ВВЕДЕНИЕ В МЕТРИКУ Теория стиха | 5
|
ПРЕДИСЛОВИЕ | 5
|
Глава первая ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ | 8
|
1. Задачи метрики | 8
|
2. Метр и ритм | 11
|
3. Стих и музыка | 16
|
4. Системы стихосложения | 19
|
Глава вторая СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ | 26
|
5. Русские теоретики XVIII —XIX вв | 26
|
6. Теория А. Белого | 29
|
7. Графический метод | 32
|
8. Критика системы А. Белого | 35
|
9. Ритм и метр в двудольных размерах | 40
|
10. Трехдольные размеры | 47
|
11. Борьба против метра | 51
|
12. Теория русского силлабо-тонического стиха | 55
|
13. Терминология | 63
|
14. Силлабический стих | 65
|
15. Русский стих по сравнению с германским и романским | 71
|
Глава третья ИЗ ОБЛАСТИ РУССКОЙ ПРОСОДИИ | 80
|
16. Понятие ударения | 80
|
17. Спорные вопросы русской акцентологии | 85
|
18. Односложные двойственные слова | 91
|
19. Двусложные двойственные слова | 103
|
20. Теория интенс. Сложные слова | 107
|
21. Просодия и метрика | 112
|
Глава четвертая ОПРЕДЕЛИТЕЛИ СТИХА | 116
|
22. Метрические определители. Окончание | 116
|
23. Анакруза | 122
|
24. Цезура | 129
|
25. Ритмические определители. Относительная сила ударений | 142
|
26. Словоразделы | 148
|
27. Ритмико-сиитаксические фигуры Enjambement | 151
|
Глава пятая ЧИСТО ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ | 163
|
28. Теория чисто тонического стихосложения | 163
|
29. Немецкий тонический стих | 173
|
30. Английский тонический стих | 184
|
31. Русские дольники. Символисты. Маяковский | 188
|
32. Подражания античным размерам: дактило-хореический гекзаметр | 200
|
33. Логаэдические размеры | 209
|
34. Русский народный стих | 215
|
35. Подражания народному стиху | 221
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | 229
|
36. Общие выводы | 229
|
РИФМА, ЕЕ ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ | 235
|
ПРЕДИСЛОВИЕ | 235
|
ПРЕДИСЛОВИЕ К ПЕРВОМУ ИЗДАНИЮ | 243
|
Глава первая ПРОБЛЕМА РИФМЫ | 245
|
Глава вторая КЛАССИФИКАЦИЯ РИФМЫ | 254
|
I. Рифма с метрической точки зрения | 255
|
1. Рифма и стиховое окончание | 255
|
2. Рифма и строфа | 268
|
3. Внутренняя рифма | 271
|
II. Рифма как прием инструментовки | 282
|
III. Рифма и смысл | 290
|
1. Морфологическое строение рифмы | 291
|
2. Рифма с лексической точки зрения | 299
|
Глава третьи ИЗ ИСТОРИИ РУССКОЙ РИФМЫ | 304
|
I. Рифмы бедные и богатые | 306
|
II. Орфография и произношение | 308
|
III. Рифмы приблизительные | 321
|
1. Ударные гласные | 322
|
2. Согласные | 324
|
3. Заударные гласные | 334
|
4. Составные рифмы | 350
|
IV. Рифмы неточные | 355
|
1. XVIII и XIX век | 356
|
2. Символисты | 362
|
3. Маяковский | 371
|
Глава четвертая ПРОИСХОЖДЕНИЕ РИФМЫ | 377
|
1. Древнегерманский аллитерационный стих | 379
|
2. Архаические формы немецкой рифмы | 387
|
3. Неточная рифма в романских языках | 394
|
4. Русские силлабические вирши | 398
|
5. Рифма в былине | 402
|
Глава пятая ОБЩИЕ ВЫВОДЫ | 425
|
КОМПОЗИЦИЯ ЛИРИЧЕСКИХ СТИХОТВОРЕНИЙ | 433
|
Введение | 433
|
1. Задача и метод | 434
|
2. Композиция и метрика. Стих | 438
|
3. Метрическая композиция. Строфа | 441
|
4. Композиционные повторения. Терминология | 450
|
5. Композиция и синтаксис | 453
|
6. Анафорическая композиция | 461
|
7. Внутренняя анафора | 472
|
8. Амебейная композиция | 474
|
9. Композиционная концовка | 483
|
10. Припев (рефрен) | 493
|
11. Кольцо строфы | 498
|
12. Кольцо стихотворения | 502
|
13. Композиционная спираль | 518
|
14. Композиционный стык | 520
|
15. Строфические формы с канонизованными повторениями | 524
|
16. Композиция свободных стихов | 527
|
СТАТЬИ | 539
|
СТИХОСЛОЖЕНИЕ МАЯКОВСКОГО | 539
|
О РИТМИЧЕСКОЙ ПРОЗЕ | 569
|
ПРИМЕЧАНИЯ | 589
|
УКАЗАТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ, ЦИТИРУЕМОЙ В ТЕКСТЕ ПОД СООТВЕТСТВУЮЩИМИ НОМЕРАМИ | 589
|
ИЗДАНИЯ РУССКИХ ПОЭТОВ, ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ В КНИГЕ | 594
|
ПРИМЕЧАНИЯ | 596
|
ТРУДЫ В. М. ЖИРМУНСКОГО ПО ПОЭТИКЕ И ТЕОРИИ СТИХА | 639
|
ПОСЛЕСЛОВИЕ | 643
|
В. Е. Холшевников В. М. Жирмунский-стиховед | 643
|
Жирмунский Виктор Максимович
Выдающийся отечественный филолог и литературовед, один из основоположников современной германистики. Родился в 1891 г. в Петербурге. В 1912 г. окончил историко-филологический факультет Петербургского университета и был направлен в Германию, где изучал немецкую и английскую литературу и философию. В 1915 г. стал приват-доцентом Петербургского университета, с 1919 г. — профессор. В 1933 г. основал кафедру истории западноевропейских литератур, которой заведовал до 1949 г. В 1939 г. был избран членом-корреспондентом Академии наук СССР, а в 1966 г. — ее действительным членом.
В. М. Жирмунский — автор многих языковедческих работ по общему языкознанию, сравнительной грамматике германских языков, диалектологии, истории немецкого языка. Кроме того, он широко известен исследованиями в области истории западной и русской литературы, теории литературы, поэтики, стиховедения, фольклора и востоковедения.