URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Гвоздев А.Н. Современный русский литературный язык. Часть 1: Фонетика и морфология. (Теоретический курс) Обложка Гвоздев А.Н. Современный русский литературный язык. Часть 1: Фонетика и морфология. (Теоретический курс)
Id: 283443
858 р.

Современный русский литературный язык.
Часть 1: ФОНЕТИКА И МОРФОЛОГИЯ (теоретический курс). Ч.1. Изд. стереотип.

Современный русский литературный язык. Часть 1: Фонетика и морфология. (Теоретический курс) 2022. 472 с.
Типографская бумага

Аннотация

Двухтомный вузовский курс "Современный русский литературный язык" известного отечественного лингвиста А.Н.Гвоздева (1892–1959) --- явление в русистике второй половины ХХ века достаточно уникальное. В отличие от большинства других вузовских теоретических курсов, являющихся обычно результатом коллективной деятельности, --- это произведение одного автора, соответственно характеризующееся единством замысла и концептуальной целостностью.

Кроме... (Подробнее)


Содержание
top
От редактора (Е. С. Скобликова)9
Предисловие к 1-му изданию11
Предисловие ко 2-му изданию12
ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ13
Звуковая сторона речи и ее значение13
Фонетические средства русского языка14
Общие сведения о фонемах16
Фонетический строй русского языка19
Задачи описания фонетического строя русского языка19
I. Гласные фонемы20
Артикуляционная характеристика гласных22
II. Согласные фонемы24
Артикуляционная характеристика согласных26
Слабые позиции и звуковые законы31
Звуковые законы, действующие в современном русском языке32
а) Звуковые законы в области согласных33
б) Звуковые законы в области гласных39
Вопрос о принадлежности к фонемам звуков слабых позиций45
Условия употребления фонем и общая характеристика фонетического строя русского языка49
Словесное ударение53
Слог57
Чередование звуков62
Фонетические чередования62
А. Чередование гласных звуков62
Б. Чередование согласных фонем63
Исторические чередования64
Чередование согласных67
Чередование гласных73
Литературное произношение (орфоэпия)83
Значение литературного произношения и его характеристика83
Нормы литературного произношения88
Произношение гласных88
Произношение согласных91
ОРФОГРАФИЯ96
О значении ознакомления с основами орфографии96
Понятие об орфографии96
Алфавит и графика98
Алфавит98
Графика и ее особенности98
Слоговой принцип русской графики99
Необозначение ударения102
Основные черты русской орфографии103
Отношение орфографии к графике103
Морфологический принцип русской орфографии104
Необозначение при морфологическом правописании изменений звуков в морфеме и границы такого необозначения106
Нарушения морфологического принципа правописания110
Типы написаний по отношению к произношению112
Фонетические и нефонетические написания112
Определимость написаний произношением113
Слитные и раздельные написания117
Употребление прописных букв118
Общая оценка русской орфографии119
ГРАММАТИКА121
Морфология121
Морфология и синтаксис как разделы грамматики. Их взаимоотношения123
Грамматические категории126
Морфологический состав слова131
Изменения в морфологическом составе слов137
О морфологическом и этимологическом разборе141
Нулевая флексия; супплетивные формы143
Основные виды морфологической структуры слов русского языка144
Состав слов и словообразование146
О рассмотрении вопросов словообразования в курсе А. Н. Гвоздева (Комментарий редактора)146
Отношение учения о составе слов и словообразовании к морфологии155
Части речи159
Общая характеристика частей речи159
Переход слов из одной части речи в другую163
Состав и группировка частей речи164
Имя существительное166
Общая характеристика существительного166
Категория рода существительного168
Категория конкретности173
Категории одушевленности и неодушевленности173
Категория вещественности175
Категория собирательности176
Категория отвлеченности178
Категория числа существительных179
Существительные, не изменяемые по числам183
Категория падежа185
Склонение имен существительных189
Изменяемость основ при склонении192
Разновидности внутри отдельных типов склонения194
Таблицы склонений196
Варианты падежных окончаний198
Множественное число201
Место и роль ударения в склонении существительных205
Несклоняемые имена существительные209
Морфологический состав и словообразование существительных209
Типы существительных по морфологическому составу209
Суффиксы существительных210
Словообразовательные суффиксы213
Суффиксы оценки230
Приставки имен существительных237
Бессуфиксальные образования239
Сложные существительные240
Имя прилагательное245
Определение прилагательного245
Переход прилагательных в существительные245
Переход причастий в прилагательные247
Категории падежа, числа и рода у прилагательных247
Качественные и относительные прилагательные248
Грамматические различия качественных и относительных прилагательных250
Притяжательные прилагательные251
Полные и краткие формы качественных прилагательных252
Степени сравнения прилагательных257
Образование синтетической сравнительной степени260
Превосходная степень261
Склонение прилагательных262
Склонение полных прилагательных263
Склонение прилагательных с суффиксом -й- (йот)267
Склонение притяжательных прилагательных с суффиксами -ов, -ин268
Морфологический состав и словообразование прилагательных269
Суффиксы прилагательных270
Суффиксы качественных прилагательных270
Непродуктивные суффиксы качественных прилагательных274
Суффиксы причастного происхождения275
Суффиксы относительных и качественных прилагательных276
Суффиксы притяжательных и относительно-притяжательных прилагательных280
Суффиксы оценки и меры качеств281
Приставки имен прилагательных283
Приставки качественных прилагательных283
Приставки относительных прилагательных286
Сложные прилагательные288
Имя числительное292
Определение числительного, разряды числительных292
Количественные числительные293
Собирательные числительные296
Дробные числительные298
Неопределенно-количественные числительные298
Порядковые числительные298
Словообразование числительных300
Склонение числительных301
Местоимение305
Понятие о местоимении305
Переход в местоимения слов, принадлежащих к другим частям речи308
Узкое и широкое понимание местоимений309
Синтаксические функции местоимений310
Разряды местоимений по значению311
Склонение местоимений320
Глагол324
Глагол, его значение и грамматическая структура324
Спрягаемые и неспрягаемые формы глагола325
Переходные и непереходные глаголы327
Залоги глагола330
Глаголы, не имеющие частицы -ся332
Глаголы с частицей -ся333
Категория вида339
Несовершенный и совершенный виды и их отношения339
Главные разновидности несовершенного и совершенного видов346
Образование видов348
Видовые пары и их морфологические различия351
Непарные глаголы одного вида357
Наклонения глагола359
Понятие о наклонениях; изъявительное наклонение359
Повелительное наклонение360
Сослагательное наклонение366
Времена глагола369
Времена русского глагола и их значение369
Прошедшее время371
Настоящее время376
Будущее время378
Категория лица380
Безличные глаголы383
Спряжения384
Инфинитив387
Основы глаголов389
Классы глаголов390
Словообразование глаголов395
Образование глаголов от других частей речи395
Образование глаголов от других глаголов. Глагольные приставки398
Причастие415
Причастие и его отношение к глаголу и прилагательному415
Переход причастий в прилагательные417
Разряды причастий419
Образование причастий421
Происхождение причастий423
Деепричастие424
Деепричастие, его отношение к глаголу и наречию424
Синтаксические функции деепричастий425
Переход деепричастий в наречия426
Обозначение времени у деепричастий427
Образование деепричастий429
Наречие432
Наречие, его значение и синтаксическая роль432
Разряды наречий по значению434
Переход в наречия других частей речи435
Образование и морфологический состав наречий438
Суффиксы и приставки наречий439
Структура наречий, образовавшихся в результате адвербиализации440
Степени сравнения наречий и суффиксы субъективной оценки443
Категория состояния445
Вопрос о категории состояния в русской грамматике445
Модальные слова450
Служебные части речи (частицы речи)453
Предлог456
Союзы460
Частицы462
Междометия465
Основные черты морфологической системы русского языка470

От редактора
top

Двухтомный вузовский учебник «Современный русский литературный язык» известного лингвиста, члена-корреспондента Академии педагогических наук РСФСР А. Н. Гвоздева, более 20 лет отдавшего работе в Куйбышевском педагогическом институте, занимает в разработке этого основного лингвистического курса русистов-филологов особое место. Это единственный фундаментальный учебник одного автора, охватывающий все разделы курса, кроме лексикологии. Являясь итогом масштабной и многосторонней научной и педагогической деятельности , обе книги характеризуются концептуальной цельностью. Они не только закладывают основы языковедческих знаний, но и воспитывают лингвистическое мышление, навыки вдумчивого, исследовательского отношения к языку. Автор не скупится на объяснение фактов языка, равно как и на необедненный показ этих фактов, на эстетически образцовый иллюстративный материал. Книги А. Н. Гвоздева получили высокую оценку его современников. О их успехе свидетельствует многократное переиздание. При жизни автора они вышли в 1958 г.; посмертно в «Учпедгизе» / «Просвещении» в 1961, 1967–1968, 1973 гг.; 1-я часть — в 1995–1997 гг. в трех выпусках в Самаре. По фундаментальности, по установке на осознанное, глубокое и заинтересованное освоение курс А. Н. Гвоздева остается непревзойденным до сих пор.

В издаваемой 1-й части двухтомника А. Н. Гвоздева отражены фонологические и морфонологические взгляды автора — представителя «щербовской» («Ленинградской») фонологической школы — ЛФШ. С позиций ЛФШ характеризуется общее понятие фонемы, система фонем русского языка; основной принцип русской орфографии; различия (в устной форме литературного языка) парадигм склонения и спряжения с ударными и безударными окончаниями; дополнительная различительная роль в парадигмах фонетически обусловленных чередований звуков в основах и т. д. Морфонологические вопросы, касающиеся морфологической и словообразовательной роли исторических чередований, получают развернутое освещение и в разделе, специально посвященном этим чередованиям, и в разделах, характеризующих словообразование и словоизменение разных частей речи.

В освещении всех вопросов морфологии и словообразования большое место занимают семантические характеристики языковых явлений.

Думаем, что внимательное изучение курса по учебнику А. Н. Гвоздева обеспечивает базу для освоения (а иногда и для критической оценки) появившихся после его создания ряда новых понятий и концепций.

***

При подготовке книги к настоящему — 6-му — изданию в основном осуществлялась только минимальная редакторская правка. Известным композиционным перестановкам и небольшому расширению подверглись лишь некоторые параграфы, характеризующие разряды местоимений.

В раздел, посвященный морфологическому составу слова и словообразованию, включен достаточно развернутый комментарий редактора — «О рассмотрении вопросов словообразования в курсе А. Н. Гвоздева». В чисто прагматическом отношении потребность в этом комментарии вызвана отсутствием в учебнике специального рассмотрения и последовательного терминологического обозначения морфологических способов словообразования. С другой стороны, в книге представлены богатые материалы, подробно характеризующие словообразовательные модели по отдельным частям речи, и назначение комментария — сориентировать читателя в особенностях принятой здесь системы описания русского словообразования. Сразу отметим принципиальную близость этой системы к той, которая принята в одном из ныне действующих школьных учебников . Как пишут авторы соответствующего учебного комплекса, здесь «не отрабатывается разграничение морфемного и словообразовательного разборов, меньше уделяется внимания способам словообразования» . С другой стороны, в отличие от учебников М. Т. Баранова, А. А. Ладыженской и других авторов, вводятся небольшие, но содержательные разделы, характеризующие словообразовательные модели отдельных частей речи.

Среди изменений в техническом оформлении, осуществленных при подготовке книги к переизданию, укажем на укрупненное содержание параграфов (во второй половине работы) и соответствующее изменение их нумерации в текстовых отсылках.

Доктор филологических наук, профессор Е. С. Скобликова


Предисловие к первому изданию
top

Настоящий выпуск представляет собой часть общего курса современного русского литературного языка и включает фонетику и первый раздел грамматики — морфологию в широком понимании; в следующие выпуски войдут синтаксис и лексика.

Целью данного курса является обзор основных явлений современного русского литературного языка, относящихся к разным сторонам языковой системы, и раскрытие их характерных свойств и объема, а также тенденций их развития. С этой стороны внимание направлено на установление продуктивности одних явлений и зависящей от нее их устойчивости, распространенности, роста; непродуктивности других и связанного с этим их пережиточного характера и нарушения ими действующих в современном языке закономерностей.

В связи с тем, что язык в целом и в отдельных его элементах представляет собой исторически изменяющееся явление, давая характеристику русского языка как средства общения, нельзя рассматривать его как замкнутую систему с элементами, лишенными изменения и развития. Поэтому иногда, в самом ограниченном количестве, привлекаются факты ближайшего прошлого в истории русского языка (XVIII–XIX вв.) с тем, чтобы показать (хотя бы в виде намеков) отношение современной языковой системы к предыдущим этапам в историческом развитии языка, наметить процессы отмирания одних явлений и развития других.

Исследование сосредоточивается на характеристике современного литературного языка; поэтому, как правило, рассматриваются языковые явления, составляющие норму в литературном языке. В случаях, когда употребление отдельных явлений достаточно отчетливо ограничено рамками тех или иных стилей, это отмечается.

Изредка привлекаются нелитературные факты — или для показа процессов и тенденций развития известных явлений (архаизмы, диалектизмы), или в целях иллюстрации их нелитературности (просторечие). Кроме того, не вошедшие в литературный язык явления — индивидуальные новообразования — привлекаются в качестве методического приема исследования как показательный материал, свидетельствующий о продуктивности явлений.

Пособие рассчитано на студентов, владеющих русским языком. Поэтому внимание направляется на выяснение имеющихся в языке закономерностей и описываются явления, охватываемые правилами; наоборот, объем и характер курса не допускали приведения исчерпывающих перечней различных единичных явлений; такие явления привлекаются преимущественно для иллюстрации того, что они оказываются за пределами действующих закономерностей и выступают как исключения из правил.

Учитывая то обстоятельство, что в средней школе изложение грамматики нередко носит догматический характер, и имея в виду развитие у студентов сознательного отношения к фактам родного языка, выработку умения самостоятельно анализировать их, автор стремился избегать декларативного изложения и старался сопровождать выдвигаемые положения аргументами и иллюстративным материалом, помогающим лучше понимать изучаемые явления.

В освещении проблем, составляющих предмет курса, стремление автора было направлено на то, чтобы знакомить с их трактовкой, установившейся и достаточно выработанной в науке о русском языке. Но по ряду вопросов существуют разные точки зрения и дискуссионные положения. Естественно, что излагаются те концепции, которые представляются автору более обоснованными. Объем курса не позволяет включать обзор разных точек зрения по отдельным дискуссионным вопросам; лишь в отношении наиболее крупных проблем коротко сообщается об имеющихся расхождениях и указывается соответствующая литература.

30 июня 1955 г. А. Н. Гвоздев


Предисловие ко второму изданию
top

Второе издание в целом воспроизводит первое издание. Сделаны лишь исправления допущенных в первом издании опечаток и недосмотров и незначительные дополнения; при этом по возможности приняты во внимание указания рецензий и отзывов, за которые приношу благодарность авторам.

30 ноября 1959 г. А. Н. Гвоздев


Об авторе
top
photoГвоздев Александр Николаевич
Выдающийся отечественный языковед-русист. Деятельность его характеризуется широтой исследовательских интересов и масштабностью результатов, достигнутых в тех областях лингвистики, к которым он обращался: изучении детской речи, диалектологии, фонетике, фонологии, морфонологии и орфографии, создании вузовских курсов по современному русскому языку и стилистике.

В 1918 г. окончил Московский университет. 20 лет (1918–1938) работал в Пензе; с 1938 г. до конца жизни — в Куйбышевском педагогическом институте. К пензенскому периоду относятся работы по изучению детской речи, первые большие публикации по этой тематике в московских изданиях (1927–1928); избрание в 1925 г. членом Московской диалектологической комиссии; присвоение в 1938 г. без защиты диссертации ученой степени кандидата наук.

В 1943 г. А. Н. Гвоздев защитил в МГУ докторскую диссертацию «Формирование у ребенка грамматического строя русского языка». В 1945 г. избран членом-корреспондентом Академии педагогических наук РСФСР.

С куйбышевским периодом жизни связано продолжение прежних разработок и новых направлений деятельности. А. Н. Гвоздев создает вузовские учебники и учебные пособия по современному русскому языку и стилистике, работы по фонологии, морфологии, орфографии, не потерявшие актуальность и в наши дни.