Показать ещё...
Двухтомный вузовский учебник «Современный русский литературный язык» известного лингвиста, члена-корреспондента Академии педагогических наук РСФСР А. Н. Гвоздева, более 20 лет отдавшего работе в Куйбышевском педагогическом институте, занимает в разработке этого основного лингвистического курса русистов-филологов особое место. Это единственный фундаментальный учебник одного автора, охватывающий все разделы курса, кроме лексикологии. Являясь итогом масштабной и многосторонней научной и педагогической деятельности , обе книги характеризуются концептуальной цельностью. Они не только закладывают основы языковедческих знаний, но и воспитывают лингвистическое мышление, навыки вдумчивого, исследовательского отношения к языку. Автор не скупится на объяснение фактов языка, равно как и на необедненный показ этих фактов, на эстетически образцовый иллюстративный материал. Книги А. Н. Гвоздева получили высокую оценку его современников. О их успехе свидетельствует многократное переиздание. При жизни автора они вышли в 1958 г.; посмертно в «Учпедгизе» / «Просвещении» в 1961, 1967–1968, 1973 гг.; 1-я часть — в 1995–1997 гг. в трех выпусках в Самаре. По фундаментальности, по установке на осознанное, глубокое и заинтересованное освоение курс А. Н. Гвоздева остается непревзойденным до сих пор. В издаваемой 1-й части двухтомника А. Н. Гвоздева отражены фонологические и морфонологические взгляды автора — представителя «щербовской» («Ленинградской») фонологической школы — ЛФШ. С позиций ЛФШ характеризуется общее понятие фонемы, система фонем русского языка; основной принцип русской орфографии; различия (в устной форме литературного языка) парадигм склонения и спряжения с ударными и безударными окончаниями; дополнительная различительная роль в парадигмах фонетически обусловленных чередований звуков в основах и т. д. Морфонологические вопросы, касающиеся морфологической и словообразовательной роли исторических чередований, получают развернутое освещение и в разделе, специально посвященном этим чередованиям, и в разделах, характеризующих словообразование и словоизменение разных частей речи. В освещении всех вопросов морфологии и словообразования большое место занимают семантические характеристики языковых явлений. Думаем, что внимательное изучение курса по учебнику А. Н. Гвоздева обеспечивает базу для освоения (а иногда и для критической оценки) появившихся после его создания ряда новых понятий и концепций. *** При подготовке книги к настоящему — 6-му — изданию в основном осуществлялась только минимальная редакторская правка. Известным композиционным перестановкам и небольшому расширению подверглись лишь некоторые параграфы, характеризующие разряды местоимений. В раздел, посвященный морфологическому составу слова и словообразованию, включен достаточно развернутый комментарий редактора — «О рассмотрении вопросов словообразования в курсе А. Н. Гвоздева». В чисто прагматическом отношении потребность в этом комментарии вызвана отсутствием в учебнике специального рассмотрения и последовательного терминологического обозначения морфологических способов словообразования. С другой стороны, в книге представлены богатые материалы, подробно характеризующие словообразовательные модели по отдельным частям речи, и назначение комментария — сориентировать читателя в особенностях принятой здесь системы описания русского словообразования. Сразу отметим принципиальную близость этой системы к той, которая принята в одном из ныне действующих школьных учебников . Как пишут авторы соответствующего учебного комплекса, здесь «не отрабатывается разграничение морфемного и словообразовательного разборов, меньше уделяется внимания способам словообразования» . С другой стороны, в отличие от учебников М. Т. Баранова, А. А. Ладыженской и других авторов, вводятся небольшие, но содержательные разделы, характеризующие словообразовательные модели отдельных частей речи. Среди изменений в техническом оформлении, осуществленных при подготовке книги к переизданию, укажем на укрупненное содержание параграфов (во второй половине работы) и соответствующее изменение их нумерации в текстовых отсылках. Доктор филологических наук, профессор Е. С. Скобликова
Настоящий выпуск представляет собой часть общего курса современного русского литературного языка и включает фонетику и первый раздел грамматики — морфологию в широком понимании; в следующие выпуски войдут синтаксис и лексика. Целью данного курса является обзор основных явлений современного русского литературного языка, относящихся к разным сторонам языковой системы, и раскрытие их характерных свойств и объема, а также тенденций их развития. С этой стороны внимание направлено на установление продуктивности одних явлений и зависящей от нее их устойчивости, распространенности, роста; непродуктивности других и связанного с этим их пережиточного характера и нарушения ими действующих в современном языке закономерностей. В связи с тем, что язык в целом и в отдельных его элементах представляет собой исторически изменяющееся явление, давая характеристику русского языка как средства общения, нельзя рассматривать его как замкнутую систему с элементами, лишенными изменения и развития. Поэтому иногда, в самом ограниченном количестве, привлекаются факты ближайшего прошлого в истории русского языка (XVIII–XIX вв.) с тем, чтобы показать (хотя бы в виде намеков) отношение современной языковой системы к предыдущим этапам в историческом развитии языка, наметить процессы отмирания одних явлений и развития других. Исследование сосредоточивается на характеристике современного литературного языка; поэтому, как правило, рассматриваются языковые явления, составляющие норму в литературном языке. В случаях, когда употребление отдельных явлений достаточно отчетливо ограничено рамками тех или иных стилей, это отмечается. Изредка привлекаются нелитературные факты — или для показа процессов и тенденций развития известных явлений (архаизмы, диалектизмы), или в целях иллюстрации их нелитературности (просторечие). Кроме того, не вошедшие в литературный язык явления — индивидуальные новообразования — привлекаются в качестве методического приема исследования как показательный материал, свидетельствующий о продуктивности явлений. Пособие рассчитано на студентов, владеющих русским языком. Поэтому внимание направляется на выяснение имеющихся в языке закономерностей и описываются явления, охватываемые правилами; наоборот, объем и характер курса не допускали приведения исчерпывающих перечней различных единичных явлений; такие явления привлекаются преимущественно для иллюстрации того, что они оказываются за пределами действующих закономерностей и выступают как исключения из правил. Учитывая то обстоятельство, что в средней школе изложение грамматики нередко носит догматический характер, и имея в виду развитие у студентов сознательного отношения к фактам родного языка, выработку умения самостоятельно анализировать их, автор стремился избегать декларативного изложения и старался сопровождать выдвигаемые положения аргументами и иллюстративным материалом, помогающим лучше понимать изучаемые явления. В освещении проблем, составляющих предмет курса, стремление автора было направлено на то, чтобы знакомить с их трактовкой, установившейся и достаточно выработанной в науке о русском языке. Но по ряду вопросов существуют разные точки зрения и дискуссионные положения. Естественно, что излагаются те концепции, которые представляются автору более обоснованными. Объем курса не позволяет включать обзор разных точек зрения по отдельным дискуссионным вопросам; лишь в отношении наиболее крупных проблем коротко сообщается об имеющихся расхождениях и указывается соответствующая литература. 30 июня 1955 г. А. Н. Гвоздев Второе издание в целом воспроизводит первое издание. Сделаны лишь исправления допущенных в первом издании опечаток и недосмотров и незначительные дополнения; при этом по возможности приняты во внимание указания рецензий и отзывов, за которые приношу благодарность авторам. 30 ноября 1959 г. А. Н. Гвоздев
Гвоздев Александр Николаевич Выдающийся отечественный языковед-русист. Деятельность его характеризуется широтой исследовательских интересов и масштабностью результатов, достигнутых в тех областях лингвистики, к которым он обращался: изучении детской речи, диалектологии, фонетике, фонологии, морфонологии и орфографии, создании вузовских курсов по современному русскому языку и стилистике.
В 1918 г. окончил Московский университет. 20 лет (1918–1938) работал в Пензе; с 1938 г. до конца жизни — в Куйбышевском педагогическом институте. К пензенскому периоду относятся работы по изучению детской речи, первые большие публикации по этой тематике в московских изданиях (1927–1928); избрание в 1925 г. членом Московской диалектологической комиссии; присвоение в 1938 г. без защиты диссертации ученой степени кандидата наук. В 1943 г. А. Н. Гвоздев защитил в МГУ докторскую диссертацию «Формирование у ребенка грамматического строя русского языка». В 1945 г. избран членом-корреспондентом Академии педагогических наук РСФСР. С куйбышевским периодом жизни связано продолжение прежних разработок и новых направлений деятельности. А. Н. Гвоздев создает вузовские учебники и учебные пособия по современному русскому языку и стилистике, работы по фонологии, морфологии, орфографии, не потерявшие актуальность и в наши дни. |
2024. 288 с. Мягкая обложка. 15.9 EUR Новинка недели!
Особенности 20-го выпуска: - исправили предыдущие ошибки - Добавлены разновидности в раздел разновидностей юбилейных монет СССР - В раздел 50 копеек 2006-2015 добавлены немагнитные 50 копеек 10 копеек 2005 М (ввел доп. разворот) - Добавлена информация о 1 рубле 2010 СПМД немагнитный... (Подробнее) 2024. 720 с. Твердый переплет. 19.9 EUR
Книга «Зияющие высоты» – первый, главный, социологический роман, созданный интеллектуальной легендой нашего времени – Александром Александровичем Зиновьевым (1922-2006), единственным российским лауреатом Премии Алексиса де Токвиля, членом многочисленных международных академий, автором десятков логических... (Подробнее) 2022. 1656 с. Твердый переплет. 169.9 EUR
Впервые в свет выходит весь комплекс черновиков романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита», хранящихся в научно-исследовательском отделе рукописей Российской государственной библиотеки. Текст черновиков передаётся методом динамической транскрипции и сопровождается подробным текстологическим... (Подробнее) 2023. 274 с. Мягкая обложка. 14.9 EUR
Арабо-израильский конфликт, в частности палестино-израильский, на протяжении многих десятилетий определял политическую ситуацию на Ближнем Востоке. На современном этапе наблюдается падение значимости палестинской проблемы в системе международных приоритетов основных акторов. В монографии... (Подробнее) URSS. 2024. 136 с. Мягкая обложка. В печати
В настоящей книге, написанной выдающимся тренером А.Н.Мишиным, описывается техника фигурного катания, даются практические советы по овладению этим видом спорта. В книге рассматриваются основы техники элементов фигурного катания и то, как эти элементы соединяются в спортивные программы, излагаются... (Подробнее) 2024. 400 с. Твердый переплет. 16.9 EUR
Как реализовать проект в срок, уложиться в бюджет и не наступить на все грабли? Книга Павла Алферова — подробное практическое руководство для всех, кто занимается разработкой и реализацией проектов. Его цель — «переупаковать» проектное управление, сделать метод более применимым к российским... (Подробнее) URSS. 2024. 344 с. Мягкая обложка. 18.9 EUR
Мы очень часто сталкиваемся с чудом самоорганизации. Оно воспринимается как само собой разумеющееся, не требующее внимания, радости и удивления. Из случайно брошенного замечания на семинаре странным образом возникает новая задача. Размышления над ней вовлекают коллег, появляются новые идеи, надежды,... (Подробнее) URSS. 2023. 272 с. Мягкая обложка. 15.9 EUR
Настоящая книга посвящена рассмотрению базовых понятий и техник психологического консультирования. В ней детально представлены структура процесса консультирования, описаны основные его этапы, содержание деятельности психолога и приемы, которые могут быть использованы на каждом из них. В книге... (Подробнее) URSS. 2024. 704 с. Твердый переплет. 26.9 EUR
В новой книге профессора В.Н.Лексина подведены итоги многолетних исследований одной из фундаментальных проблем бытия — дихотомии естественной неминуемости и широчайшего присутствия смерти в пространстве жизни и инстинктивного неприятия всего связанного со смертью в обыденном сознании. Впервые... (Подробнее) URSS. 2024. 576 с. Мягкая обложка. 23.9 EUR
Эта книга — самоучитель по военной стратегии. Прочитав её, вы получите представление о принципах военной стратегии и сможете применять их на практике — в стратегических компьютерных играх и реальном мире. Книга состоит из пяти частей. Первая вводит читателя в мир игр: что в играх... (Подробнее) |