Общественные науки не всегда поспевают за развитием истории и научно-технического прогресса. В мировой политической философии бытуют две точки зрения. Согласно одной, «политика — это концентрированная экономика» (В. И. Ленин), указывающая на определяющую роль экономического базиса или производственных отношений . По другой версии, принадлежащей известному французскому социологу Раймону Арону (1905–1983), социально-эко¬номи¬че¬ский строй политику не определяет. По его словам, «политика никогда не сводится к экономике» . Нам представляется, что в периоды общественных потрясений (экономического кризиса, войн, эпидемий и природных катаклизмов) государственная власть как относительно независимая политическая надстройка над экономическим базисом может играть решающую роль. В экономически развитых странах наблюдаются размывание классовых граней и атомизация общества. Идеологии смешиваются, и нередко у правоконсервативных партий можно встретить черты левых (социал-демократических и социалистических) взглядов, и наоборот. С одной стороны, заметно уменьшилась роль традиционных партий, а с другой стороны, возросло влияние харизматических личностей, популистских демагогов и главных средств массовой информации. Во всех индустриально развитых странах самой многочисленной группой стал средний класс, составляющий от 2/3 до 3/4 самодеятельного населения. Наибольшую политическую активность в нем проявляет интеллигенция. Ее высокооплачиваемая часть обслуживает интересы крупного капитала, а наиболее массовая часть — интересы пролетарских и полупролетарских слоев (рабочих, служащих, мелких и средних фермеров). Некоторые общественные деятели и политики хотели бы понимать под духовными скрепами России религиозные конфессии. Но в светском государстве ученые имеют свое видение духовных скреп: это — мировоззренческие понятия. О значении таких понятий в истории философской мысли сказано немало. Сенека: «Для того, кто не знает в какую гавань плыть, нет попутного ветра». Вольтер: «Идеи правят миром». Гегель: «Если в голове нет идеи, то глаза не видят фактов». С. Гессен: «Пренебрежение философским знанием мстит за себя в жизни не менее, чем игнорирование законов природы». Маркс: «Теория становится материальной силою, как только она овладевает массами». Идеологический плюрализм, декларируемый в странах Запада и в Конституции РФ, служит прикрытием доминирования одной буржуазной идеологии. Но для нашей страны, имеющей опыт строительства иного социально-эко¬номи¬че¬ского и политического строя, буржуазная (либеральная) идеология воспринимается с трудом. Государственная идеология в Советском Союзе отличалась подлинным гуманизмом и социальной справедливостью. Без руководства передовой идеологией мы не смогли бы в кратчайший исторический срок подняться до уровня передовых стран мира, осуществить индустриализацию и коллективизацию сельского хозяйства, провести культурную революцию, добиться огромных социальных завоеваний, победить в жесточайшей войне фашизм, быть на передовых научных позициях. Конституционная реформа 2020 г. не стала ни «революцией сверху», ни «революцией народно-патриотических сил». Но в любом случае она была очередным поражением отечественных либералов, которые в отличие от западных единомышленников — политических центристов и социал-реформаторов — являются преимущественно консерваторами и антикоммунистами. С принятием поправок к Конституции РФ президент В. В. Пу¬тин прямо указал, что он рассматривает Россию как государство, «осуществляющее социально-ориентированную политику». За три последних десятилетия Россия сильно изменилась. Рыночная экономика наполнила магазины товарами и предметами роскоши. Но какой ценой это было достигнуто? Не обострились ли при этом социальные отношения? Почему в стране с богатейшими природными ресурсами проблема бедности и безработицы волнует многих граждан? Современный капитализм не одинаков в разных странах. Современная Россия имеет как общие, так и отличные от других капиталистических стран черты. Российская модель капитализма отказалась от ряда важных инструментов государственного регулирования экономики, которые давно используют (с момента «Великой депрессии» 30-х годов XX века) многие страны. Она, к сожалению, воспроизводит ущербную форму «конкурентной экономики», которая, по словам видного экономиста В. Иноземцева, держится в основном на использовании сверхприбыли от использования природных ресурсов — нефти, газа, цветных металлов, леса, земли . Наконец, российская модель пока находится в большой зависимости от транснациональных корпораций. В развитии нашей страны на современном этапе определилось два периода: до 2020 г. и после. Переломный момент связан не только с преодолением эпидемии коронавируса, но и с возрастающим пониманием в российском обществе тупиковости либеральных реформ. За последние два десятилетия президенту В. В. Путину удалось остановить наглое разграбление природных ресурсов и других национальных богатств России. Понемногу, хотя и с большими трудностями, начали возрождаться промышленность, сельское хозяйство, социальная сфера. Начала обновляться инфраструктура российских городов и сел. Нам представляется, что на данном этапе Россия могла бы сделать цивилизационный рывок вперед, определив своей целью построение «социального государства» не на словах, а на деле. Как исследователи мы не претендуем на полную доказательность своих суждений. Подобно другим обществоведам мы разделяем слова объединителя Германии Отто фон Бисмарка: «Всю правду сказать невозможно, но все сказанное тобой должно быть правдой».
Коломийцев Валентин Федорович Доктор исторических наук, профессор кафедры социологии, политологии и экономики Московского городского педагогического университета. Автор книг "Рабочий класс и профсоюзы Франции в борьбе против монополий (1968-1981)" (1981), "Монополии и рабочий класс: Миф о социальном мире и действительность" (1985), "Методология истории: От источника к исследованию" (2001), "Социология и политика" (М., URSS), "Россия: Реформы, трансформация, модернизация. Заметки политолога" (М., URSS), "К истории русской общественно-политической мысли: Очерки" (М., URSS), "Мысли Арона (в свете западной социологии XX века)" (М., URSS).
|