В пространстве совокупного книжного общения определенное место издавна отводилось анализу книг, как правило, книг свежих, недавно вышедших из печати, — другими словами написанию рецензий. «Всегда отводилось» — действительно было такое движение, но не сейчас или, как пишут известные журналисты, — не в эту пору. Написание рецензий становится делом любительским, личным; более того, раздаются голоса, что жанр рецензий как жанр уходит, исчезает, растворяется. Получаем в итоге нечто среднее: это и не рецензия вовсе, а, скорее, эссе, то есть разговор по поводу, по случаю… «У нас считается презренным главный служебный жанр критики — рецензия. Между тем это единственный способ организации культурного процесса, превращения его из хаотической массы фактов в структуру, достойную наблюдения. Но мы все пишем эссе» [Вайль 2015: 225]. И все-таки выход к другому, относительно новому для нас жанру бывает значимым не только потому, что в пределах своей профессии в идеале надо уметь решить любую задачу, но и как вызов самому себе. Смогу ли я написать, сумею ли выйти на свежие мысли, справлюсь ли? Но при этом написать свою рецензию свежее, интереснее, нежели пишутся обычные рецензии. «Я люблю бросать сам себе вызов, находя зияния не только в культуре, но и в себе», — признавался М. Н. Эпштейн (Знание — сила. 2010. № 7. С. 58). Есть еще одно предваряющее обстоятельство. В своей книге мы будем говорить о собственно рецензиях, а отнюдь не о «рецензиях», написанных по требованиям того или иного издательства, которыми, увы и ах, сейчас охвачены многие печатные организации, когда настоящим (не хотелось бы употреблять это слово!) рецензентом становится автор книги, а «рецензент» лишь ставит свою подпись под текстом. В конце книги приведен список написанных нами рецензий по книгам, представленным по авторам в алфавитном порядке, их около шестидесяти (58 позиций). Кроме того, свыше десяти публикаций включены в общий список: в них отсутствует само слово «рецензия», но они являются по существу рецензиями (70 позиций). Кстати, составлять такой выборочный список было непросто: на самом деле, в него могут быть добавлены и многие другие публикации, но мы включили в свой перечень только те работы, на которые есть ссылки в книге. Итак, за годы работы нам приходилось писать много рецензий на книги различных по статусу людей (не говоря уже о диссертациях, статьях, коих тоже было немало, но они не вошли в данную работу), и сейчас кое-что из своего опыта рецензирования мы попытаемся обобщить, поскольку весьма ценим сам жанр рецензирования. Рецензия — это отклик на книгу. И пишется он двумя способами: или после прочтения книги, или параллельно, по мере прочтения. Оба способа чреваты своими недостатками: после прочтения кое-что забывается, уходит, а параллельное написание рецензии подчас не дает отличить главного от второстепенного, но в каждом подходе есть свои плюсы. Конечно, рецензия — это не статья и тем более не пересказ книги, тут есть свои трудности и свои выигрыши (безусловные выигрыши!), о чем и пойдет речь далее.
![]() Доктор филологических наук, профессор. Профессор кафедры русского языка и русской литературы Белгородского государственного национального исследовательского университета. Занимается теорией метафоры, разговорной речью, лингвосенсорикой, а также лексикографией детской речи и цветообозначений. Автор 770 научных работ, известных в России и за рубежом.
|