Двухтомный вузовский учебник «Современный русский литературный язык» известного лингвиста, члена-корреспондента Академии педагогических наук РСФСР А. Н. Гвоздева, более 20 лет отдавшего работе в Куйбышевском педагогическом институте, занимает в разработке этого основного лингвистического курса русистов-филологов особое место. Это единственный фундаментальный учебник одного автора, охватывающий все разделы курса, кроме лексикологии. Являясь итогом масштабной и многосторонней научной и педагогической деятельности , обе книги характеризуются концептуальной цельностью. Они не только закладывают основы языковедческих знаний, но и воспитывают лингвистическое мышление, навыки вдумчивого, исследовательского отношения к языку. Автор не скупится на объяснение фактов языка, равно как и на необедненный показ этих фактов, на эстетически образцовый иллюстративный материал. Книги А. Н. Гвоздева получили высокую оценку его современников. О их успехе свидетельствует многократное переиздание. При жизни автора они вышли в 1958 г.; посмертно в «Учпедгизе» / «Просвещении» в 1961, 1967–1968, 1973 гг.; 1-я часть — в 1995–1997 гг. в трех выпусках в Самаре. По фундаментальности, по установке на осознанное, глубокое и заинтересованное освоение курс А. Н. Гвоздева остается непревзойденным до сих пор. В издаваемой 1-й части двухтомника А. Н. Гвоздева отражены фонологические и морфонологические взгляды автора — представителя «щербовской» («Ленинградской») фонологической школы — ЛФШ. С позиций ЛФШ характеризуется общее понятие фонемы, система фонем русского языка; основной принцип русской орфографии; различия (в устной форме литературного языка) парадигм склонения и спряжения с ударными и безударными окончаниями; дополнительная различительная роль в парадигмах фонетически обусловленных чередований звуков в основах и т. д. Морфонологические вопросы, касающиеся морфологической и словообразовательной роли исторических чередований, получают развернутое освещение и в разделе, специально посвященном этим чередованиям, и в разделах, характеризующих словообразование и словоизменение разных частей речи. В освещении всех вопросов морфологии и словообразования большое место занимают семантические характеристики языковых явлений. Думаем, что внимательное изучение курса по учебнику А. Н. Гвоздева обеспечивает базу для освоения (а иногда и для критической оценки) появившихся после его создания ряда новых понятий и концепций. *** При подготовке книги к настоящему — 6-му — изданию в основном осуществлялась только минимальная редакторская правка. Известным композиционным перестановкам и небольшому расширению подверглись лишь некоторые параграфы, характеризующие разряды местоимений. В раздел, посвященный морфологическому составу слова и словообразованию, включен достаточно развернутый комментарий редактора — «О рассмотрении вопросов словообразования в курсе А. Н. Гвоздева». В чисто прагматическом отношении потребность в этом комментарии вызвана отсутствием в учебнике специального рассмотрения и последовательного терминологического обозначения морфологических способов словообразования. С другой стороны, в книге представлены богатые материалы, подробно характеризующие словообразовательные модели по отдельным частям речи, и назначение комментария — сориентировать читателя в особенностях принятой здесь системы описания русского словообразования. Сразу отметим принципиальную близость этой системы к той, которая принята в одном из ныне действующих школьных учебников . Как пишут авторы соответствующего учебного комплекса, здесь «не отрабатывается разграничение морфемного и словообразовательного разборов, меньше уделяется внимания способам словообразования» . С другой стороны, в отличие от учебников М. Т. Баранова, А. А. Ладыженской и других авторов, вводятся небольшие, но содержательные разделы, характеризующие словообразовательные модели отдельных частей речи. Среди изменений в техническом оформлении, осуществленных при подготовке книги к переизданию, укажем на укрупненное содержание параграфов (во второй половине работы) и соответствующее изменение их нумерации в текстовых отсылках. Доктор филологических наук, профессор Е. С. Скобликова
Настоящий выпуск представляет собой часть общего курса современного русского литературного языка и включает фонетику и первый раздел грамматики — морфологию в широком понимании; в следующие выпуски войдут синтаксис и лексика. Целью данного курса является обзор основных явлений современного русского литературного языка, относящихся к разным сторонам языковой системы, и раскрытие их характерных свойств и объема, а также тенденций их развития. С этой стороны внимание направлено на установление продуктивности одних явлений и зависящей от нее их устойчивости, распространенности, роста; непродуктивности других и связанного с этим их пережиточного характера и нарушения ими действующих в современном языке закономерностей. В связи с тем, что язык в целом и в отдельных его элементах представляет собой исторически изменяющееся явление, давая характеристику русского языка как средства общения, нельзя рассматривать его как замкнутую систему с элементами, лишенными изменения и развития. Поэтому иногда, в самом ограниченном количестве, привлекаются факты ближайшего прошлого в истории русского языка (XVIII–XIX вв.) с тем, чтобы показать (хотя бы в виде намеков) отношение современной языковой системы к предыдущим этапам в историческом развитии языка, наметить процессы отмирания одних явлений и развития других. Исследование сосредоточивается на характеристике современного литературного языка; поэтому, как правило, рассматриваются языковые явления, составляющие норму в литературном языке. В случаях, когда употребление отдельных явлений достаточно отчетливо ограничено рамками тех или иных стилей, это отмечается. Изредка привлекаются нелитературные факты — или для показа процессов и тенденций развития известных явлений (архаизмы, диалектизмы), или в целях иллюстрации их нелитературности (просторечие). Кроме того, не вошедшие в литературный язык явления — индивидуальные новообразования — привлекаются в качестве методического приема исследования как показательный материал, свидетельствующий о продуктивности явлений. Пособие рассчитано на студентов, владеющих русским языком. Поэтому внимание направляется на выяснение имеющихся в языке закономерностей и описываются явления, охватываемые правилами; наоборот, объем и характер курса не допускали приведения исчерпывающих перечней различных единичных явлений; такие явления привлекаются преимущественно для иллюстрации того, что они оказываются за пределами действующих закономерностей и выступают как исключения из правил. Учитывая то обстоятельство, что в средней школе изложение грамматики нередко носит догматический характер, и имея в виду развитие у студентов сознательного отношения к фактам родного языка, выработку умения самостоятельно анализировать их, автор стремился избегать декларативного изложения и старался сопровождать выдвигаемые положения аргументами и иллюстративным материалом, помогающим лучше понимать изучаемые явления. В освещении проблем, составляющих предмет курса, стремление автора было направлено на то, чтобы знакомить с их трактовкой, установившейся и достаточно выработанной в науке о русском языке. Но по ряду вопросов существуют разные точки зрения и дискуссионные положения. Естественно, что излагаются те концепции, которые представляются автору более обоснованными. Объем курса не позволяет включать обзор разных точек зрения по отдельным дискуссионным вопросам; лишь в отношении наиболее крупных проблем коротко сообщается об имеющихся расхождениях и указывается соответствующая литература. 30 июня 1955 г. А. Н. Гвоздев Второе издание в целом воспроизводит первое издание. Сделаны лишь исправления допущенных в первом издании опечаток и недосмотров и незначительные дополнения; при этом по возможности приняты во внимание указания рецензий и отзывов, за которые приношу благодарность авторам. 30 ноября 1959 г. А. Н. Гвоздев
Гвоздев Александр Николаевич Выдающийся отечественный языковед-русист. Деятельность его характеризуется широтой исследовательских интересов и масштабностью результатов, достигнутых в тех областях лингвистики, к которым он обращался: изучении детской речи, диалектологии, фонетике, фонологии, морфонологии и орфографии, создании вузовских курсов по современному русскому языку и стилистике.
В 1918 г. окончил Московский университет. 20 лет (1918–1938) работал в Пензе; с 1938 г. до конца жизни — в Куйбышевском педагогическом институте. К пензенскому периоду относятся работы по изучению детской речи, первые большие публикации по этой тематике в московских изданиях (1927–1928); избрание в 1925 г. членом Московской диалектологической комиссии; присвоение в 1938 г. без защиты диссертации ученой степени кандидата наук. В 1943 г. А. Н. Гвоздев защитил в МГУ докторскую диссертацию «Формирование у ребенка грамматического строя русского языка». В 1945 г. избран членом-корреспондентом Академии педагогических наук РСФСР. С куйбышевским периодом жизни связано продолжение прежних разработок и новых направлений деятельности. А. Н. Гвоздев создает вузовские учебники и учебные пособия по современному русскому языку и стилистике, работы по фонологии, морфологии, орфографии, не потерявшие актуальность и в наши дни. |