URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Харченко В.К. Искусство рецензирования Обложка Харченко В.К. Искусство рецензирования
Id: 283552
425 р.

Искусство рецензирования

URSS. 2022. 100 с. ISBN 978-5-9710-9566-8.
Белая офсетная бумага
  • Мягкая обложка
Жанр рецензии • Класс рецензентов • Что дает написание рецензии? • Структура рецензии • Язык рецензирования • Цитаты и другие голоса в рецензиях • Личный момент и рецензирование • Смешное в рецензиях • Традиции рецензирования • Подготовка: дальний прицел • Драматургия рецензий • Поэтика рецензий • Новое, новшество • Оценочная часть • Практический выход • Плоды рецензирования.

Аннотация

Рецензия занимает срединное, промежуточное положение между книгой и массой ее потенциальных адресатов. На основе личного опыта написания рецензий раскрываются различные стороны этого процесса: трудности и выигрыши в написании рецензий, традиции и современное состояние, оценочная часть и практические выходы, драматизм рецензий и особенности их языка.

Для широкого круга читателей. (Подробнее)


Оглавление
top
Оглавление3
1. Жанр рецензии4
2. Класс рецензентов6
3. Что дает написание рецензии?11
4. Структура рецензии15
5. Язык рецензирования18
6. По желанию или по разнарядке?24
7. Цитаты и другие голоса в рецензиях29
8. Живые и мертвые34
9. Личный момент и рецензирование37
10. Смешное в рецензиях40
11. Традиции рецензирования42
12. Подготовка: дальний прицел45
13. Драматургия рецензий52
14. Поэтика рецензий60
15. Новое, новшество66
16. Оценочная часть72
17. Практический выход76
18. «Впоследствии»: плоды рецензирования84
Литература88
Рецензии В. К. Харченко91

Жанр рецензии
top

В пространстве совокупного книжного общения определенное место издавна отводилось анализу книг, как правило, книг свежих, недавно вышедших из печати, — другими словами написанию рецензий. «Всегда отводилось» — действительно было такое движение, но не сейчас или, как пишут известные журналисты, — не в эту пору. Написание рецензий становится делом любительским, личным; более того, раздаются голоса, что жанр рецензий как жанр уходит, исчезает, растворяется. Получаем в итоге нечто среднее: это и не рецензия вовсе, а, скорее, эссе, то есть разговор по поводу, по случаю… «У нас считается презренным главный служебный жанр критики — рецензия. Между тем это единственный способ организации культурного процесса, превращения его из хаотической массы фактов в структуру, достойную наблюдения. Но мы все пишем эссе» [Вайль 2015: 225].

И все-таки выход к другому, относительно новому для нас жанру бывает значимым не только потому, что в пределах своей профессии в идеале надо уметь решить любую задачу, но и как вызов самому себе. Смогу ли я написать, сумею ли выйти на свежие мысли, справлюсь ли? Но при этом написать свою рецензию свежее, интереснее, нежели пишутся обычные рецензии. «Я люблю бросать сам себе вызов, находя зияния не только в культуре, но и в себе», — признавался М. Н. Эпштейн (Знание — сила. 2010. № 7. С. 58).

Есть еще одно предваряющее обстоятельство. В своей книге мы будем говорить о собственно рецензиях, а отнюдь не о «рецензиях», написанных по требованиям того или иного издательства, которыми, увы и ах, сейчас охвачены многие печатные организации, когда настоящим (не хотелось бы употреблять это слово!) рецензентом становится автор книги, а «рецензент» лишь ставит свою подпись под текстом.

В конце книги приведен список написанных нами рецензий по книгам, представленным по авторам в алфавитном порядке, их около шестидесяти (58 позиций). Кроме того, свыше десяти публикаций включены в общий список: в них отсутствует само слово «рецензия», но они являются по существу рецензиями (70 позиций). Кстати, составлять такой выборочный список было непросто: на самом деле, в него могут быть добавлены и многие другие публикации, но мы включили в свой перечень только те работы, на которые есть ссылки в книге.

Итак, за годы работы нам приходилось писать много рецензий на книги различных по статусу людей (не говоря уже о диссертациях, статьях, коих тоже было немало, но они не вошли в данную работу), и сейчас кое-что из своего опыта рецензирования мы попытаемся обобщить, поскольку весьма ценим сам жанр рецензирования.

Рецензия — это отклик на книгу. И пишется он двумя способами: или после прочтения книги, или параллельно, по мере прочтения. Оба способа чреваты своими недостатками: после прочтения кое-что забывается, уходит, а параллельное написание рецензии подчас не дает отличить главного от второстепенного, но в каждом подходе есть свои плюсы. Конечно, рецензия — это не статья и тем более не пересказ книги, тут есть свои трудности и свои выигрыши (безусловные выигрыши!), о чем и пойдет речь далее.


Об авторе
top
photoХарченко Вера Константиновна
Доктор филологических наук, профессор. Профессор кафедры русского языка и русской литературы Белгородского государственного национального исследовательского университета. Занимается теорией метафоры, разговорной речью, лингвосенсорикой, а также лексикографией детской речи и цветообозначений. Автор 770 научных работ, известных в России и за рубежом.