГО ИДЕАЛИЗМА | 371
|
1. Дедукция произведения искусства вообще | 373
|
2. Что характерно для произведения искусства | 383
|
3. Выводы | 389
|
Общее замечание по поводу всей системы в целом | 395
|
Приложения | 401
|
Обзор содержания, составленный издателем собрания сочинений Шеллинга | 403
|
Тематическая схема важнейших сочинений Шеллинга до 1809 г. включительно | 406
|
Примечания переводчика | 410
|
Библиография (составил И. Колубовский) | 415
|
1. Маркс-Энгельс-Ленин о Шеллинге | 415
|
2. Издания Шеллинга | 421
|
3. Русские переводы Шеллинга | 421
|
4. Русская литература о Шеллинге | 423
|
5. Иностранная литература о Шеллинге | 442
|
A. Библиографические источники и основные пособия | 442
|
B. Основные направления изучения Шеллинга в иностранной буржуазной литературе | 442
|
C. Тематический обзор иностранной литературы, посвященной Шеллингу | 448
|
1. Эволюция и периодизация Шеллинговой ФИЛОСОФИИ | 448
|
2. Шеллинг и немецкий романтизм | 449
|
3. Эстетика Шеллинга | 450
|
4. Натур-Философия Шеллинга | 451
|
5. ФИЛОСОФИЯ истории Шеллинга | 452
|
Указатели к «Системе трансцендентального идеализма» | 453
|
Предметный указатель | 453
|
Указатель имен | 476
|
Шеллинг Фридрих Вильгельм Йозеф Выдающийся философ-идеалист, представитель немецкой классической философии. Родился в Леонберге близ Штутгарта, в семье протестантского священника. В 1790–1795 гг. учился в Тюбингенском теологическом институте, где познакомился с Г. Гегелем. В 1793 г. встретился с И. Фихте и на долгое время увлекся его философской системой. В 1798 г. по рекомендации Гёте и Фихте был приглашен на кафедру философии в Йенском университете. В 1803–1806 гг. — профессор философии Вюрцбургского университета. В 1806 г. стал штатным членом Баварской академии наук в Мюнхене, где работал более тридцати лет. В 1807–1823 гг. — генеральный секретарь Академии художеств Баварии, с 1827 г. — президент Академии наук Баварии. С 1841 г. — профессор университета в Берлине. Среди слушателей его лекций были С. Кьеркегор, Я. Буркхардт, Ф. Энгельс и М. Бакунин. Позже вернулся в Мюнхен и занялся подготовкой рукописей для публикации.
Центральным понятием философии Шеллинга можно считать идею свободы, которую он последовательно искал сначала в природе, затем в творчестве личности и, наконец, в природе божественного творения. В своих ранних работах он конструирует своеобразную натурфилософскую картину целостного развития мира. Он последовательно раскрывает этапы развития природы как осознание ей самой себя в качестве целесообразного целого. Постановка вопроса о философии природы и разработка теории объективной продуктивной деятельности сознания сделали философию Шеллинга достаточно популярной в среде как европейских естествоиспытателей, так и немецких поэтов, а также оказали воздействие на становление русской философии.